https://ru.sputnik.kg/20241114/vybory-mestnye-keneshi-intervyu-shajldabekova-1090178515.html
Почему важно голосовать на выборах в местные кенеши — интервью с главой ЦИК КР
Почему важно голосовать на выборах в местные кенеши — интервью с главой ЦИК КР
Sputnik Кыргызстан
17 ноября в Кыргызстане пройдут выборы в местные кенеши. Технически голосование будет проводиться, как прежде, но количество городских и сельских советов... 14.11.2024, Sputnik Кыргызстан
2024-11-14T20:07+0600
2024-11-14T20:07+0600
2024-11-17T15:34+0600
кыргызстан
выборы
местные кенеши
центральная избирательная комиссия
нуржан шайлдабекова
интервью
выборы в местные кенеши кыргызстана 17 ноября
https://sputnik.kg/img/07e5/04/0b/1052086151_0:322:3067:2047_1920x0_80_0_0_e7f44d2cd81ae544dce7364b3b193340.jpg
Ключевую роль в назначении внеочередных выборов депутатов местных кенешей сыграла проведенная в КР административно-территориальная реформа. Изменились и некоторые требования законодательства — в отношении как партий, так и самовыдвиженцев. А еще были расширены возможности волеизъявления для избирателей.— Чем эти выборы отличаются от предыдущих?— Они проводятся в контексте административно-территориальной реформы и занимают важное место в процессе оптимизации системы местного самоуправления. Уже назначены мэры, главы айыл окмоту, а после выборов завершится формирование органов МСУ.Сам порядок избрания почти не изменился. Депутаты городских кенешей по-прежнему избираются на основе пропорциональной системы с выдвижением списков кандидатов от партий, а в айылах сохраняется мажоритарная система голосования с подведением итогов выборов на основе многомандатных округов. Однако процедурно некоторые правила изменили для адаптации порядка избрания в тех территориальных единицах, которые были объединены либо присоединены к городам. Например, раньше в каких-то айылах избирали свои кенеши по мажоритарной системе, а теперь их присоединили к городам, и жители будут выбирать депутатов от партий.Другое новшество — изменение избирательного порога для партий: он снижен с 7 до 5 процентов. В этих выборах участвуют более 20 партий, и многие из них сформированы в айылах, которые присоединили к городам; там активизировались политические процессы. Еще одной адаптивной нормой является исключение избирательного залога для кандидатов в депутаты айыльных кенешей. Хотя в стране достаточно широко распространены банковские услуги, соблюдение наших требований о финансовой прозрачности предвыборной кампании могло быть затруднительным для некоторых кандидатов, особенно в отдаленных селах.— Это ведь небольшая сумма...— Небольшая, 1 000 сомов. Однако, чтобы ее уплатить и работать по правилам финансирования избирательных кампаний, нужно открывать счета, вести доходную и расходную части бюджета избирательного фонда. Все это необходимо делать через банк и в автоматическом режиме передавать на сайт ЦИК. Когда мы думали, как улучшить доступность участия кандидатов в выборах на айыльном уровне, поняли, что надо отменить избирательный залог. По отзывам кандидатов, это действительно правильный шаг.Норма, принятая для борьбы с использованием административного ресурса, связана со статусом кандидатов. Мы видели, что главы муниципальных предприятий часто состоят в партийных списках на городских выборах. Однако, поскольку должность руководителя муниципального учреждения нельзя совмещать с депутатским мандатом, после избрания они выходили из списков. У них изначально не было намерения становиться депутатами, но их пребывание в списке кандидатов давало партиям определенные информационные преимущества и сигнализировало избирателям, что "сильные люди" города состоят в той или иной политорганизации. Мы не хотели, чтобы формировалась некая псевдоинформация о составе партии...— Получается, избирателей вводили в заблуждение?— Да. Мы расценили это как возможность использования административного ресурса в пользу той или иной партии. Теперь, если муниципальные или государственные служащие намерены баллотироваться, они должны покинуть пост. Это также касается глав муниципальных и государственных предприятий, юридических лиц, в которых 30 и более процентов доли принадлежат государству или муниципалитету. А вот кандидаты из числа руководителей школ и больниц могут временно приостановить исполнение обязанностей и участвовать в выборах. Мы убедились, что участие сельской интеллигенции в работе местных кенешей необходимо для качественного муниципального управления и социально-экономического развития, так как сельские советы среди прочего ориентируют бюджет на важные социальные нужды.— То есть эта категория кандидатов сможет совмещать работу с депутатской деятельностью?