https://ru.sputnik.kg/20240923/kyrgyzstan-gns-nalogi-rost-1088927558.html
Зачем платить налоги, или В чем секрет роста экономики Кыргызстана
Зачем платить налоги, или В чем секрет роста экономики Кыргызстана
Sputnik Кыргызстан
Почему кыргызстанцы стали жить лучше, как удалось добиться роста экономики и над исключением каких негативных факторов работают в ГНС, Sputnik рассказали... 23.09.2024, Sputnik Кыргызстан
2024-09-23T20:04+0600
2024-09-23T20:04+0600
2024-09-24T10:30+0600
кыргызстан
государственная налоговая служба
налоги
экономика
развитие
https://sputnik.kg/img/07e6/08/13/1066951951_0:162:3067:1887_1920x0_80_0_0_e759b122a40aca4fb3dbb2ca1aac3b58.jpg
Зачем платить налоги, или В чем секрет роста экономики Кыргызстана — Ким
Sputnik Кыргызстан
Зачем платить налоги, или В чем секрет роста экономики Кыргызстана — Ким
Зачем платить налоги, или В чем секрет роста экономики Кыргызстана — Кыдыргычев
Sputnik Кыргызстан
Зачем платить налоги, или В чем секрет роста экономики Кыргызстана — Кыдыргычев
В последние годы жители Кыргызстана стали свидетелями беспрецедентного роста экономики, существенного улучшения инфраструктуры и других факторов. Это происходит благодаря пополнению госбюджета, большую часть доходов которого составляют налоги.Если в 2021 году в КР собрали 105 миллиардов 714 миллионов сомов налогов, то в 2023-м — уже 185 миллиардов. Как Государственной налоговой службе удалось значительно увеличить поступления, объяснили заместители председателя ГНС Нургуль Салиева и Исламбек Кыдыргычов, ветеран ведомства Салмоорбек Асипов и глава Палаты налоговых консультантов Татьяна Ким.Говорят цифрыНалоговая статистика гласит, что в 1990 году в республике было собрано 11,3 миллиона сомов, а спустя пять лет — 2,4 миллиарда. В 2000-м и 2005 годах цифры составили 5,5 миллиарда и 8,7 миллиарда сомов соответственно. В 2010 году — 26,3 миллиарда, а в 2015-м — более 60 миллиардов сомов. В начале текущего года председатель ГНС Алтынбек Абдувапов сообщил, что в 2023-м ведомство собрало 249,4 миллиарда сомов налогов и страховых взносов, превысив прогнозные показатели на 3 миллиарда. Сравнив их с данными 2022 года, можно говорить об увеличении сборов на 41,3 миллиарда сомов. Таким образом, за последние 20 лет они выросли в 25 раз.Но всегда ли все было так гладко? Мы узнали, с какими трудностями столкнулась Налоговая служба в период становления.Немного историиНалоговая служба в составе Министерства финансов Кыргызстана была создана согласно постановлению Совета Министров СССР от 29 января 1990 года. В 1994-м ее преобразовали в Государственную налоговую инспекцию. В октябре 2002 года на базе ГНИ и Государственной таможенной инспекции при Минфине был образован Комитет по доходам, а через три года на его базе сформировали два правительственных ведомства — налоговую и таможенную инспекции. В 2005–2010 годах НИ дважды переименовывали — сначала в Госкомитет по налогам и сборам, затем в Государственную налоговую службу.Сегодня ГНС — это орган исполнительной власти, осуществляющий сбор налогов, страховых взносов и других платежей, а также контролирующий полноту и своевременность их уплаты.Налоги в "лихих 90-х"Как рассказал первый руководитель ГНС, а ныне председатель общественного объединения "Ветераны финансово-экономической и налоговой систем КР" Салмоорбек Асипов, если раньше в торговле существовал только налог с оборота, то после 1990-х появились налоги на добавленную стоимость, с продаж, акцизный налог и другие виды.По его словам, после введения новых видов налогов сотрудникам ведомства пришлось не только заново выстраивать работу, но и проводить информационную кампанию, объясняя, для чего нужны эти сборы и как правильно их начислять.С развалом СССР рухнуло и мироустройство советских граждан: закрывались предприятия, опустели прилавки магазинов, практически всем задерживали зарплату, а многие и вовсе потеряли работу. Тысячи граждан были вынуждены продавать нажитое, чтобы купить продукты, — так зародилась стихийная торговля. Наиболее предприимчивые люди стали выезжать за товаром в другие страны. В народе их прозвали "челноками", а основными экспортерами тогда были Китай и Турция.