https://ru.sputnik.kg/20220213/semya-deti-vospitanie-mat-otec-psiholog-povedenie-1062017455.html
Я лучше знаю, я старше — беседа с психологом об ошибках в воспитании детей
Я лучше знаю, я старше — беседа с психологом об ошибках в воспитании детей
Sputnik Кыргызстан
Почти каждый из нас задумывается, как правильно воспитать ребенка. Читайте в материале, какие бывают типы воспитания детей и к чему они приводят. 13.02.2022, Sputnik Кыргызстан
2022-02-13T21:04+0600
2022-02-13T21:04+0600
2022-02-13T21:04+0600
семья
дети
психолог
поведение
отец
мать
воспитание
https://sputnik.kg/img/07e6/02/0d/1062024935_0:0:3073:1728_1920x0_80_0_0_0ed3bc9b15902e0f7f440c113355b3a8.jpg
Sputnik Кыргызстан побеседовал с педагогом-психологом центра "Бакыт ордосу" Айнек Муратбековой, которая рассказала о четырех правилах воспитания детей.— В обществе часто муссируется тема воспитания детей, и люди обычно занимают две стороны. Первые выступают за консервативное и строгое воспитание, вторые считают, что нужно ребенка воспринимать как взрослого и уважать его мнение. Так какой же взгляд верный?— Воспитательный процесс не бывает идеально правильным. Огромную роль тут играют семья, в которой живет ребенок; ценности, которые даются в ней; уровень доверия и, конечно же, социально-экономическая составляющая. Воспитание должно соответствовать этим и многим другим критериям. Обычно родители используют методы воспитания, которые сами видели или считают традиционными. Поэтому процесс воспитания бывает разным, и именно поэтому специалисты не могут советовать один универсальный и самый идеальный метод. Мы даем направление в воспитании, которое соответствует особенностям характера и поведения ребенка. А так как основой воспитания являются родители, то работаем прежде всего с ними. Воспитание начинается не с рождения ребенка, а с момента выбора супруга. На детей сильно влияют жизненные взгляды, образование, ценности, а также отношения родителей. Сильно также влияние генов и окружения. И в этой среде со временем человек меняется и развивается.— С какими проблемами к вам чаще всего обращаются?— Вообще, в воспитании существует шесть направлений, но чаще говорится о четырех — авторитарном, демократическом, либеральном и хаотическом. Так, например, в авторитарной семье безраздельно властвуют родители, которые переносят ответственность на детей. "Ты должен сделать", "я лучше знаю, потому что старше", "я тебе говорю" — именно такие фразы в приказном тоне чаще звучат в такой семье, а наказание следует даже за малейшую провинность. Кроме этого, такие родители указывают детям даже, кем им быть — врачом, учителем и так далее. Таким образом они реализуют через детей свои желания и мечты и транслируют им то, чего сами не смогли добиться.В демократической семье есть свобода выбора, но это не значит, что ребенок может делать, что вздумается. Он воспринимается как индивид, и его мнение учитывается при принятии решений. Ему разрешается делать выбор, но при этом за ним ведется контроль, и он несет полную ответственность за поступки. Также детям предоставляются свобода, и их воспитывают в уважении к другим. Часто демократический стиль путают с либеральным.Если рассматривать либеральный стиль, то тут детям не говорят "нет" — наоборот, им почти все дозволено: "пусть делает что хочет, ребенок же, позже научится чему надо". При таком стиле воспитания ребенок оказывается гиперопекаемым — например, если он упал, то родители бегут и сами поднимают его, не дают самостоятельности, потакают всем его прихотям. В итоге такой либеральный ребенок, взрослея, становится ведомым и неспособным принимать важные решения.Так называемый хаотичный стиль воспитания возникает, когда супруги воспитывались в совершенно разных по укладу и взглядам семьях, соответственно это влияет на ребенка, так как каждый из родителей видит процесс воспитания по-своему. Нередко из-за этого возникают серьезные разногласия между родителями, поэтому не обсуждайте, как вы хотите воспитывать, при детях, потому что они могут получить психологическую травму. Дети очень чувствительны и принимают все близко к сердцу — они считают себя виновными в домашних скандалах. Недаром Зигмунд Фрейд писал, что проблемы взрослых начинаются в детстве.