"Будет печально не видеть на горизонте гор" — интервью с Николаем Удовиченко
14:51 17.06.2024 (обновлено: 16:02 17.06.2024)
Подписаться
Какая работа для развития отношений РФ и КР была проделана за последние пять лет? Как изменился Кыргызстан за это время? Какие впечатления оставит наша страна? Эти и другие вопросы мы задали покидающему пост послу России в Кыргызстане Николаю Удовиченко.
Завершает свою миссию в Кыргызстане Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации Николай Удовиченко. О том, чего удалось добиться за пять лет работы дипломатического работника, мы поговорили в эфире радио Sputnik Кыргызстан.
— На период вашей работы выпали сложные времена: смена власти в Кыргызстане, пандемия, санкции… Расскажите, пожалуйста, чего удалось добиться в развитии отношений России и Кыргызстана в таких непростых условиях?
— Развитие российско-кыргызских отношений, безусловно, идет по нарастающей. У меня был хороший задел — когда я вступил в должность, Кыргызстан уже состоял в ЕАЭС, ОДКБ, страны плотно взаимодействовали в различных интеграционных структурах. Поэтому моей задачей было продолжить начатое предшественниками. Это я и старался делать.
Времена действительно были тяжелые: пандемия коронавируса пошатнула всю систему взаимоотношений в мире, поколебала финансовые основы. Сейчас нам приходится адаптироваться к новым условиям и в финансовой сфере, и во внешнеполитической. За это время было многое проделано, динамика развития отношений между странами позитивная, но самое главное — интеграционные процессы, которые мы развиваем в рамках ЕАЭС. Я не перестаю подчеркивать, что вижу в интеграции главное условие поступательного развития наших отношений, это то, что определяет основу нашего сотрудничества.
Конечно, мы продолжали тесное плодотворное взаимодействие и по конкретным экономическим проектам, и в гуманитарной сфере.
Что касается экономического взаимодействия, хотел бы выделить переход от прямой поддержки кыргызстанского бюджета к реализации инвестиционных проектов с более активным задействованием и Российско-кыргызского фонда развития, и Евразийского банка развития, и Евразийского фонда стабилизации и развития.
Должен отметить, что капитал РКФР на сегодня составляет уже более 600 миллионов долларов, инвестиционный пакет у Евразийского банка развития по Кыргызстану — около 200 миллионов долларов. Все это выливается в конкретные проекты вроде финансирования строительства Куланакской ГЭС, запуска комбината "Джеруй", строительства цементных заводов, что особенно актуально на фоне того объема строительства, которое сейчас ведется в Кыргызстане. Мы также реализуем небольшие проекты в промышленности, сельском хозяйстве и других сферах.
Еще один проект, который я хотел бы отметить отдельно, — это обеспечение школ Кыргызстана горячим питанием. Оно реализуется вместе со Всемирной продовольственной программой ООН. К этой программе я отношусь с особым трепетом, потому что не раз бывал в кыргызских школах. Четверть миллиона детей почти в 900 школах имеют возможность каждый день получать горячее питание, а ведь это залог их здоровья. Я видел благодарные глаза родителей, счастливых детей… Этот проект я контролировал сам и сотрудников просил пристально следить за его реализацией.
Также хотелось бы отметить проект поставки продовольствия малообеспеченным семьям в регионах республики: в обмен на социально значимый труд им доставляют из России муку, подсолнечное масло и прочие продукты — это тоже форма социальной поддержки, защиты населения.
— Но ведь есть и менее публичные аспекты сотрудничества двух стран…
— Да, и здесь я бы хотел отметить оказание российской стороной содействия в реформировании налоговой системы Кыргызстана. Изменения должны были помочь вывести бизнес из серой зоны. Сегодня мы видим, что бюджет получает уже достаточно средств, чтобы повышать и пенсии, и зарплаты различным категориям населения.
В конце прошлого года и начале текущего мы передали на баланс МВД, МЧС и Минздрава различную технику, собираемся строить социальные объекты. Сейчас вплотную занялись реформированием Кыргызско-Российского Славянского университета, чтобы вывести его вновь на лидирующие позиции в системе кыргызского образования.