Изначально предприниматели ездили за границу в одиночку, но вскоре к бизнесу подключились туристические фирмы, которые стали организовывать специальные "челночные" туры. ГНС пришлось осваивать новое направление и выработать механизм контроля денежных средств и налогообложения."Мы организовывали для представителей малого и среднего бизнеса курсы, лекции, объясняли, из чего складывается тот или иной вид налога, рассказывали, что они — ключевой инструмент госполитики любой страны, затрагивающий самые важные стороны жизни. В то время предприниматели фиксировали движение товаров и финансовых средств в тетрадках, а, приходя в ГНС, вручную считали и сверяли данные с сотрудниками ведомства", — вспоминает Асипов.СправкаВпервые организованная налоговая система появилась еще в Древнем Риме. Древние кыргызы, как и другие народы Евразии, тоже облагали налогами жителей своих территорий. У кочевников, например, налог для обеспечения армии продовольствием и снаряжением часто платили в натуральной форме — ценным мехом, продуктами или оружием.В Центральной Азии вплоть до XIX века налоги делились на государственные, которые поступали в ханскую казну, и местные, которые забирали крупные феодалы. Главными государственными налогами были танап, харадж и зекет, а объектами налогообложения — скот и земля.Танап составлял одну пятую часть выращенного урожая, харадж — одну десятую. Зекет был двух видов — торговый и скотный. Купцы-мусульмане платили 2,5 процента от стоимости товара, а все остальные — 10 процентов. Скотный зекет взыскивали как со скота, продающегося на базарах, так и с находящегося на пастбищах.Население также должно было платить военный налог в размере трех овец и одной лошади с каждой юрты. Кроме того, существовали ряд дополнительных сборов и повинностей: салык, чыгым, союш, чоп ооз, туякат. Применялись такие виды подношения феодалам, как тартуу, орун куттуктоо, а также различные виды трудовых отработок для малчы и эгинчи (в форме ашара и т.д.).Составляющие успехаВ течение 30 лет Государственная налоговая служба непрерывно эволюционировала — Налоговый кодекс меняли под новые реалии, продолжалась разработка новых подходов к работе с налогоплательщиками, автоматизировался процесс налогового администрирования.Одним из ключевых факторов увеличения собираемости налогов, по мнению главы ведомства, стала успешная цифровизация процедур — внедрение электронных счетов-фактур (ЭСФ), электронных товарно-транспортных накладных (ЭТТН), контрольно-кассовых машин (ККМ) и других инновационных компонентов. Кроме того, на систематической основе реализуется антикоррупционная политика. Работает круглосуточный телефон доверия, усилено взаимодействие между бизнес-сообществом и госорганами.Все это в комплексе привело к сокращению теневого сектора экономики и росту собираемости налоговых отчислений.В декабре прошлого года на II Народном курултае президент Садыр Жапаров призвал граждан расценивать налоги как вклад в развитие страны. Он отметил, что именно благодаря выводу бизнеса из тени удалось добиться масштабного увеличения пенсий, пособий и зарплат, построить беспрецедентное количество социальных объектов и проложить сотни километров новых дорог.Хочешь жить хорошо — плати налогиЗампредседателя ГНС по цифровизации Нургуль Салиева подчеркнула, что в Кыргызстане действительно наблюдается рост экономики: открываются различные производственные предприятия, а ВВП республики в прошлом году превысил 1 триллион сомов."Только в августе ГНС собрала порядка 20 миллиардов сомов налоговых отчислений. По итогам года планируется собрать 200 миллиардов. В 2023-м показатель составил 185 миллиардов", — рассказала Салиева.По ее словам, не последнюю роль в увеличении налоговых поступлений играет борьба с коррупцией."Цифровизация позволила сделать многие процессы прозрачными и "вытащить" теневой бизнес. Сегодня выгоднее работать "по-белому", а значит, будет улучшаться инфраструктура, все повышения зарплат и пенсий также проводятся за счет бюджета. В общем, могу перефразировать известные слова: заплати налоги и живи хорошо", — отметила замглавы ГНС.