— Достоевский говорил, что ребенок формируется до четырех лет и, взрослея, остается почти таким же. Как влияют на ребенка вышеописанные стили воспитания?— Совершенно верно, воспитание дает о себе знать во взрослом возрасте. Так, дети, выросшие в авторитарной семье, став взрослыми, зачастую не понимают эмоций и поведения других людей. Более того, они вырастают неуверенными в себе. Таким детям в детстве никто не объяснял, из-за чего это или иное запрещено и почему в тех или иных ситуациях люди обращаются с ними по-разному. И хотя они внешне выражают согласие практически со всем, но на деле не могут понять, кто прав и кто виноват. Такие дети из-за отсутствия собственного взгляда не могут анализировать ситуацию и делать правильные выводы. Также из-за того что родители не спрашивали их мнение, они могут воспринимать слова друзей или коллег как приказ к действию и часто не контролируют себя. Негативных качеств у таких людей много — пассивные на работе, слабые и очень агрессивные в повседневной жизни. В свое время у такого ребенка были свои желания, свой выбор, и он хотел говорить об этом и желал, чтобы его услышали, но родители не обращали на это внимания. Очевидно, что в таком случае у ребенка сильно повреждены эмоции, и это чувство невысказанности позже выливается в мощную агрессию и неспособность самостоятельно мыслить. Схожие результаты возникают и при воспитании в либеральном стиле — родительская гиперопека превращает ребенка в безвольного, а позже в неспособного принимать самостоятельные решения.При воспитании в хаотичном стиле из-за того, что ребенок воспитывается не в одном направлении, вырастают люди с разбросанным сознанием и неустоявшимися мыслями. При принятии решений они часто не верят в свои силы и с настойчивым вопросом — а ты как думаешь — ищут поддержки у окружающих. Кроме этого, у них неустойчивый и нестабильный характер.Дети, воспитанные в демократическом стиле, очень интересуются мнением других, внимательны и ценят чувства окружающих. Все это прививается с детства родителями, которые при принятии решений интересовались мнением ребенка.— В психологии есть четкое разделение по возрастам. Действительно ли есть разница в воспитании одного и того же ребенка разного возраста?— Конечно. Вообще, возрастная психология учит, что к каждому возрасту необходим соответствующий подход. Согласно этой дисциплине, 3, 7 и 14 лет считаются кризисными. Именно в это время ребенок нуждается в эмоциональной близости, любви и понимании. Так, от трех до пяти лет ребенка нужно буквально купать во внимании и заботе. В этом возрасте у него формируется эго — "в этом мире есть только я, и даже мама есть, потому что я существую". Такие мысли появляются у ребенка потому, что его нервная система еще не сформирована и неустойчива. В этот период он познает мир, и нельзя его критиковать за ошибки или ругать за шалости. Повзрослев, он и так наслушается критики, поэтому те или иные вещи нужно объяснять только с лаской и теплом. Ребенок очень чувствителен, он замечает даже незначительные вещи. И, конечно же, все у него откладывается в памяти, в том числе ваше отношение к нему.Сразу после рождения ребенок начинает самостоятельную жизнь — делает первый вдох, слышит новые звуки, видит новый мир. В утробе матери он слышал лишь биение ее сердца и жил на полном обеспечении. Даже процесс появления на свет своего рода испытание. Поэтому убаюкивание нежным похлопыванием эффективно — оно напоминает ребенку удары сердца матери. Так как через маму он познает мир, желательно, чтобы ребенок был всегда возле нее до четырех-пяти лет.