— В 2014–2019 годах у нас действовал запрет на совмещение депутатской должности с должностью руководителя школы или больницы. Мы увидели, что это негативно влияет на качественный состав кенешей и систему местного самоуправления в целом.Кстати, существует стереотип, что круг полномочий местных кенешей сильно сузился и потому их роль ослабла. Это не так. В результате проведения административно-территориальной реформы у кенешей появилось еще больше задач по развитию местных сообществ.— Насколько активно, на ваш взгляд, баллотируются люди?— В 33 городах списки кандидатов выдвинули 39 партий, на 993 мандата в городских кенешах претендуют почти 5 200 кандидатов. По-моему, это неплохая активность. Можно сказать, что у партий появилась определенная сбалансированность, зрелость. В Бишкеке в выборах участвуют семь партий, все они имеют определенную электоральную поддержку. Они взяли на себя морально-этические обязательства, подписав меморандумы о соблюдении правил агитации. Работает и группа мониторинга ЦИК, а также образован общественный совет по мониторингу соблюдения правил агитации, куда вошли медиаэксперты и блогеры.— Вы считаете, что это поможет обеспечить прозрачность выборов?— Государство приняло значительные меры, чтобы обеспечить условия для реализации прав как избирателей, так и кандидатов. Избиратель оценивает выборы по конечному результату, по тому, насколько качественный состав депутатов выбран. Однако сделать этот выбор люди должны сами.— Одна из главных проблем — явка, особенно среди молодежи. Есть мнение, что молодой избиратель становится активнее, когда используются современные технологии и граждане имеют возможность голосовать удаленно. На нынешних выборах это предусмотрено?— В 2023 году мы провели пробацию двух форм голосования — электронного и дистанционного. Дистанционное голосование частично содержит элементы электронного, но в данном случае все-таки необходимо прийти на специальный избирательный участок.Электронное голосование — это участие в выборах через смартфоны и компьютеры. Избиратель, находясь где угодно, голосует на своем устройстве в приложении "Менин шайлоом" или на сайте избирательной комиссии. Однако в закон внесли норму, согласно которой решение о проведении электронного или дистанционного голосования должно приниматься каждый раз отдельно при назначении выборов. Все зависит не только от технической, программной готовности, но и от готовности общества признать итоги выборов достоверными и прозрачными. На выборах 17 ноября решено использовать только дистанционное голосование.Граждане, которые в день выборов не смогут участвовать в них по месту постоянной регистрации в своем селе или городе, смогут проголосовать по месту пребывания. На дистанционном участке человек также пройдет идентификацию и получит бюллетень — это будет бюллетень округа, в котором он постоянно прописан. Итоги голосования будут подводиться путем направления электронного протокола по каждому округу в территориальную избирательную комиссию. Протокол генерируется в электронном виде и отправляется автоматически. При возникновении спорных моментов, если ТИК либо кандидаты захотят перепроверить данные дистанционного голосования, на дистанционном участке вскроют пакет бюллетеней и пересчитают ручным методом.Изначально планировалось провести дистанционное голосование при помощи электронных бюллетеней в специальной машине, но депутаты Жогорку Кенеша, принимая закон, предложили все-таки поэтапно переходить к электронным процедурам и пока использовать бумажные бюллетени. Инновации для нас не самое важное, главное все-таки ясность процедуры для избирателей, прозрачность процесса и возможность полноценного общественного контроля. Мы согласились, что так будет лучше.— То есть электронного голосования на этот раз не будет?— Нет.— Вы недавно отметили необходимость изменений в выборном законодательстве. Речь о пересмотре судами споров, связанных с итогами выборов, в результате чего спустя годы после голосования депутатов лишают мандатов и составы кенешей существенно меняются.— Да, мы считаем, что законодательство в части юридической ответственности за нарушения должно совершенствоваться. В частности, говорим об отмене возможности пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений ЦИК и судов, связанных с итогами выборов. На наш взгляд, все споры по поводу результатов голосования должны происходить непосредственно после выборов. Все лица в случае нарушения выборного законодательства должны привлекаться к ответственности, и выборный процесс должен завершиться подведением итогов с учетом всех избирательных споров, а также всех мер по привлечению нарушителей к ответственности. Если решение Центризбиркома по итогам выборов было обжаловано и Верховный суд принял окончательное решение, этот вопрос нельзя пересматривать через какое-то время. Иначе это может превратиться в вечный спор тех, кто проиграл, с теми, кто выиграл. Если посмотреть на ситуацию шире, то именно активное участие граждан исключает возможность последующих пересмотров. Когда кандидат или партия одерживают весомую победу, вряд ли кто-то из проигравших будет пытаться ее оспорить. Своим неактивным участием граждане как бы дают возможность определять итоги выборов другими способами — судебными или какими-то иными административно-управленческими решениями.