Для привлечения внимания граждан к проблеме сбора налогов был реализован проект, в котором кыргызстанцы активно участвовали. В прошлом году фискальное ведомство разыграло в лотерею 2 376 ценных призов, в том числе квартиры и автомобили.Интересный фактНекоторые древние налоги сохранились до наших дней в качестве традиций. Например, сородичи, прибывшие к феодалам на аш (поминки), той (пир) или свадьбу, делали подношение (кошумча) лошадьми, баранами и ценными вещами. В особый вид повинности можно выделить конок алуу (прием гостей). Кроме того, существовали туякат (побор за прогон скота по территории, принадлежащей какому-либо роду) и чоп ооз (побор с чужака-скотовладельца за пользование пастбищем в пользу манапа или бека). Одним из видов феодальных повинностей был жол чыгымы, который собирали в случае дальнего путешествия представителей знати для покрытия дорожных расходов.Мнение профессионалаГлава Палаты налоговых консультантов КР Татьяна Ким уверена, что в стране наблюдается не просто рост экономики, а ее прорыв."Примерно за три последних года у нас произошел резкий рост — почти в три раза — не только ВВП, но и бюджетных поступлений, прежде всего налоговых и таможенных. Это на самом деле небывалые темпы, нехарактерные для раннего периода развития Кыргызстана. Кроме того, мы наблюдаем открытие новых предприятий в разных отраслях экономики, скажем, построены несколько десятков малых ГЭС", — напомнила Ким.Она уточнила, что причин роста много, ведь экономика — "нелинейная вещь".Она подчеркнула, что с 1990-х годов система налогообложения сильно изменилась."Некоторые налогоплательщики не замечают изменений, иногда даже жалуются. Но ведь еще 10 лет назад никто и не думал, что можно будет отправлять в ГНС отчет по электронной почте, не выходя из дома или офиса. То же самое с получением справок, подачей заявлений и другими процедурами. Это стало возможным за счет расширения и автоматизации всех процессов, когда сократились личные контакты между Налоговой службой и налогоплательщиком, внедрения ККМ, ЭСФ, ЭТТН. Новшества нравятся не всем, но с точки зрения развития налогового администрирования это очень эффективный инструмент", — отметила Ким.По ее словам, особенно радует, что ГНС переходит на аналитические методы работы. При этом служба расширяет свои обязанности по отдельным видам налогов, которые будет рассчитывать самостоятельно, отправляя плательщикам уведомления."Кыргызстанцам надо понимать, что налоговая нагрузка у нас довольно щадящая по сравнению со многими странами. В европейских государствах подоходный налог и налог на прибыль могут достигать 40-50 процентов, а у нас всего 10. НДС там может составлять 26-28 процентов, а здесь — только 12. Однако, поскольку НДС плохо сочетается с нашей упрощенной системой налогообложения, в будущем, думаю, его исключат", — сказала председатель ПНК.Налогоплательщиков надо "обнимать"Зампредседателя ГНС Исламбек Кыдыргычов пояснил, что цель основных реформ ведомства заключалась в упрощении и оцифровке бизнес-процессов с помощью новых технологий.Он отметил поддержку высшего руководства страны в деле совершенствования налогообложения и формирования бюджета."Проведена огромная работа и на законодательном уровне. Например, многие требования были прописаны и ранее, но практически не соблюдались. Мы проанализировали ситуацию, провели снижение ставок и предоставили преференции такой важной отрасли, как легкая промышленность. Также утверждены минимальные ставки для экспортоориентированных рынков, таких как "Дордой", "Кара-Суу" и других", — рассказал зампред ГНС.Он признал сохраняющиеся недочеты в работе ведомства, особенно в том, что касается обслуживания населения."По идее, когда в отдел приходит налогоплательщик, его должны "обнять", но обслуживание со стороны специалистов "единого окна" не всегда на высоком уровне. Мы работаем над исключением этого негативного фактора. В ближайшие годы планируем интегрировать электронные системы, чтобы кыргызстанцы могли работать в рамках своей учетной записи и автоматически сдавать отчеты и декларации. Запланировано внедрение механизмов для поддержки малого и среднего бизнеса, а также преференций, которые поспособствуют их развитию", — отметил Кыдыргычов.