https://ru.sputnik.kg/20231107/chto-evropa-ischet-v-tsentralnoy-azii-analiz-eksperta-1080270697.html
Что Европа ищет в Центральной Азии — анализ эксперта
Что Европа ищет в Центральной Азии — анализ эксперта
Sputnik Кыргызстан
Беспрецедентная дипломатическая активность и возросшая потребность европейцев встречаться и говорить с президентами стран региона не сулят ничего хорошего ни... 07.11.2023, Sputnik Кыргызстан
2023-11-07T20:21+0600
2023-11-07T20:21+0600
2023-11-07T21:11+0600
в мире
центральная азия
россия
украина
колумнисты
колумнистика
европа
https://sputnik.kg/img/07e7/0b/07/1080272941_0:90:2049:1242_1920x0_80_0_0_66b52c449695a2ade381f55bd48991e5.jpg
ЦА как последняя надежда на выживаниеЕвропе пообещали крупную добычу в виде дезорганизованной России, чья экономика должна была рухнуть после санкций. Только поэтому ЕС так быстро, легко и с напыщенной радостью согласился на разрыв экономических и энергетических связей с Россией. 2022-й был годом разочарования для ЕС — Россия не только выстояла, но и имеет сейчас значительные экономические, политические и военно-стратегические преимущества, чем перед началом специальной военной операции. Центральная Азия остается последней надеждой Европы на выживание, и именно сюда устремились взоры ЕС…Драматические периоды истории Европы дали миру новые формы дипломатии — многосторонние соглашения Венского конгресса после победы над Наполеоном стали инструментом коллективного решения международных проблем, улаживания споров и формирования новых условий для сосуществования. Так появились конференции. Нужно отдать должное, европейцы преуспели в коллективных формах переговорного процесса, которые, правда, нередко превращались в красивый способ придать единоличному решению характер коллективной воли.Осознание того, что Европа потеряла самостоятельность во внешней политике, пришло не сразу, а примерно с началом военной операции НАТО против Югославии в 1999 году. Она позволила в центре континента развязать масштабную военную интервенцию и бесчеловечные бомбардировки, которые привели к многочисленным жертвам и катастрофическим изменениям в регионе, последствия которых ощущаются по сей день.Сознательное участие в развязывании сначала политического кризиса на Украине, а затем и непосредственное участие в "любимых" в Европе "коллективных формах дипломатии" в рамках Минских соглашений привели к еще более драматическому конфликту на европейском континенте — украинскому. Только, в отличие от конфликта в Югославии, он может закончиться с драматическими последствиями уже для самого ЕС. Это с опозданием начали понимать в Германии и Франции — "моторе европейского единства", на которых, по их же мнению, лежит "ответственность за будущее Европы".Саммит "Германия — ЦА"Германия не новичок в Центральной Азии — ее планы относительно региона берут начало с "большой игры" между Российской и Британской империями в Азии. Тогда немецкие исследователи дотошно составляли карты региона и писали труды о народах, его населяющих. Трудно забыть и то, что эти знания оказались им полезны при формировании так называемых "этнических легионов" из пленных советских солдат во время Великой Отечественной войны. В период же председательства Германии в ЕС она инициировала первую стратегию союза в отношении Центральной Азии в 2007 году. Ничего интересного из этого, конечно, не вышло, за исключением согласия создать механизмы сотрудничества и диалога "ЕС — ЦА", а также прав человека, демократии и другим вопросам, которые традиционно близки сердцу любого европейского дипломата.29 сентября в Берлине канцлер Германии Олаф Шольц принимал четырех президентов стран ЦА и главу Народного совета Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, который прибыл вместо президента. Присутствие фактически всех глав ЦА в Берлине, безусловно, позитивный момент для политики Германии. Участники встречи выступали с различными предложениями — от экономики и гуманитарного сотрудничества до высоких промышленных технологий и "зеленой" энергетики. Интересным было то, что Германия, понимая тесные стратегические связи между Россией и ЦА, отдельно подчеркнула, что не рассчитывает на открытое осуждение действий России на Украине, отмечает чувствительность этого вопроса, но надеется на его обсуждение за закрытым дверями. Весьма деликатная провокация...