— Как вы оцениваете ситуацию с квотой, если говорить о женщинах-депутатах?— В городах, например, женщины составляют больше половины населения. В списки кандидатов же включается не более 70 процентов лиц одного пола, и это требование обеспечивает не менее 30 процентов женщин. Следует отметить, что во всех 187 списках кандидатов в городах эта норма соблюдена, причем во многих партиях и по 45 процентов женщин, а в некоторых даже 67.На айыльном уровне у нас приняты специальные меры — резервирование для женщин не менее 30 процентов мандатов в каждом округе. Теперь число депутатов пропорционально уменьшилось в связи с административно-территориальной реформой. Раньше было 9 042 депутата, сегодня — 6 400, и число резервируемых мандатов пропорционально изменилось. Для женщин в округах зарезервировано чуть больше 2 000 мандатов, но почти 4 000 женщин подали заявления о самовыдвижении, и мы надеемся, что граждане поддержат их. По итогам выборов 2021 года в айыльных кенешах оказалось 38 процентов женщин.Местные кенеши стали реализовывать много социальных проектов. Институт политики и развития недавно провел исследование по заказу ЦИК — выяснилось, что почти 80 процентов граждан одобряют введение квоты и поддерживают участие женщин в местных выборах. Но поддержка эта неравномерная: в одних регионах она очень высокая, а в других оставляет желать лучшего.— Какой аргумент вы можете привести, чтобы попытаться убедить граждан активно реализовывать свое избирательное право?— Недавно по этому поводу к общественности обратился президент. В стране взят курс на форсированное развитие, идет целенаправленная работа по повышению благосостояния граждан, реализуется много экономических, социальных проектов, есть видимые результаты. Думаю, роль местного самоуправления в этом процессе только возрастет. С результатами работы местных кенешей мы сталкиваемся каждый день, выходя из дома: это прежде всего построенные и отремонтированные дороги, больницы, школы и прочее.Нужны сильные, компетентные команды, которые возьмут на себя ответственность за формирование и поддержку проектов развития, заботу о том, чтобы наши айылы и города становились лучше. Механизмы, позволяющие влиять на формирование таких команд, внедрены далеко не везде в мире, но они есть в нашей избирательной системе. Это был выстраданный проект Кыргызстана. Технологии нам сильно помогли, стали своевременным ориентиром, которому мы начали доверять в ситуации, когда друг другу уже не доверяли ни политики, ни простые граждане. Я призываю кыргызстанцев воспользоваться этой возможностью.
https://ru.sputnik.kg/20241113/sadyr-zhaparov-vybory-mestnyye-keneshi-obrascheniye-1090154261.html
https://ru.sputnik.kg/20241014/kyrgyzstan-bgk-vybory-memorandum-1089462401.html
https://ru.sputnik.kg/20241016/kyrgyzstan-vybory-zhaparov-obrashchenie-1089502145.html
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Елена Яковлева
https://sputnik.kg/img/07e7/04/19/1074719433_89:372:606:889_100x100_80_0_0_46a720de87f1f64482c647213a4ed854.jpg
Елена Яковлева
https://sputnik.kg/img/07e7/04/19/1074719433_89:372:606:889_100x100_80_0_0_46a720de87f1f64482c647213a4ed854.jpg
Новости
ru_KG
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://sputnik.kg/img/07e5/04/0b/1052086151_338:0:3067:2047_1920x0_80_0_0_ad04d641adec81013cdc78064bb3ec70.jpgSputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Елена Яковлева
https://sputnik.kg/img/07e7/04/19/1074719433_89:372:606:889_100x100_80_0_0_46a720de87f1f64482c647213a4ed854.jpg
кыргызстан, выборы, местные кенеши, центральная избирательная комиссия, нуржан шайлдабекова, интервью
кыргызстан, выборы, местные кенеши, центральная избирательная комиссия, нуржан шайлдабекова, интервью
Ключевую роль в назначении внеочередных выборов депутатов местных кенешей сыграла проведенная в КР административно-территориальная реформа. Изменились и некоторые требования законодательства — в отношении как партий, так и самовыдвиженцев. А еще были расширены возможности волеизъявления для избирателей.
— Чем эти выборы отличаются от предыдущих?
— Они проводятся в контексте административно-территориальной реформы и занимают важное место в процессе оптимизации системы местного самоуправления. Уже назначены мэры, главы айыл окмоту, а после выборов завершится формирование органов МСУ.