Говоря об опыте других стран, он привел в пример Китай, где можно оплачивать все покупки и налоги посредством одного приложения."Мы тоже работаем над подобной концепцией и разрабатываем алгоритмы обмена данными с банками. Когда на наших серверах появятся данные электронных систем, мы сможем еще более эффективно анализировать и пополнять госбюджет. То есть больше не придется выдавать покупателю контрольно-кассовый чек, все действия будут учитываться автоматически, а оплачивать товары и услуги будет легко и просто через QR-код. Моментальный обмен данными — это новый вектор направления нашей работы", — заключил собеседник.Вместо послесловияВсе мы порой восхищаемся тем, как живут люди в развитых странах, приводим в пример доступность социальных услуг, транспортную инфраструктуру, экологию, безопасность, здравоохранение, но даже не задумываемся, что причиной высокого уровня жизни является не только развитая экономика, но и строгое соблюдение налогового законодательства, за нарушение которого предусмотрено серьезное наказание.Сегодня ГНС Кыргызстана стремится к созданию максимально простой, прозрачной и удобной для всех налогоплательщиков системы, нацеленной на формирование таких условий, при которых бизнес активно развивается, а государство получает необходимые средства для поддержания экономики, строительства дорог, школ и детсадов, инфраструктуры и выполнения социальных обязательств.Казалось бы, простая формула, но чтобы она работала безупречно, необходимо понять, что налоги — это не наказание, а ГНС — не карательный орган. Государство — это мы сами, а его развитие и процветание невозможны без поддержки граждан.
https://ru.sputnik.kg/20240807/eaes-izmenenie-kyrgyzstan-mneniya-cifry-vyvody-1087677148.html
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Анара Мамытова
https://sputnik.kg/img/07e8/07/0b/1086928753_684:447:1427:1190_100x100_80_0_0_44a18555aaa18ef8ff58623fef3b05a6.jpg
Анара Мамытова
https://sputnik.kg/img/07e8/07/0b/1086928753_684:447:1427:1190_100x100_80_0_0_44a18555aaa18ef8ff58623fef3b05a6.jpg
Новости
ru_KG
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://sputnik.kg/img/07e6/08/13/1066951951_168:0:2899:2048_1920x0_80_0_0_d92964fa69b273471a5a53c55abdc911.jpgSputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Анара Мамытова
https://sputnik.kg/img/07e8/07/0b/1086928753_684:447:1427:1190_100x100_80_0_0_44a18555aaa18ef8ff58623fef3b05a6.jpg
кыргызстан, государственная налоговая служба, налоги, экономика , развитие
кыргызстан, государственная налоговая служба, налоги, экономика , развитие
В последние годы жители Кыргызстана стали свидетелями беспрецедентного роста экономики, существенного улучшения инфраструктуры и других факторов. Это происходит благодаря пополнению госбюджета, большую часть доходов которого составляют налоги.
Если в 2021 году в КР собрали 105 миллиардов 714 миллионов сомов налогов, то в 2023-м — уже 185 миллиардов. Как Государственной налоговой службе удалось значительно увеличить поступления, объяснили заместители председателя ГНС Нургуль Салиева и Исламбек Кыдыргычов, ветеран ведомства Салмоорбек Асипов и глава Палаты налоговых консультантов Татьяна Ким.
Налоговая статистика гласит, что в 1990 году в республике было собрано 11,3 миллиона сомов, а спустя пять лет — 2,4 миллиарда. В 2000-м и 2005 годах цифры составили 5,5 миллиарда и 8,7 миллиарда сомов соответственно. В 2010 году — 26,3 миллиарда, а в 2015-м — более 60 миллиардов сомов.
В начале текущего года председатель ГНС Алтынбек Абдувапов сообщил, что в 2023-м ведомство собрало 249,4 миллиарда сомов налогов и страховых взносов, превысив прогнозные показатели на 3 миллиарда. Сравнив их с данными 2022 года, можно говорить об увеличении сборов на 41,3 миллиарда сомов. Таким образом, за последние 20 лет они выросли в 25 раз.
Но всегда ли все было так гладко? Мы узнали, с какими трудностями столкнулась Налоговая служба в период становления.
