Какие проблемы достанутся Кыргызстану вместе с Кумтором. Разбор
© Sputnik / Игорь Егоров
/ Подписаться
Месяц назад президент Садыр Жапаров сообщил, что золоторудное месторождение Кумтор перешло Кыргызстану. С одной стороны, эксперты называют это победой, с другой — напоминают о большой ответственности, которую республика теперь несет самостоятельно.
Кыргызстан вступил в противостояние с международной компанией и смог отстоять национальные интересы. В то же время стране предстоит предотвратить экологические риски и решить проблемы, которые копились на руднике десятилетиями.
Sputnik попросил экспертов рассказать, о чем в первую очередь следует задуматься, чтобы золото Кумтора служило во благо страны без ущерба для природы.
Нюанс первый: дополнительные затраты
На рекультивацию месторождения может понадобиться в десятки раз больше средств, чем заложено, полагает независимый эксперт, горный инженер-обогатитель, член правления Ассоциации геологов и горнопромышленников КР, депутат Жогорку Кенеша первого созыва Ганы Асаналиев.
© Фото / из личного архива Ганы АсаналиеваНезависимый эксперт, горный инженер-обогатитель Ганы Асаналиев
© Фото / из личного архива Ганы Асаналиева
"Приведу в пример месторождение Бороо в Монголии. Его отработали за 5-7 лет, получив порядка 30 тонн золота. Монгольская сторона настояла, чтобы Centerra выплатила на рекультивацию 25-26 миллионов долларов. При этом очевидно, что производительность данного месторождения далека от производительности Кумтора, на котором за 24 года удалось добыть 410 тонн", — объяснил эксперт.
По его мнению, крупная сумма может понадобиться и на обновление оборудования.
"Надо учитывать, что фабрика во многом отработала свой технологический ресурс. Если не сейчас, то скоро настанет пора менять оборудование, что выльется в несколько сотен миллионов долларов. Нужно держать в голове и тот факт, что до 90 процентов комплектации на Кумторе поставляется из-за рубежа. Необходимо учитывать это обстоятельство с учетом нынешних геополитических реалий", — отметил Асаналиев.
Он добавил, что за счет прибыли от Кумтора Centerra приобретала активы в США, Канаде, Монголии, Турции.
"Надо было изначально ставить вопрос об увеличении нашей доли. Когда депутаты ранее говорили о продаже акций, я отвечал им, что ни в коем случае нельзя убивать курицу, которая несет золотые яйца. Сейчас мы передали Centerra 26 процентов акций", — напомнил инженер.
Говоря о перспективах разработки Кумтора, важно помнить, что в свое время проект "отложили" для будущих поколений, говорит экономист Кубат Рахимов.
© Sputnik / Табылды КадырбековЭкономист Кубат Рахимов
"В Советском Союзе решили не торопиться с Кумтором и разрабатывать другие месторождения. Одной из причин была нерентабельность добычи золота на высокогорном руднике", — пояснил он.
Эксперт подчеркнул, что, считая прибыль канадской компании, надо учитывать капитальные вложения и колебания стоимости золота.
"Цены на золото — вещь не линейная. Это сейчас оно дорогое, но было время, когда его оценивали чуть ли не в три раза дешевле, чем сегодня. Однако себестоимость добычи росла вместе с карьером. В конце концов, чем глубже ты копаешь, тем сложнее все это вывозить. Затраты постоянно росли, а не сокращались", — добавил экономист.
Нюанс второй: на сколько хватит запасов
По словам президента Садыра Жапарова, в ближайшие 10 лет власти надеются добыть на Кумторе 160-200 тонн золота. Он отметил, что это только подтвержденные и гарантированные запасы, но там много и других возможностей.
Рахимов полагает, что увеличить срок жизни месторождения может добыча из отвалов, которые тоже богаты золотом. Однако, по его словам, это золото — "тонкое", и с ним все не так просто.
"Пока, насколько я понимаю, мы продолжаем работать по действующим технологиям: "жирное" золото добываем, "тонкое" продолжаем складывать в отвалы на ледники. Смею предположить, что когда мы будем готовы к добыче золота из отвалов, сможем освободить ледники, фактически "убрав за собой", — поделился мнением эксперт.
Однако, как считает Асаналиев, значительная часть месторождения уже отработана.
"Работая с Кумтором, Centerra ориентировалась на оставшиеся запасы. Три-четыре года назад компания полагала, что будет работать до 2026 года. Затем провели геологическую разведку и добавили к этому сроку еще пять лет, запланировав работы до 2031-го. Учитывая рост цен на Лондонской бирже, компания посчитала, что это будет экономически выгодно", — объяснил он.