В процессе познания мира у ребенка возникает множество вопросов, он хочет исследовать всё и вся. В это время из него сыплются миллионы "почему", и он пытается найти ответы. Конечно, он не понимает, что есть опасность, ему необходимо объяснять причины этих угроз. Кроме этого, если вы запретили что-то делать ребенку, то этот запрет должен распространяться на всех членов семьи. То есть не должно быть так, что мама запрещает, а отец или дедушка разрешают, — у ребенка могут возникнуть диссонанс и непонимание, что повлечет негативные последствия. Важно не только отвечать на все его запросы, но и давать направление. Это можно делать, заинтересовав ребенка чем-то новым.— В городских семьях принято в раннем школьном возрасте отдавать ребенка в различные секции и кружки. Если появляется братик или сестренка, то у него практически нет времени общаться с ним. Как влияет такая нагрузка на ребенка?— Это может буквально сломать его. Да, с одной стороны ребенок становится развитым и даже может стать более самостоятельным. Но в будущем возможно и негативное влияние — такие дети, вырастая, часто говорят, что у них не было детства. Любой родитель хочет, чтобы его ребенок стал успешным, но надо помнить, что они могут допустить и ошибку. Специалисты никому не говорят, что они делают неправильно, — это их выбор, и каждый на это имеет право. Каждый ребенок приходит в этот мир со своим характером, качествами и потенциалом. Единственное, что мы просим у всех родителей, это дать возможность ребенку прожить свое детство, как все дети. Многие рано отдают детей в школу, но помните, что ребенок, общаясь и играя с друзьями, тоже познает мир, учится чему-то новому.Очень хорошо помогает развитию детей общение с природой — удивляясь и восхищаясь окружающим миром, дети учатся беречь его, находить взаимосвязь со вселенной. Поэтому поездки на природу тоже являются частью воспитания.До подросткового периода дети многое познают вместе с родителями, и об этом тоже нельзя забывать. Именно вместе, а не вместо, то есть никакая секция или курсы не заменят родителя. Не секрет, что часто мы отдаем туда детей, лишь бы они были загружены и не болтались где попало. Танцы, математика, шахматы, спорт... Многие родители просто теряют контроль и начинают записывать на все подряд. Но нужно понимать, что ребенок может стать лучшим в чем-то одном. Такая ситуация происходит из-за того, что родители транслируют свою неудовлетворенность из детства на детей и мечтают, чтобы те исполнили их мечты. Так, в авторитарной семье родители даже профессию ребенку выбирают сами, заставляют окончить вуз, который считают нужным. Позже человек на нелюбимой работе будет быстро уставать, впадать в депрессию и, конечно же, вступать в конфликты. Это можно назвать вербальным насилием над детьми. Как ни парадоксально, этот ребенок будет поступать так же со своими детьми, потому что другой модели воспитания он просто не знает.— То есть недостатки родителей сильно влияют на воспитание…— Воспитание начинается с матери, продолжается отцом и закрепляется обществом. Есть так называемые видимые, то есть осязаемые признаки и причины недостатков воспитания, а есть и невидимые, не проявляющиеся при первом взгляде. Например, ребенок привык "сидеть" в телефоне и ничего не делать — это считается видимым признаком, и причина тут может быть, например, в затягивающей интересной игре или в мультфильмах. Истинные причины такого поведения скрыты, и они могут быть совершенно не связаны с телефоном. Чтобы найти их, мы прежде всего изучаем маму ребенка, ее жизнь. У матери много психологических моментов, которые сильно влияют на ее жизнь. И самый тяжелый, когда у женщины нет статуса полноценной матери. Так происходит, когда супруга, живя с родителями мужа, не может полностью выразить свои эмоции и чувства к ребенку у них на глазах. Иногда даже бывает, что свекор и свекровь, считая свое право воспитывать внука приоритетным, просто не дают молодой маме полноценно общаться с ним. Также для женщины очень важно, как строится ее карьера, удовлетворена ли она семейной жизнью, бытом, насколько хороша ее интимная жизнь. Из всего этого и формируется женское счастье, а если есть какие-то неурядицы или проблемы, то, естественно, все это скажется на воспитании ребенка.