Налоговая служба в составе Министерства финансов Кыргызстана была создана согласно постановлению Совета Министров СССР от 29 января 1990 года. В 1994-м ее преобразовали в Государственную налоговую инспекцию. В октябре 2002 года на базе ГНИ и Государственной таможенной инспекции при Минфине был образован Комитет по доходам, а через три года на его базе сформировали два правительственных ведомства — налоговую и таможенную инспекции. В 2005–2010 годах НИ дважды переименовывали — сначала в Госкомитет по налогам и сборам, затем в Государственную налоговую службу.
Сегодня ГНС — это орган исполнительной власти, осуществляющий сбор налогов, страховых взносов и других платежей, а также контролирующий полноту и своевременность их уплаты.
Как рассказал первый руководитель ГНС, а ныне председатель общественного объединения "Ветераны финансово-экономической и налоговой систем КР" Салмоорбек Асипов, если раньше в торговле существовал только налог с оборота, то после 1990-х появились налоги на добавленную стоимость, с продаж, акцизный налог и другие виды.
"В помощь молодым налоговым инспекторам готовили инструкции и методические материалы о том, как правильно взимать и проверять тот или иной вид налогов. В ведомство пришли специалисты по госдоходам, которые обучались еще при СССР, поэтому с кадрами проблем не возникло. Тогда же была создана материально-техническая база, появились первые компьютеры, транспорт, был образован учебный центр", — сообщил Асипов.
По его словам, после введения новых видов налогов сотрудникам ведомства пришлось не только заново выстраивать работу, но и проводить информационную кампанию, объясняя, для чего нужны эти сборы и как правильно их начислять.
С развалом СССР рухнуло и мироустройство советских граждан: закрывались предприятия, опустели прилавки магазинов, практически всем задерживали зарплату, а многие и вовсе потеряли работу. Тысячи граждан были вынуждены продавать нажитое, чтобы купить продукты, — так зародилась стихийная торговля. Наиболее предприимчивые люди стали выезжать за товаром в другие страны. В народе их прозвали "челноками", а основными экспортерами тогда были Китай и Турция.
Изначально предприниматели ездили за границу в одиночку, но вскоре к бизнесу подключились туристические фирмы, которые стали организовывать специальные "челночные" туры. ГНС пришлось осваивать новое направление и выработать механизм контроля денежных средств и налогообложения.
"Мы организовывали для представителей малого и среднего бизнеса курсы, лекции, объясняли, из чего складывается тот или иной вид налога, рассказывали, что они — ключевой инструмент госполитики любой страны, затрагивающий самые важные стороны жизни. В то время предприниматели фиксировали движение товаров и финансовых средств в тетрадках, а, приходя в ГНС, вручную считали и сверяли данные с сотрудниками ведомства", — вспоминает Асипов.
Впервые организованная налоговая система появилась еще в Древнем Риме. Древние кыргызы, как и другие народы Евразии, тоже облагали налогами жителей своих территорий. У кочевников, например, налог для обеспечения армии продовольствием и снаряжением часто платили в натуральной форме — ценным мехом, продуктами или оружием.
В Центральной Азии вплоть до XIX века налоги делились на государственные, которые поступали в ханскую казну, и местные, которые забирали крупные феодалы. Главными государственными налогами были танап, харадж и зекет, а объектами налогообложения — скот и земля.
Танап составлял одну пятую часть выращенного урожая, харадж — одну десятую. Зекет был двух видов — торговый и скотный. Купцы-мусульмане платили 2,5 процента от стоимости товара, а все остальные — 10 процентов. Скотный зекет взыскивали как со скота, продающегося на базарах, так и с находящегося на пастбищах.
Население также должно было платить военный налог в размере трех овец и одной лошади с каждой юрты. Кроме того, существовали ряд дополнительных сборов и повинностей: салык, чыгым, союш, чоп ооз, туякат. Применялись такие виды подношения феодалам, как тартуу, орун куттуктоо, а также различные виды трудовых отработок для малчы и эгинчи (в форме ашара и т.д.).
В течение 30 лет Государственная налоговая служба непрерывно эволюционировала — Налоговый кодекс меняли под новые реалии, продолжалась разработка новых подходов к работе с налогоплательщиками, автоматизировался процесс налогового администрирования.
Одним из ключевых факторов увеличения собираемости налогов, по мнению главы ведомства, стала успешная цифровизация процедур — внедрение электронных счетов-фактур (ЭСФ), электронных товарно-транспортных накладных (ЭТТН), контрольно-кассовых машин (ККМ) и других инновационных компонентов. Кроме того, на систематической основе реализуется антикоррупционная политика. Работает круглосуточный телефон доверия, усилено взаимодействие между бизнес-сообществом и госорганами.