Эксперт напомнил: когда разработка Кумтора только началась, его запасы оценивали в 716 тонн. За 24 года большая часть этого объема была извлечена.
Нюанс третий: экология
"Вернув" Кумтор, Кыргызстан взял на себя большую ответственность, особенно в части экологии, отмечает гляциолог, руководитель отдела "Климат, вода и природные ресурсы" Центральноазиатского института прикладных исследований Земли Рыскул Усубалиев.
© Sputnik / Табылды КадырбековРуководитель отдела ЦИПИ Земли Рыскул Усубалиев
"Это, конечно, хорошо, что мы получили Кумтор. Кстати, очень вовремя: власти будто предчувствовали, что пора отойти от модели с участием западных собственников. Однако есть и другая сторона: если раньше мы критиковали иностранные компании за несоблюдение экологических норм, то теперь придется работать по-другому — ответственность за экологию на наших плечах", — подчеркнул эксперт.
Между тем состояние ледников трудно изменить кардинально, поскольку карьер уже разработан. По словам гляциолога, особенно пострадал ледник Давыдова.
"Ледник Лысый пока остается относительно нетронутым, хотя конец его языка покрыт отвалами горных пород. Центральная часть ледника Давыдова под карьером, верхняя зона "стоит". Лед двигается в сторону карьера, там его убирают, чтобы карьер не засыпало полностью. Образуются отвалы пустой породы, слоями смешанные со льдом. Как дальше будет решаться эта проблема, зависит от руководства Кумтора", — сказал Усубалиев.
Эколог Гамал Соронкулов надеется, что в погоне за золотом, которое, безусловно, необходимо Кыргызстану, государство не будет загрязнять реку Нарын.
"Один из основных притоков Нарына — река Кумтор, которая начинается в ледниках. Нарын, длина которого составляет 806 километров, соединяется с Карадарьей. Затем начинается Сырдарья — мощная река, которая обеспечивает водой миллионы гектаров пахотных земель наших соседей", — пояснил специалист.
Он уверен, что в экологическом плане Рубикон на Кумторе пройден: все плохое, что можно было сделать, уже сделали. В такой ситуации главная задача — аккуратно продолжать добывать золото, от которого зависит бюджет республики.
"Но это не значит, что надо продолжать добычу с нарушением экологических норм и уничтожением ледников. Нужно пересмотреть всю экологическую документацию, разбить на секторы ее разработку. Думаю, такая работа уже проводится. Что касается хвостохранилищ, то надо делать частичную поэтапную рекультивацию", — заключил Соронкулов.
О рекультивации хвостохранилищ также упомянул председатель правления Ассоциации горнопромышленников и геологов КР, доктор технических наук Дуйшенбек Камчыбеков.
© Sputnik / Табылды КадырбековЭксперт горнодобывающей индустрии Дуйшонбек Камчыбеков
"Выдержит ли хвостохранилище нагрузку, которую мы собираемся ему дать, работая до 2031 года? Насколько мне известно, оно было рассчитано до 2023-го, потом Centerra собиралась строить новое. На это также требуются средства", — сказал он.
Важно просчитывать худшие сценарии, чтобы быть к ним готовыми, отмечает Асаналиев.
"От чего надо уберечь рудник, чтобы избежать технологической катастрофы? Следует помнить об угрозах деформации и неустойчивости удерживающей дамбы хвостохранилища, о возрастании вероятности прорыва озера Петрова с угрозой разрушения хранилища циансодержащих "хвостов" селевым потоком, о риске обвала бортов и затопления центрального карьера, о возникновении техногенных селей, оползней и ледово-каменных глетчеров из-за складирования на ледники гигантских масс вскрышных пород", — объяснил эксперт.
Нюанс четвертый: озеро Петрова
Озеро Петрова — самое большое моренно-ледниковое озеро Тянь-Шаня по площади и объему воды. Оно является основным источником водоснабжения рудника. Водоем входит в число прорывоопасных. Если из-за землетрясений или других катаклизмов озеро Петрова снесет дамбу хвостохранилища, это обернется серьезными последствиями не только для Кыргызстана, но и для всей Центральной Азии, считает Асаналиев.
"Как поведет себя озеро Петрова на фоне глобального потепления и таяния ледников? Оно находится выше хвостохранилища. Если там произойдет технологическая катастрофа, это будет серьезный инцидент не только для нашей республики, но и для всей Ферганской долины. Если, по сведениям Centerra, на тонну руды тратится 700 граммов цианида натрия, то представьте, сколько его накопилось в хвостохранилище", — отметил инженер.
В "Кумтор голд компании" уверяют, что следят за состоянием озера, в том числе его естественной дамбы.