— Почему-то принято считать, что если ребенок успешный, то это заслуга отца, а вот если он неудачник, то это ошибка матери…— Несомненно, авторитет отца важен, но если родители поддерживают друг друга, вместе решают вопросы, то в воспитании детей не будет огрехов. Дети часто слушают мать и берут с нее пример, но все равно находятся под большим влиянием отца. Поэтому очень важно, чтобы мать не пугала ребенка отцом, а, наоборот, показывала только его положительные стороны и тем самым поднимала авторитет папы в глазах детей. Если у детей возникают вопросы, то чаще они сначала идут к матери, и этим тоже нужно правильно пользоваться. Если, например, ребенок просит деньги или спрашивает разрешения пойти на вечеринку, а мама отвечает, что сначала посоветуется с отцом или возьмет у него нужную сумму, то у ребенка возникнет стойкое понимание, что в семье решения принимаются только сообща. Таким образом у детей можно сформировать жизненные принципы, и в будущем они будут поступать так же уже в своей семье. Естественно, что роль и авторитет отца в такой семье будут высокими, впрочем, как и матери. В тех семьях, где такого тесного взаимодействия у супругов нет, дети не видят напрямую отцовской заботы и в итоге будут искать замену в психологическом плане, особенно девочки, так как они нуждаются во внимании отца больше, чем сыновья. Дочери, не получившие отцовской ласки и заботы, будут искать супруга старше, и модель поведения у них будет зависеть от партнера. Поэтому роль отца в семье так же высока, как и матери.
https://ru.sputnik.kg/20211106/psiholog-intervyu-deti-polovoe-vospitanie-seks-1054511432.html
https://ru.sputnik.kg/20220213/sindrom-dauna-solnechnye-deti-kyrgyzstan-1062008032.html
https://ru.sputnik.kg/20210701/usa-uchenye-porka-deti-mnenie-1053066189.html
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Нурайым Рысмамбетова
https://sputnik.kg/img/07e7/02/08/1072723228_634:137:847:350_100x100_80_0_0_47f290b43cbec9e6c1b1dd64bcedc9c3.jpg
Нурайым Рысмамбетова
https://sputnik.kg/img/07e7/02/08/1072723228_634:137:847:350_100x100_80_0_0_47f290b43cbec9e6c1b1dd64bcedc9c3.jpg
Новости
ru_KG
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://sputnik.kg/img/07e6/02/0d/1062024935_0:0:2731:2048_1920x0_80_0_0_5a39e9cf491d658fe0b6506d13103003.jpgSputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Нурайым Рысмамбетова
https://sputnik.kg/img/07e7/02/08/1072723228_634:137:847:350_100x100_80_0_0_47f290b43cbec9e6c1b1dd64bcedc9c3.jpg
семья, дети, психолог, поведение, отец, мать, воспитание
семья, дети, психолог, поведение, отец, мать, воспитание
Sputnik Кыргызстан побеседовал с педагогом-психологом центра "Бакыт ордосу" Айнек Муратбековой, которая рассказала о четырех правилах воспитания детей.
— В обществе часто муссируется тема воспитания детей, и люди обычно занимают две стороны. Первые выступают за консервативное и строгое воспитание, вторые считают, что нужно ребенка воспринимать как взрослого и уважать его мнение. Так какой же взгляд верный?
— Воспитательный процесс не бывает идеально правильным. Огромную роль тут играют семья, в которой живет ребенок; ценности, которые даются в ней; уровень доверия и, конечно же, социально-экономическая составляющая. Воспитание должно соответствовать этим и многим другим критериям. Обычно родители используют методы воспитания, которые сами видели или считают традиционными. Поэтому процесс воспитания бывает разным, и именно поэтому специалисты не могут советовать один универсальный и самый идеальный метод. Мы даем направление в воспитании, которое соответствует особенностям характера и поведения ребенка. А так как основой воспитания являются родители, то работаем прежде всего с ними. Воспитание начинается не с рождения ребенка, а с момента выбора супруга. На детей сильно влияют жизненные взгляды, образование, ценности, а также отношения родителей. Сильно также влияние генов и окружения. И в этой среде со временем человек меняется и развивается.