Все это в комплексе привело к сокращению теневого сектора экономики и росту собираемости налоговых отчислений.
В декабре прошлого года на II Народном курултае президент Садыр Жапаров призвал граждан расценивать налоги как вклад в развитие страны. Он отметил, что именно благодаря выводу бизнеса из тени удалось добиться масштабного увеличения пенсий, пособий и зарплат, построить беспрецедентное количество социальных объектов и проложить сотни километров новых дорог.
"Без налогов не будет сильной армии, повышения социального благополучия граждан, качественной медицины и достойного образования. Поэтому давайте рассматривать налоги не как обязательство и принуждение, а как важный вклад в развитие страны. Иными словами, считайте их взносами", — сказал Жапаров.
Хочешь жить хорошо — плати налоги
Зампредседателя ГНС по цифровизации Нургуль Салиева подчеркнула, что в Кыргызстане действительно наблюдается рост экономики: открываются различные производственные предприятия, а ВВП республики в прошлом году превысил 1 триллион сомов.
"Только в августе ГНС собрала порядка 20 миллиардов сомов налоговых отчислений. По итогам года планируется собрать 200 миллиардов. В 2023-м показатель составил 185 миллиардов", — рассказала Салиева.
По ее словам, не последнюю роль в увеличении налоговых поступлений играет борьба с коррупцией.
"Цифровизация позволила сделать многие процессы прозрачными и "вытащить" теневой бизнес. Сегодня выгоднее работать "по-белому", а значит, будет улучшаться инфраструктура, все повышения зарплат и пенсий также проводятся за счет бюджета. В общем, могу перефразировать известные слова: заплати налоги и живи хорошо", — отметила замглавы ГНС.
Для привлечения внимания граждан к проблеме сбора налогов был реализован проект, в котором кыргызстанцы активно участвовали. В прошлом году фискальное ведомство разыграло в лотерею 2 376 ценных призов, в том числе квартиры и автомобили.
Некоторые древние налоги сохранились до наших дней в качестве традиций. Например, сородичи, прибывшие к феодалам на аш (поминки), той (пир) или свадьбу, делали подношение (кошумча) лошадьми, баранами и ценными вещами. В особый вид повинности можно выделить конок алуу (прием гостей). Кроме того, существовали туякат (побор за прогон скота по территории, принадлежащей какому-либо роду) и чоп ооз (побор с чужака-скотовладельца за пользование пастбищем в пользу манапа или бека). Одним из видов феодальных повинностей был жол чыгымы, который собирали в случае дальнего путешествия представителей знати для покрытия дорожных расходов.
Глава Палаты налоговых консультантов КР Татьяна Ким уверена, что в стране наблюдается не просто рост экономики, а ее прорыв.
"Примерно за три последних года у нас произошел резкий рост — почти в три раза — не только ВВП, но и бюджетных поступлений, прежде всего налоговых и таможенных. Это на самом деле небывалые темпы, нехарактерные для раннего периода развития Кыргызстана. Кроме того, мы наблюдаем открытие новых предприятий в разных отраслях экономики, скажем, построены несколько десятков малых ГЭС", — напомнила Ким.
Она уточнила, что причин роста много, ведь экономика — "нелинейная вещь".
"Есть объективные и субъективные причины, в том числе связанные с санкциями. Есть, конечно, и влияние инфляции, но такой рост показателей только ею объяснить невозможно. Очевидно, что на ситуацию влияют активная позиция кабинета министров и современная система налогообложения. Хотя в последнее время мы немного увлеклись дифференциацией ставок — например, в том, что касается подоходного и единого налогов. А недостатки в части администрирования и технического программного обеспечения со временем, надеюсь, будут устранены", — сообщила эксперт.
Она подчеркнула, что с 1990-х годов система налогообложения сильно изменилась.
"Некоторые налогоплательщики не замечают изменений, иногда даже жалуются. Но ведь еще 10 лет назад никто и не думал, что можно будет отправлять в ГНС отчет по электронной почте, не выходя из дома или офиса. То же самое с получением справок, подачей заявлений и другими процедурами. Это стало возможным за счет расширения и автоматизации всех процессов, когда сократились личные контакты между Налоговой службой и налогоплательщиком, внедрения ККМ, ЭСФ, ЭТТН. Новшества нравятся не всем, но с точки зрения развития налогового администрирования это очень эффективный инструмент", — отметила Ким.