Германия не скрывала, что ей нужны сырье и пути его доставки и в этом плане ей крайне важны Казахстан и Туркменистан, или, иными словами, нефть и газ. Но как это реализовать на практике — вопрос будущего. Тем не менее значимость встречи была подчеркнута объявлением "стратегического партнерства Германии со странами Центральной Азии" и созданием консультационного механизма на случай кризисных ситуаций.Тихие министерские встречиВ преддверии саммитов СНГ, ШОС и ЕАЭС в Бишкеке практически незаметно 23 октября прошла встреча на уровне министров иностранных дел стран ЦА и ЕС в Люксембурге под председательством верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля. Были приняты "дорожная карта" углубления связей и совместное коммюнике, в котором участники "подтвердили совместную приверженность продолжению стратегического взаимодействия и готовность к дальнейшему укреплению партнерства на основе общих ценностей и взаимных интересов".Далее 31 октября в Ашхабаде состоялся Форум министров иностранных дел стран Центральной Азии с участием генерального секретаря Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Такой формат организован впервые. Согласно заявлениям СМИ, состоялся обмен мнениями по региональной безопасности, устойчивому развитию и стабильности, вопросам границ, изменения климата и экологии, а также транспортным связям.Отсутствие деталей этих встреч, конечно, говорит о многом, но в первую очередь о том, что идут настойчивые попытки "склонить к сотрудничеству" страны ЦА на условиях, которые важно обсуждать за закрытыми дверями. А подключение к этому ОБСЕ и актуализация вопросов безопасности с учетом последних данных о формируемых группах террористов в Афганистане дают повод задуматься о более серьезных проблемах в регионе в будущем. После провальной роли ОБСЕ в последних европейских конфликтах ее эффективность в сфере безопасности немного сомнительна даже в Европе. И уж совершенно трудно что-либо говорить о ее работе в пространстве ОДКБ и ШОС.Стремительный визит МакронаДвухдневное турне президента Франции Эммануэля Макрона в Казахстан и Узбекистан в преддверии десятого, юбилейного саммита тюркских стран в Астане было динамичным, возможно, немного поверхностным, но не менее интересным, чем остальные внешнеполитические события. Макрон, да и, пожалуй, все мировые СМИ не скрывали, что Франция озабочена своей энергетической безопасностью и ей нужен уран. В данном случае это возможные вопросы поставок сырья из Казахстана и Узбекистана, которые и так поставляли уран Франции, занимая 27 и 19 процентов соответственно в доле его экспорта. Тем не менее по результатам визита ничего об этом сказано не было, за исключением упоминания в совместном заявлении с Казахстаном о "дорожной карте" на 2021-2030 годы взаимодействия в сфере энергетики.Выбор Казахстана и Узбекистана для визита не случаен — это две самые крупные экономики Центральной Азии, несомненные лидеры региона. Тем не менее в целом визит Макрона в эти страны имел отчетливый экономический и культурно-гуманитарный характер. Наряду с некоторым числом документов были подписаны соглашения о создании группы Французского агентства развития в Казахстане и филиале Французского альянса в Самарканде, деятельность которых направлена на распространение французского языка и культуры.Первый визит Макрона в страны ЦА — несомненно, интересное и важное дипломатическое событие в жизни региона, которое, впрочем, ровным счетом ничего не меняет в системе внешнеполитических обязательств Казахстана и Узбекистана. Перед визитом было понятно, что Франция присоединяется к общим усилиям Запада в попытке "отдалить ЦА от России и Китая", предоставляя им некую альтернативу, которая пока не имеет четких очертаний. Страны региона эту альтернативу пока не видят и не понимают, но из вежливости продолжают выслушивать идеи лидеров западного мира.