— С какими проблемами к вам чаще всего обращаются?
— Вообще, в воспитании существует шесть направлений, но чаще говорится о четырех — авторитарном, демократическом, либеральном и хаотическом. Так, например, в авторитарной семье безраздельно властвуют родители, которые переносят ответственность на детей. "Ты должен сделать", "я лучше знаю, потому что старше", "я тебе говорю" — именно такие фразы в приказном тоне чаще звучат в такой семье, а наказание следует даже за малейшую провинность. Кроме этого, такие родители указывают детям даже, кем им быть — врачом, учителем и так далее. Таким образом они реализуют через детей свои желания и мечты и транслируют им то, чего сами не смогли добиться.
В демократической семье есть свобода выбора, но это не значит, что ребенок может делать, что вздумается. Он воспринимается как индивид, и его мнение учитывается при принятии решений. Ему разрешается делать выбор, но при этом за ним ведется контроль, и он несет полную ответственность за поступки. Также детям предоставляются свобода, и их воспитывают в уважении к другим. Часто демократический стиль путают с либеральным.
Если рассматривать либеральный стиль, то тут детям не говорят "нет" — наоборот, им почти все дозволено: "пусть делает что хочет, ребенок же, позже научится чему надо". При таком стиле воспитания ребенок оказывается гиперопекаемым — например, если он упал, то родители бегут и сами поднимают его, не дают самостоятельности, потакают всем его прихотям. В итоге такой либеральный ребенок, взрослея, становится ведомым и неспособным принимать важные решения.
Так называемый хаотичный стиль воспитания возникает, когда супруги воспитывались в совершенно разных по укладу и взглядам семьях, соответственно это влияет на ребенка, так как каждый из родителей видит процесс воспитания по-своему. Нередко из-за этого возникают серьезные разногласия между родителями, поэтому не обсуждайте, как вы хотите воспитывать, при детях, потому что они могут получить психологическую травму. Дети очень чувствительны и принимают все близко к сердцу — они считают себя виновными в домашних скандалах. Недаром Зигмунд Фрейд писал, что проблемы взрослых начинаются в детстве.
— Достоевский говорил, что ребенок формируется до четырех лет и, взрослея, остается почти таким же. Как влияют на ребенка вышеописанные стили воспитания?
— Совершенно верно, воспитание дает о себе знать во взрослом возрасте. Так, дети, выросшие в авторитарной семье, став взрослыми, зачастую не понимают эмоций и поведения других людей. Более того, они вырастают неуверенными в себе. Таким детям в детстве никто не объяснял, из-за чего это или иное запрещено и почему в тех или иных ситуациях люди обращаются с ними по-разному. И хотя они внешне выражают согласие практически со всем, но на деле не могут понять, кто прав и кто виноват. Такие дети из-за отсутствия собственного взгляда не могут анализировать ситуацию и делать правильные выводы.
Также из-за того что родители не спрашивали их мнение, они могут воспринимать слова друзей или коллег как приказ к действию и часто не контролируют себя. Негативных качеств у таких людей много — пассивные на работе, слабые и очень агрессивные в повседневной жизни. В свое время у такого ребенка были свои желания, свой выбор, и он хотел говорить об этом и желал, чтобы его услышали, но родители не обращали на это внимания. Очевидно, что в таком случае у ребенка сильно повреждены эмоции, и это чувство невысказанности позже выливается в мощную агрессию и неспособность самостоятельно мыслить. Схожие результаты возникают и при воспитании в либеральном стиле — родительская гиперопека превращает ребенка в безвольного, а позже в неспособного принимать самостоятельные решения.
