Ледяной метеорит? Причину гибели библейских городов выяснили археологи

© Фото / NASA Johnson / Earth Observations "Islands In The Sky"Планета земля. Архивное фото
Планета земля. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан, 1920, 22.09.2021
Поселение бронзового века находится к северо-востоку от Мертвого моря, в современной Иордании. Чтобы восстановить картину событий, потребовалось 15 лет раскопок, на основании которых ученые построили компьютерную модель.

БИШКЕК, 22 сен — Sputnik. Древний город Телль-эль-Хаммам на юге Иорданской долины был разрушен примерно в 1650 году до нашей эры в результате взрыва над ним гигантского ледяного метеорита. К такому заключению пришли археологи, ведущие раскопки на территории ближневосточного города. Результаты их исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Археологи в ходе раскопок сумели найти доказательства того, что город бронзового века был разрушен в результате взрыва, аналогичного тому, что взорвался в 1908 году в районе Подкаменной Тунгуски в России. Когда ученые только начали работать здесь, они обнаружили темный слой древесного угля, золы, расплавленных кирпичей и глиняной посуды толщиной около полутора метров. Его датировки показали, что примерно 3600 лет назад на город обрушилась огненная буря, которая уничтожила его.

Сначала причинами катастрофы называли извержение вулкана, землетрясение, пожар или военные действия, но ни одно из этих событий не могло создать температуры, при которых плавятся металл, сырцовые кирпичи и глиняная посуда. Эксперименты с лабораторными печами показали, что для этого нужен нагрев выше 1500 градусов Цельсия.

Комета. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан, 1920, 07.04.2021
Где упал "бишкекский метеорит"? МЧС проверяет информацию
В нынешнем исследовании участвовала большая группа специалистов разного профиля из США, Канады и Чехии — археологи, геологи, геохимики, геоморфологи, минералоги, палеоботаники, седиментологи, эксперты по космическим ударам и медики. Они считают, что механизм катастрофы был тот же, что и у тунгусского события в 1908 году. Огненный шаг образовался на высоте около четырех километров над землей, а мощность взрыва в тысячу раз превышала силу атомной бомбы в Хиросиме. Практически сразу все поселение вспыхнуло. Через несколько секунд на него обрушилась мощная ударная волна, уничтожившая все постройки, а людей и животных разорвало на куски. Примерно через минуту пламя достигло Иерихона, расположенного в 22 километрах к западу от Талль-эль-Хаммама. Стены города рухнули, и он сгорел дотла.

Чтобы восстановить картину событий, потребовалось 15 лет раскопок, на основании которых ученые построили компьютерную модель, базирующуюся на параметрах известных столкновений с космическими телами и ядерных взрывов.

Вспышки метеора над извергающимся вулканом — красивое таймлапс-видео - Sputnik Кыргызстан, 1920, 29.11.2020
Вспышки метеора над извергающимся вулканом — красивое таймлапс-видео
Авторы также приводят большой набор вещественных доказательств этой версии. На месте они обнаружили частицы минералов ударного происхождения, которые образуются при гигантских давлениях, — импактного кварца, диамандоидов (песчинок алмазоподобного материала), а также сферул — крошечных шариков расплавленного материала, состоящих из испаренного железа и песка.

Специалисты предполагают, что катастрофа в Талль-эль-Хаммаме послужила основой рассказа о гибели Содома и Гоморры. Библия описывает разрушение городов, расположенных недалеко от Мертвого моря, на которые упали камни и огонь с неба, от пожаров поднялся густой дым, а все жители погибли.