Все уже знают о строительстве девяти общеобразовательных школ, это тоже важный шаг, который, к счастью, пришелся на мою бытность. Это будут самые современные школы более чем на 1 000 учеников с бассейнами, со всеми коммуникациями, с отлично подготовленными преподавателями, поэтому конкуренция по набору в эти школы, конечно, жесткая, особенно если учитывать, что они будут бесплатными.
Так что проделана большая работа. Конечно, хотелось бы сделать еще больше, но я надеюсь, что мои преемники продолжат начатую работу в позитивном ключе.
— Расскажите, пожалуйста, как изменилась работа внешнеполитических ведомств Кыргызстана и России на фоне геополитических событий в мире?
— У нас всегда был очень профессиональный диалог по всем направлениям. Конечно, постоянно формируются новые структуры, форматы, под которые нужно подстраиваться, но самое главное — у нас всегда были взаимопонимание и взаимодействие по всем направлениям, мы всегда искали оптимальные решения и, что очень важно, стимулировали и другие ведомства к более активной работе по развитию двустороннего взаимодействия.
По сути, формат и характер дипломатического взаимодействия не изменился, но по методологии мы, конечно, движемся вперед сообразно времени, а оно действительно непростое. Вы знаете, что было принято решение о прекращении функционирования в Кыргызстане банковской карты "Мир", это негативно сказалось прежде всего на обычных гражданах. Тем не менее поиск оптимальных финансовых, экономических механизмов, которые позволяли бы работать более эффективно в новых условиях и в новых обстоятельствах, не останавливается ни на день, мы продолжаем эту работу вместе с партнерскими структурами.
Я оптимистично смотрю на то, что мы будем и впредь искать форматы взаимодействия, которые позволяли бы обеспечивать наши и экономические, и политические интересы. Мы — Россия и Кыргызстан — волею обстоятельств обречены на плотное сотрудничество. И если отдельные страны, Евросоюз в том числе, только сейчас открывают глаза на Центральноазиатский регион, а потом, может, закроют их, то мы всегда готовы протянуть руку для дальнейшего взаимодействия.
© Sputnik / Акбар АкжигитовНиколай Удовиченко: — Я оптимистично смотрю на то, что мы будем и впредь постоянно находить форматы взаимодействия, которые позволяли бы обеспечивать наши и экономические, и политические интересы. Мы — Россия и Кыргызстан — волею всех обстоятельств обречены на плотное сотрудничество
Николай Удовиченко: — Я оптимистично смотрю на то, что мы будем и впредь постоянно находить форматы взаимодействия, которые позволяли бы обеспечивать наши и экономические, и политические интересы. Мы — Россия и Кыргызстан — волею всех обстоятельств обречены на плотное сотрудничество
© Sputnik / Акбар Акжигитов
— На ваш взгляд, как изменилась страна с того момента, когда вы начали работу в 2019 году?
— Если брать визуальное приближение, то я вижу, что Бишкек и другие города обновляются, идет инфраструктурное развитие, а это весьма позитивно. Но самое главное, на мой взгляд, — это укрепление социально-экономических и политических основ, которое произошло в Кыргызстане за последнее время. Наверное, основное изменение — в ментальности, в подходах и управленческой элиты, и руководства страны.
Когда произошли политические события 2020 года, то один из учителей Апас Жумагулов, герой Кыргызской Республики, к которому я отношусь с совершенно искренними чувствами, сказал, что у нас, конечно, есть трудности, но самое главное, что дело сдвинулось в позитивном направлении. Я эти слова запомнил и всегда именно через эту призму относился к тому, что происходит в стране, как происходит формирование новой власти, какие процессы начаты и ведутся.
Для меня именно этот поворотный момент стал ключевым, было сложно воспринять все, что происходило. Но сейчас в стране реализуется серьезный потенциал: строительство Камбар-Атинской ГЭС-1, железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, город Асман… Мы были на презентации последнего. Дай бог, я когда-нибудь попаду в этот город и посмотрю воочию, что получилось.