География — союзник здравого смыслаЦентральная Азия может наладить прямую связь с Европой либо через Россию, либо через Турцию. Когда ЕС разорвал все связи с Россией, он разорвал и единственный надежный маршрут, соединяющий ЕС с ЦА. С Турцией тоже незадача. Сначала ЕС похоронил все надежды на ее вступление в союз и интеграцию с европейским миром, показав Анкаре, что Европа все же предпочитает сотрудничать на определенной дистанции. А теперь, после разрыва отношений с Россией, выясняется, что, кроме Турции, никто не может гарантировать новые торговые и энергетические маршруты из ЦА в Европу.В связи с этим в последнее время возрос интерес ЕС к проекту интеграции тюркского мира, в рамках которого планируется реализовать проект "срединного коридора" — маршрута, который свяжет КНР, ЦА и Европу через Турцию. Но у этого коридора есть проблемы — финансирование, а также ряд политических трудностей на Южном Кавказе. Но и здесь влияние России ощутимо, и, в отличие от ЕС, ее проекты в области транспорта более реалистичны — совсем недавно были подписаны меморандумы о коридорах Беларусь — Россия — Казахстан — Узбекистан — Афганистан — Пакистан, а также Россия — Каспийское море — Туркменистан — Узбекистан — Кыргызстан в рамках Транспортного форума стран — членов ШОС.Череда ошибочных стратегических решений ЕС в отношении России, высокомерная политика в отношении Турции, проблемы колониального прошлого в Африке и другие просчеты во внешней политике ведут ЕС в пропасть. И даже если бы Центральная Азия и хотела помочь ЕС в решении его проблем, географические особенности континента этого сделать просто не дадут. Россия, конечно, может решить европейские проблемы, но что-то подсказывает, что к тому времени ЕС пройдет через весьма драматические события и трансформации.
https://ru.sputnik.kg/20231013/centralnaya-aziya-afganistan-odkb-konflikty-bezopasnost-geopolitika-stabilnost-1079459650.html
https://ru.sputnik.kg/20230925/usa-russia-centralnaya-aziya-sammit-politika-prioritet-bezopasnost-sotrudnichestvo-1078904561.html
https://ru.sputnik.kg/20230830/eaehs-centralnaya-aziya-rasshirenie-1078207695.html
центральная азия
украина
европа
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Эсен Усубалиев
https://sputnik.kg/img/07e7/09/1b/1078957312_752:104:2065:1417_100x100_80_0_0_d0c395fa0e0ea633e996fddfe3473d5e.jpg
Эсен Усубалиев
https://sputnik.kg/img/07e7/09/1b/1078957312_752:104:2065:1417_100x100_80_0_0_d0c395fa0e0ea633e996fddfe3473d5e.jpg
Новости
ru_KG
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://sputnik.kg/img/07e7/0b/07/1080272941_113:0:1769:1242_1920x0_80_0_0_0ac485401c7149654ecad44ffb65f4eb.jpgSputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Эсен Усубалиев
https://sputnik.kg/img/07e7/09/1b/1078957312_752:104:2065:1417_100x100_80_0_0_d0c395fa0e0ea633e996fddfe3473d5e.jpg
в мире, центральная азия, россия, украина, колумнисты, колумнистика , европа
в мире, центральная азия, россия, украина, колумнисты, колумнистика , европа
ЦА как последняя надежда на выживание
Европе пообещали крупную добычу в виде дезорганизованной России, чья экономика должна была рухнуть после санкций. Только поэтому ЕС так быстро, легко и с напыщенной радостью согласился на разрыв экономических и энергетических связей с Россией. 2022-й был годом разочарования для ЕС — Россия не только выстояла, но и имеет сейчас значительные экономические, политические и военно-стратегические преимущества, чем перед началом специальной военной операции. Центральная Азия остается последней надеждой Европы на выживание, и именно сюда устремились взоры ЕС…
Драматические периоды истории Европы дали миру новые формы дипломатии — многосторонние соглашения Венского конгресса после победы над Наполеоном стали инструментом коллективного решения международных проблем, улаживания споров и формирования новых условий для сосуществования. Так появились конференции. Нужно отдать должное, европейцы преуспели в коллективных формах переговорного процесса, которые, правда, нередко превращались в красивый способ придать единоличному решению характер коллективной воли.