По ее словам, особенно радует, что ГНС переходит на аналитические методы работы. При этом служба расширяет свои обязанности по отдельным видам налогов, которые будет рассчитывать самостоятельно, отправляя плательщикам уведомления.
"Кыргызстанцам надо понимать, что налоговая нагрузка у нас довольно щадящая по сравнению со многими странами. В европейских государствах подоходный налог и налог на прибыль могут достигать 40-50 процентов, а у нас всего 10. НДС там может составлять 26-28 процентов, а здесь — только 12. Однако, поскольку НДС плохо сочетается с нашей упрощенной системой налогообложения, в будущем, думаю, его исключат", — сказала председатель ПНК.
Налогоплательщиков надо "обнимать"
Зампредседателя ГНС Исламбек Кыдыргычов пояснил, что цель основных реформ ведомства заключалась в упрощении и оцифровке бизнес-процессов с помощью новых технологий.
"Но одно дело — внедрить цифровые сервисы (ЭСФ, ККМ, ЭТТН), и другое — сделать так, чтобы налогоплательщики использовали все эти новшества. Нам удалось более-менее выровнять теневой сектор экономики, а когда стало доступно больше данных для анализа, появилась возможность еще до выхода на проверку определить рискового субъекта. Сегодня во время 100 проверок выявляется 95 процентов нарушений, а раньше показатель составлял всего 3-4 процента", — сообщил Кыдыргычов.
Он отметил поддержку высшего руководства страны в деле совершенствования налогообложения и формирования бюджета.
"Проведена огромная работа и на законодательном уровне. Например, многие требования были прописаны и ранее, но практически не соблюдались. Мы проанализировали ситуацию, провели снижение ставок и предоставили преференции такой важной отрасли, как легкая промышленность. Также утверждены минимальные ставки для экспортоориентированных рынков, таких как "Дордой", "Кара-Суу" и других", — рассказал зампред ГНС.
Он признал сохраняющиеся недочеты в работе ведомства, особенно в том, что касается обслуживания населения.
"По идее, когда в отдел приходит налогоплательщик, его должны "обнять", но обслуживание со стороны специалистов "единого окна" не всегда на высоком уровне. Мы работаем над исключением этого негативного фактора. В ближайшие годы планируем интегрировать электронные системы, чтобы кыргызстанцы могли работать в рамках своей учетной записи и автоматически сдавать отчеты и декларации. Запланировано внедрение механизмов для поддержки малого и среднего бизнеса, а также преференций, которые поспособствуют их развитию", — отметил Кыдыргычов.
Говоря об опыте других стран, он привел в пример Китай, где можно оплачивать все покупки и налоги посредством одного приложения.
"Мы тоже работаем над подобной концепцией и разрабатываем алгоритмы обмена данными с банками. Когда на наших серверах появятся данные электронных систем, мы сможем еще более эффективно анализировать и пополнять госбюджет. То есть больше не придется выдавать покупателю контрольно-кассовый чек, все действия будут учитываться автоматически, а оплачивать товары и услуги будет легко и просто через QR-код. Моментальный обмен данными — это новый вектор направления нашей работы", — заключил собеседник.
Все мы порой восхищаемся тем, как живут люди в развитых странах, приводим в пример доступность социальных услуг, транспортную инфраструктуру, экологию, безопасность, здравоохранение, но даже не задумываемся, что причиной высокого уровня жизни является не только развитая экономика, но и строгое соблюдение налогового законодательства, за нарушение которого предусмотрено серьезное наказание.
Сегодня ГНС Кыргызстана стремится к созданию максимально простой, прозрачной и удобной для всех налогоплательщиков системы, нацеленной на формирование таких условий, при которых бизнес активно развивается, а государство получает необходимые средства для поддержания экономики, строительства дорог, школ и детсадов, инфраструктуры и выполнения социальных обязательств.
Казалось бы, простая формула, но чтобы она работала безупречно, необходимо понять, что налоги — это не наказание, а ГНС — не карательный орган. Государство — это мы сами, а его развитие и процветание невозможны без поддержки граждан.