"Кыргызсуудолбоор" по заказу компании разработал проект поэтапного снижения уровня воды в озере Петрова, и КГК уже приступила к его реализации. Также проведены масштабные работы по укреплению моренной дамбы", — рассказали в компании.
Нюанс пятый: тонкости подземной разработки
В конце прошлого года в КГК заявили, что планируют постепенно перейти от открытой добычи руды к запуску проекта подземной разработки. Отмечалось, что это поможет спасти ледники и добывать золото более экологичным и экономически выгодным способом.
"В период управления канадской компанией разработка рудника велась открытым способом. В итоге для добычи тонны золотосодержащей руды приходится попутно извлекать от 41 до 60 тонн пустой породы. По этому показателю КГК находится на первом месте в мире среди горнорудных компаний", — рассказали тогда на предприятии.
В свою очередь у подземной добычи низкий коэффициент вскрыши (отношение пустых пород к полезному ископаемому), говорилось в сообщении "Кумтор голд компани".
"По предварительным данным, содержание золота в подземных рудах Кумтора — более пяти граммов на тонну, то есть почти в два раза выше, чем при добыче открытым способом. Ожидаемая общая себестоимость добычи руды подземным способом будет ниже, чем нынешняя, несмотря на более высокие операционные затраты при подземной добыче", — уточнили в компании.
Отмечалось, что проект подземной добычи уже пытались реализовывать в 2008–2012 годах, но затем остановили, хотя на него было потрачено порядка 180 миллионов долларов.
Председатель правления Ассоциации горнопромышленников и геологов КР, доктор технических наук Дуйшенбек Камчыбеков задался вопросами о безопасности подземного способа разработки.
"Мы собираемся работать под ледниками — каким образом будут поддерживаться горные подземные выработки? В свое время Centerra отказалась от планов разрабатывать месторождение подземным способом, потому что так проект становился дороже. Все горные подземные выработки должны быть забетонированы, чтобы обезопасить работников от просачивания воды из-за таяния ледников. Это лишь один из подобных вопросов", — отметил эксперт.
При имеющемся коэффициенте вскрыши действительно рекомендуется подземная разработка, говорит Асаналиев. Однако, по его словам, такой вид добычи может быть крайне затруднительным и затратным из-за горно-геологических условий.
"Это и деградация вечной мерзлоты, и процессы фильтрации вод, термопросадки и термоэрозии пород, вызванные действующей моделью отработки месторождения. Тем более что большая часть ранее созданной подземной инфраструктуры разрушена из-за ведения открытых горных работ", — заявил инженер.
Нюанс шестой: прозрачность управления
Чтобы золото Кумтора могло действительно служить народу, есть смысл соблюсти несколько условий, считает Рахимов. Среди них корпоративное управление, прозрачность и выход вновь созданного акционерного общества на мировые биржевые площадки.
"В любом цивилизованном АО создаются комитеты, которые отслеживают работу менеджмента на предмет соблюдения корпоративной этики, целесообразности каких-либо трат. Акционерные общества имеют четкую систему противодействия коррупции и коммерческому подкупу. Результаты компании оцениваются рынком. Зачем нам изобретать велосипед? Например, "Газпром" — тоже акционерное общество", — напомнил Рахимов.
Он уточнил, что корпоративное управление работает плохо, когда у предприятия один собственник, поэтому надо пустить в акционеры Соцфонд, коммерческие банки, инвестиционные фонды.
"Некоторые говорят, что Кыргызстан — бедная страна, но, по моим подсчетам, на руках у людей достаточно "горячих" денег — около 400 миллионов долларов. Кто-то вкладывается в недвижимость, кто-то дает в долг под проценты. Люди хотят, чтобы деньги работали, поэтому, если они будут видеть, что АО работает по международным правилам и акции котируются, что можно быть полноценным акционером и получать дивиденды… Почему бы и нет?" — сказал экономист.
Он пояснил, что народ Кыргызстана может быть совладельцем Кумтора через рыночные элементы инвестирования, то есть через акции.
"Кому выплачивает пенсии Соцфонд? Кыргызстанцам. Если у Соцфонда будут нормальные дивиденды, значит, у наших пенсионеров тоже все будет хорошо. Если выпустить для бизнеса, компаний и фондов акции хотя бы на 1 миллиард долларов, это было бы здорово", — подчеркнул Рахимов.
Он добавил, что можно также рассмотреть механизм, связанный с народным IPO (первая публичная продажа акций АО неограниченному кругу лиц). По словам эксперта, это "полезная вещь" для поддержания политического доверия.
Если вы хотите узнать предысторию разбирательств по Кумтору, прочитайте этот материал.