Осознание того, что Европа потеряла самостоятельность во внешней политике, пришло не сразу, а примерно с началом военной операции НАТО против Югославии в 1999 году. Она позволила в центре континента развязать масштабную военную интервенцию и бесчеловечные бомбардировки, которые привели к многочисленным жертвам и катастрофическим изменениям в регионе, последствия которых ощущаются по сей день.
Сознательное участие в развязывании сначала политического кризиса на Украине, а затем и непосредственное участие в "любимых" в Европе "коллективных формах дипломатии" в рамках Минских соглашений привели к еще более драматическому конфликту на европейском континенте — украинскому. Только, в отличие от конфликта в Югославии, он может закончиться с драматическими последствиями уже для самого ЕС. Это с опозданием начали понимать в Германии и Франции — "моторе европейского единства", на которых, по их же мнению, лежит "ответственность за будущее Европы".
Германия не новичок в Центральной Азии — ее планы относительно региона берут начало с "большой игры" между Российской и Британской империями в Азии. Тогда немецкие исследователи дотошно составляли карты региона и писали труды о народах, его населяющих. Трудно забыть и то, что эти знания оказались им полезны при формировании так называемых "этнических легионов" из пленных советских солдат во время Великой Отечественной войны. В период же председательства Германии в ЕС она инициировала первую стратегию союза в отношении Центральной Азии в 2007 году. Ничего интересного из этого, конечно, не вышло, за исключением согласия создать механизмы сотрудничества и диалога "ЕС — ЦА", а также прав человека, демократии и другим вопросам, которые традиционно близки сердцу любого европейского дипломата.
29 сентября в Берлине канцлер Германии Олаф Шольц принимал четырех президентов стран ЦА и главу Народного совета Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, который прибыл вместо президента. Присутствие фактически всех глав ЦА в Берлине, безусловно, позитивный момент для политики Германии. Участники встречи выступали с различными предложениями — от экономики и гуманитарного сотрудничества до высоких промышленных технологий и "зеленой" энергетики. Интересным было то, что Германия, понимая тесные стратегические связи между Россией и ЦА, отдельно подчеркнула, что не рассчитывает на открытое осуждение действий России на Украине, отмечает чувствительность этого вопроса, но надеется на его обсуждение за закрытым дверями. Весьма деликатная провокация...
Германия не скрывала, что ей нужны сырье и пути его доставки и в этом плане ей крайне важны Казахстан и Туркменистан, или, иными словами, нефть и газ. Но как это реализовать на практике — вопрос будущего. Тем не менее значимость встречи была подчеркнута объявлением "стратегического партнерства Германии со странами Центральной Азии" и созданием консультационного механизма на случай кризисных ситуаций.
Тихие министерские встречи
В преддверии саммитов СНГ, ШОС и ЕАЭС в Бишкеке практически незаметно 23 октября прошла встреча на уровне министров иностранных дел стран ЦА и ЕС в Люксембурге под председательством верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля. Были приняты "дорожная карта" углубления связей и совместное коммюнике, в котором участники "подтвердили совместную приверженность продолжению стратегического взаимодействия и готовность к дальнейшему укреплению партнерства на основе общих ценностей и взаимных интересов".
Далее 31 октября в Ашхабаде состоялся Форум министров иностранных дел стран Центральной Азии с участием генерального секретаря Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Такой формат организован впервые. Согласно заявлениям СМИ, состоялся обмен мнениями по региональной безопасности, устойчивому развитию и стабильности, вопросам границ, изменения климата и экологии, а также транспортным связям.