Вижу, что в целом дела в стране идут в позитивном ключе. Садыр Нургожоевич настроен на очень конструктивное взаимодействие с Россией, и это для меня серьезный показатель. Зная лично президента, я вижу, насколько он предметный, конкретный и позитивно настроенный человек.
— Как вы оцениваете поддержку и развитие русского языка в Кыргызстане?
— Русский язык по-прежнему сохраняет статус официального в Конституции, и руководство страны заявляет о том, что он сохранит свое значение. Со своей стороны мы, безусловно, принимаем определенные меры: это и строительство школ, и реформирование Кыргызско-Российского Славянского университета, и направление сюда педагогов для работы в различных регионах. Сегодня около 100 российских учителей работают в различных регионах республики и преподают не только русский язык, но и другие предметы.
Русский дом в Бишкеке также предпринимает немало усилий: особенно хотелось бы отметить форум директоров школ с русским языком обучения. Я сам принимал в нем участие, считаю, что это хороший формат. К руководителям школ с русским языком обучения мы всегда относились с особой теплотой и вниманием, и я им очень признателен.
То, что я очертил, — лишь контуры, на самом деле работа проводится действительно очень большая.
— За эти 5 лет вам пришлось с головой окунуться в жизнь нашей страны, пообщаться со многими кыргызстанцами. Что вам особенно запомнилось?
— За пять лет я встречался со многими людьми, было много впечатлений, что даже удивляешься: как столько событий могло уместиться в этот небольшой промежуток времени… Особенно мне запомнилась встреча с Апасом Джумагуловым, который в самом начале давал мне базовые установки. Также хорошо помню встречи с Ташкулом Керексизовым, основателем "Рух Ордо" на Иссык-Куле, который тоже меня наставлял.
Вообще, посол России в Кыргызстане — человек очень узнаваемый. Да что там в Кыргызстане! Недавно я сел в такси в Москве и водитель спросил меня, не посол ли я в КР… Я старался не отчуждаться от людей: если встречал кого-то в поездках, на отдыхе и люди обращались ко мне с просьбами и проблемами, по мере возможностей всегда старался помогать.
Скажу прямо: я читал все письма, которые поступали в адрес посольства по почте, поэтому знаю, что людей волновало, интересовало. В ходе работы давал наставления и указания сотрудникам посольства более трепетно и по-человечески относиться к обращениям людей.
Нужно отметить, что я всегда встречал абсолютную готовность к взаимодействию, оказанию поддержки… Это было здорово и впечатляюще, и я признателен всем людям, с кем довелось встретиться случайно или запланированно. О Кыргызстане у меня остаются самые теплые впечатления. Опасаюсь, что со временем эти чувства станут настолько сильными, что будет тянуть обратно.
© Sputnik / Акбар АкжигитовНиколай Удовиченко: — Я вижу, что в целом дела в стране идут в позитивном ключе. Садыр Нургожоевич настроен на очень конструктивное взаимодействие с Россией, и это для меня серьезный показатель. Зная лично президента, я вижу, насколько он предметный, конкретный и очень позитивно настроенный человек
Николай Удовиченко: — Я вижу, что в целом дела в стране идут в позитивном ключе. Садыр Нургожоевич настроен на очень конструктивное взаимодействие с Россией, и это для меня серьезный показатель. Зная лично президента, я вижу, насколько он предметный, конкретный и очень позитивно настроенный человек
© Sputnik / Акбар Акжигитов
— Может, у вас есть планы вернуться сюда на отдых?
— Я еще не уехал. Конечно, рано планировать, но будем надеяться, что у меня получится.
— Приехав сюда послом, вы изучили историю нашей страны. Как вам кажется, кто из исторических личностей Кыргызстана внес самый значительный вклад в развитие кыргызско-российских отношений?