При воспитании в хаотичном стиле из-за того, что ребенок воспитывается не в одном направлении, вырастают люди с разбросанным сознанием и неустоявшимися мыслями. При принятии решений они часто не верят в свои силы и с настойчивым вопросом — а ты как думаешь — ищут поддержки у окружающих. Кроме этого, у них неустойчивый и нестабильный характер.
Дети, воспитанные в демократическом стиле, очень интересуются мнением других, внимательны и ценят чувства окружающих. Все это прививается с детства родителями, которые при принятии решений интересовались мнением ребенка.
— В психологии есть четкое разделение по возрастам. Действительно ли есть разница в воспитании одного и того же ребенка разного возраста?
— Конечно. Вообще, возрастная психология учит, что к каждому возрасту необходим соответствующий подход. Согласно этой дисциплине, 3, 7 и 14 лет считаются кризисными. Именно в это время ребенок нуждается в эмоциональной близости, любви и понимании. Так, от трех до пяти лет ребенка нужно буквально купать во внимании и заботе. В этом возрасте у него формируется эго — "в этом мире есть только я, и даже мама есть, потому что я существую". Такие мысли появляются у ребенка потому, что его нервная система еще не сформирована и неустойчива. В этот период он познает мир, и нельзя его критиковать за ошибки или ругать за шалости. Повзрослев, он и так наслушается критики, поэтому те или иные вещи нужно объяснять только с лаской и теплом. Ребенок очень чувствителен, он замечает даже незначительные вещи. И, конечно же, все у него откладывается в памяти, в том числе ваше отношение к нему.
Сразу после рождения ребенок начинает самостоятельную жизнь — делает первый вдох, слышит новые звуки, видит новый мир. В утробе матери он слышал лишь биение ее сердца и жил на полном обеспечении. Даже процесс появления на свет своего рода испытание. Поэтому убаюкивание нежным похлопыванием эффективно — оно напоминает ребенку удары сердца матери. Так как через маму он познает мир, желательно, чтобы ребенок был всегда возле нее до четырех-пяти лет.
В процессе познания мира у ребенка возникает множество вопросов, он хочет исследовать всё и вся. В это время из него сыплются миллионы "почему", и он пытается найти ответы. Конечно, он не понимает, что есть опасность, ему необходимо объяснять причины этих угроз. Кроме этого, если вы запретили что-то делать ребенку, то этот запрет должен распространяться на всех членов семьи. То есть не должно быть так, что мама запрещает, а отец или дедушка разрешают, — у ребенка могут возникнуть диссонанс и непонимание, что повлечет негативные последствия. Важно не только отвечать на все его запросы, но и давать направление. Это можно делать, заинтересовав ребенка чем-то новым.
— В городских семьях принято в раннем школьном возрасте отдавать ребенка в различные секции и кружки. Если появляется братик или сестренка, то у него практически нет времени общаться с ним. Как влияет такая нагрузка на ребенка?
— Это может буквально сломать его. Да, с одной стороны ребенок становится развитым и даже может стать более самостоятельным. Но в будущем возможно и негативное влияние — такие дети, вырастая, часто говорят, что у них не было детства. Любой родитель хочет, чтобы его ребенок стал успешным, но надо помнить, что они могут допустить и ошибку. Специалисты никому не говорят, что они делают неправильно, — это их выбор, и каждый на это имеет право. Каждый ребенок приходит в этот мир со своим характером, качествами и потенциалом. Единственное, что мы просим у всех родителей, это дать возможность ребенку прожить свое детство, как все дети. Многие рано отдают детей в школу, но помните, что ребенок, общаясь и играя с друзьями, тоже познает мир, учится чему-то новому.
Очень хорошо помогает развитию детей общение с природой — удивляясь и восхищаясь окружающим миром, дети учатся беречь его, находить взаимосвязь со вселенной. Поэтому поездки на природу тоже являются частью воспитания.