Отсутствие деталей этих встреч, конечно, говорит о многом, но в первую очередь о том, что идут настойчивые попытки "склонить к сотрудничеству" страны ЦА на условиях, которые важно обсуждать за закрытыми дверями. А подключение к этому ОБСЕ и актуализация вопросов безопасности с учетом последних данных о формируемых группах террористов в Афганистане дают повод задуматься о более серьезных проблемах в регионе в будущем. После провальной роли ОБСЕ в последних европейских конфликтах ее эффективность в сфере безопасности немного сомнительна даже в Европе. И уж совершенно трудно что-либо говорить о ее работе в пространстве ОДКБ и ШОС.
Стремительный визит Макрона
Двухдневное турне президента Франции Эммануэля Макрона в Казахстан и Узбекистан в преддверии десятого, юбилейного саммита тюркских стран в Астане было динамичным, возможно, немного поверхностным, но не менее интересным, чем остальные внешнеполитические события. Макрон, да и, пожалуй, все мировые СМИ не скрывали, что Франция озабочена своей энергетической безопасностью и ей нужен уран. В данном случае это возможные вопросы поставок сырья из Казахстана и Узбекистана, которые и так поставляли уран Франции, занимая 27 и 19 процентов соответственно в доле его экспорта. Тем не менее по результатам визита ничего об этом сказано не было, за исключением упоминания в совместном заявлении с Казахстаном о "дорожной карте" на 2021-2030 годы взаимодействия в сфере энергетики.
Выбор Казахстана и Узбекистана для визита не случаен — это две самые крупные экономики Центральной Азии, несомненные лидеры региона. Тем не менее в целом визит Макрона в эти страны имел отчетливый экономический и культурно-гуманитарный характер. Наряду с некоторым числом документов были подписаны соглашения о создании группы Французского агентства развития в Казахстане и филиале Французского альянса в Самарканде, деятельность которых направлена на распространение французского языка и культуры.
Первый визит Макрона в страны ЦА — несомненно, интересное и важное дипломатическое событие в жизни региона, которое, впрочем, ровным счетом ничего не меняет в системе внешнеполитических обязательств Казахстана и Узбекистана. Перед визитом было понятно, что Франция присоединяется к общим усилиям Запада в попытке "отдалить ЦА от России и Китая", предоставляя им некую альтернативу, которая пока не имеет четких очертаний. Страны региона эту альтернативу пока не видят и не понимают, но из вежливости продолжают выслушивать идеи лидеров западного мира.
География — союзник здравого смысла
Центральная Азия может наладить прямую связь с Европой либо через Россию, либо через Турцию. Когда ЕС разорвал все связи с Россией, он разорвал и единственный надежный маршрут, соединяющий ЕС с ЦА. С Турцией тоже незадача. Сначала ЕС похоронил все надежды на ее вступление в союз и интеграцию с европейским миром, показав Анкаре, что Европа все же предпочитает сотрудничать на определенной дистанции. А теперь, после разрыва отношений с Россией, выясняется, что, кроме Турции, никто не может гарантировать новые торговые и энергетические маршруты из ЦА в Европу.
В связи с этим в последнее время возрос интерес ЕС к проекту интеграции тюркского мира, в рамках которого планируется реализовать проект "срединного коридора" — маршрута, который свяжет КНР, ЦА и Европу через Турцию. Но у этого коридора есть проблемы — финансирование, а также ряд политических трудностей на Южном Кавказе. Но и здесь влияние России ощутимо, и, в отличие от ЕС, ее проекты в области транспорта более реалистичны — совсем недавно были подписаны меморандумы о коридорах Беларусь — Россия — Казахстан — Узбекистан — Афганистан — Пакистан, а также Россия — Каспийское море — Туркменистан — Узбекистан — Кыргызстан в рамках Транспортного форума стран — членов ШОС.
Череда ошибочных стратегических решений ЕС в отношении России, высокомерная политика в отношении Турции, проблемы колониального прошлого в Африке и другие просчеты во внешней политике ведут ЕС в пропасть. И даже если бы Центральная Азия и хотела помочь ЕС в решении его проблем, географические особенности континента этого сделать просто не дадут. Россия, конечно, может решить европейские проблемы, но что-то подсказывает, что к тому времени ЕС пройдет через весьма драматические события и трансформации.