— Шабдан баатыр и Курманджан датка — люди, которые стояли у истоков и предопределили зарождение наших отношений. Если смотреть на историю советского времени, то мне весьма импонирует деятельность Турдакуна Усубалиева и вообще плеяды советских политиков Кыргызстана, которые умели грамотно выстраивать отношения с Москвой. Из последней исторической эпохи — это, конечно же, Чингиз Торекулович Айтматов, который своим словом объединял наши народы. Хотя все ответственные политики, которые всерьез думали о судьбе страны, так или иначе обращали взоры на Россию и старались выстраивать конструктивные отношения.
— Когда мы с вами виделись в этой студии впервые, вы рассказывали о предыдущем опыте работы в Нигерии и о том, как работа в этой стране на вас повлияла. А как повлияла на вас работа в Кыргызстане?
— Наверное, я окреп в убеждении, что к решению вопросов нужно подходить по-человечески, здесь не может быть никакого схематизма.
Прямо скажу, что не совсем доволен собой, потому что здесь была очень высокая активность в политических контактах: в первый год пребывания состоялись сразу три визита в Кыргызстан Владимира Путина, и это заполнило все время. Конечно, это хорошо, но мне немного не хватало выхода на людей, регионы. Потом пандемия COVID-19, которая изменила все в корне, резко ограничила личное общение и перевела все в цифровой формат…
Думаю, что людям нужно переходить от цифровизации к человечности, к нормальной жизни, к природе. Конечно, цифровизация — это удобно, и новыми инструментами нужно пользоваться, но как кто-то сказал: "Если нет естественного интеллекта, то искусственный никак не поможет". Хотелось бы, чтобы у нас искусственный интеллект не доминировал над нашей природой.
— Давайте немного о личном. Какие блюда национальной кухни понравились вам больше всего?
— Нужно сказать, что сюда я приехал практически вегетарианцем, но оставаться им здесь невозможно! Для меня это был большой вызов, более того, большой удар! Бешбармак — это компромиссный вариант, который я воспринимал адекватно. А в целом мой выбор — это каттама и боорсоки.
Но больше, чем еда, конечно, мне нравится кыргызская культура. Мне нравятся широта души, звучные голоса, мелодии гор, снега... У меня на компьютере даже стоит песня "Айколь Манас" Гулзады Рыскуловой, она питала меня энергетикой. Эти горы в видеоклипе, этот кыргызский ритм… Все это резонировало с моим внутренним ощущением, поэтому перед работой я обязательно прослушивал эту и еще несколько песен и спокойно приступал к делам.
— Вам сложно будет не наблюдать на горизонте горы?
— Да ужас, это большая проблема. Я горный человек по природе, поэтому для меня это будет печально, хотя не только это… И расставание с людьми, с которыми сблизился, и природа…
© Sputnik / Акбар АкжигитовЧрезвычайный полномочный посол Российской Федерации в Кыргызстане Николай Удовиченко и руководитель Sputnik Кыргызстан Елена Череменина
Чрезвычайный полномочный посол Российской Федерации в Кыргызстане Николай Удовиченко и руководитель Sputnik Кыргызстан Елена Череменина
© Sputnik / Акбар Акжигитов
— В этом году информационному агентству и радио "Sputnik Кыргызстан" исполняется 10 лет. Как вы оцениваете работу проекта и что бы пожелали нашей редакции?
— Комплиментами я не злоупотребляю, поэтому буду говорить правду. Ваши публикации всегда читаю и знаю, что вы в топе читаемых интернет-изданий и слушаемых радиостанций. Я считаю, что вы оперативно, адекватно, спокойно, без нервических нот освещаете происходящее в стране и в наших отношениях. Хочу пожелать, чтобы вы и впредь выдерживали эту спокойную линию со взвешенными оценками, не гнались за показной сенсационностью, работали вдумчиво, по-человечески, знали, что вас слушают люди и ориентируются на вас.
Я желаю вам долгих лет эффективной работы и чтобы ваша зрительская, читательская аудитория только ширилась. С праздником вас, с юбилеем, и самые наилучшие пожелания. Удачи!