До подросткового периода дети многое познают вместе с родителями, и об этом тоже нельзя забывать. Именно вместе, а не вместо, то есть никакая секция или курсы не заменят родителя. Не секрет, что часто мы отдаем туда детей, лишь бы они были загружены и не болтались где попало. Танцы, математика, шахматы, спорт... Многие родители просто теряют контроль и начинают записывать на все подряд. Но нужно понимать, что ребенок может стать лучшим в чем-то одном. Такая ситуация происходит из-за того, что родители транслируют свою неудовлетворенность из детства на детей и мечтают, чтобы те исполнили их мечты. Так, в авторитарной семье родители даже профессию ребенку выбирают сами, заставляют окончить вуз, который считают нужным. Позже человек на нелюбимой работе будет быстро уставать, впадать в депрессию и, конечно же, вступать в конфликты. Это можно назвать вербальным насилием над детьми. Как ни парадоксально, этот ребенок будет поступать так же со своими детьми, потому что другой модели воспитания он просто не знает.
— То есть недостатки родителей сильно влияют на воспитание…
— Воспитание начинается с матери, продолжается отцом и закрепляется обществом. Есть так называемые видимые, то есть осязаемые признаки и причины недостатков воспитания, а есть и невидимые, не проявляющиеся при первом взгляде. Например, ребенок привык "сидеть" в телефоне и ничего не делать — это считается видимым признаком, и причина тут может быть, например, в затягивающей интересной игре или в мультфильмах.
Истинные причины такого поведения скрыты, и они могут быть совершенно не связаны с телефоном. Чтобы найти их, мы прежде всего изучаем маму ребенка, ее жизнь. У матери много психологических моментов, которые сильно влияют на ее жизнь. И самый тяжелый, когда у женщины нет статуса полноценной матери. Так происходит, когда супруга, живя с родителями мужа, не может полностью выразить свои эмоции и чувства к ребенку у них на глазах. Иногда даже бывает, что свекор и свекровь, считая свое право воспитывать внука приоритетным, просто не дают молодой маме полноценно общаться с ним. Также для женщины очень важно, как строится ее карьера, удовлетворена ли она семейной жизнью, бытом, насколько хороша ее интимная жизнь. Из всего этого и формируется женское счастье, а если есть какие-то неурядицы или проблемы, то, естественно, все это скажется на воспитании ребенка.
— Почему-то принято считать, что если ребенок успешный, то это заслуга отца, а вот если он неудачник, то это ошибка матери…
— Несомненно, авторитет отца важен, но если родители поддерживают друг друга, вместе решают вопросы, то в воспитании детей не будет огрехов. Дети часто слушают мать и берут с нее пример, но все равно находятся под большим влиянием отца. Поэтому очень важно, чтобы мать не пугала ребенка отцом, а, наоборот, показывала только его положительные стороны и тем самым поднимала авторитет папы в глазах детей.
Если у детей возникают вопросы, то чаще они сначала идут к матери, и этим тоже нужно правильно пользоваться. Если, например, ребенок просит деньги или спрашивает разрешения пойти на вечеринку, а мама отвечает, что сначала посоветуется с отцом или возьмет у него нужную сумму, то у ребенка возникнет стойкое понимание, что в семье решения принимаются только сообща. Таким образом у детей можно сформировать жизненные принципы, и в будущем они будут поступать так же уже в своей семье. Естественно, что роль и авторитет отца в такой семье будут высокими, впрочем, как и матери. В тех семьях, где такого тесного взаимодействия у супругов нет, дети не видят напрямую отцовской заботы и в итоге будут искать замену в психологическом плане, особенно девочки, так как они нуждаются во внимании отца больше, чем сыновья. Дочери, не получившие отцовской ласки и заботы, будут искать супруга старше, и модель поведения у них будет зависеть от партнера. Поэтому роль отца в семье так же высока, как и матери.