Сам порядок избрания почти не изменился. Депутаты городских кенешей по-прежнему избираются на основе пропорциональной системы с выдвижением списков кандидатов от партий, а в айылах сохраняется мажоритарная система голосования с подведением итогов выборов на основе многомандатных округов. Однако процедурно некоторые правила изменили для адаптации порядка избрания в тех территориальных единицах, которые были объединены либо присоединены к городам. Например, раньше в каких-то айылах избирали свои кенеши по мажоритарной системе, а теперь их присоединили к городам, и жители будут выбирать депутатов от партий.
Другое новшество — изменение избирательного порога для партий: он снижен с 7 до 5 процентов. В этих выборах участвуют более 20 партий, и многие из них сформированы в айылах, которые присоединили к городам; там активизировались политические процессы. Еще одной адаптивной нормой является исключение избирательного залога для кандидатов в депутаты айыльных кенешей. Хотя в стране достаточно широко распространены банковские услуги, соблюдение наших требований о финансовой прозрачности предвыборной кампании могло быть затруднительным для некоторых кандидатов, особенно в отдаленных селах.
— Это ведь небольшая сумма...
— Небольшая, 1 000 сомов. Однако, чтобы ее уплатить и работать по правилам финансирования избирательных кампаний, нужно открывать счета, вести доходную и расходную части бюджета избирательного фонда. Все это необходимо делать через банк и в автоматическом режиме передавать на сайт ЦИК. Когда мы думали, как улучшить доступность участия кандидатов в выборах на айыльном уровне, поняли, что надо отменить избирательный залог. По отзывам кандидатов, это действительно правильный шаг.
Норма, принятая для борьбы с использованием административного ресурса, связана со статусом кандидатов. Мы видели, что главы муниципальных предприятий часто состоят в партийных списках на городских выборах. Однако, поскольку должность руководителя муниципального учреждения нельзя совмещать с депутатским мандатом, после избрания они выходили из списков. У них изначально не было намерения становиться депутатами, но их пребывание в списке кандидатов давало партиям определенные информационные преимущества и сигнализировало избирателям, что "сильные люди" города состоят в той или иной политорганизации. Мы не хотели, чтобы формировалась некая псевдоинформация о составе партии...
— Получается, избирателей вводили в заблуждение?
— Да. Мы расценили это как возможность использования административного ресурса в пользу той или иной партии. Теперь, если муниципальные или государственные служащие намерены баллотироваться, они должны покинуть пост. Это также касается глав муниципальных и государственных предприятий, юридических лиц, в которых 30 и более процентов доли принадлежат государству или муниципалитету. А вот кандидаты из числа руководителей школ и больниц могут временно приостановить исполнение обязанностей и участвовать в выборах. Мы убедились, что участие сельской интеллигенции в работе местных кенешей необходимо для качественного муниципального управления и социально-экономического развития, так как сельские советы среди прочего ориентируют бюджет на важные социальные нужды.
— То есть эта категория кандидатов сможет совмещать работу с депутатской деятельностью?
— В 2014–2019 годах у нас действовал запрет на совмещение депутатской должности с должностью руководителя школы или больницы. Мы увидели, что это негативно влияет на качественный состав кенешей и систему местного самоуправления в целом.
Кстати, существует стереотип, что круг полномочий местных кенешей сильно сузился и потому их роль ослабла. Это не так. В результате проведения административно-территориальной реформы у кенешей появилось еще больше задач по развитию местных сообществ.
— Насколько активно, на ваш взгляд, баллотируются люди?
— В 33 городах списки кандидатов выдвинули 39 партий, на 993 мандата в городских кенешах претендуют почти 5 200 кандидатов. По-моему, это неплохая активность. Можно сказать, что у партий появилась определенная сбалансированность, зрелость. В Бишкеке в выборах участвуют семь партий, все они имеют определенную электоральную поддержку. Они взяли на себя морально-этические обязательства, подписав меморандумы о соблюдении правил агитации. Работает и группа мониторинга ЦИК, а также образован общественный совет по мониторингу соблюдения правил агитации, куда вошли медиаэксперты и блогеры.
— Вы считаете, что это поможет обеспечить прозрачность выборов?
— Государство приняло значительные меры, чтобы обеспечить условия для реализации прав как избирателей, так и кандидатов. Избиратель оценивает выборы по конечному результату, по тому, насколько качественный состав депутатов выбран. Однако сделать этот выбор люди должны сами.
— Одна из главных проблем — явка, особенно среди молодежи. Есть мнение, что молодой избиратель становится активнее, когда используются современные технологии и граждане имеют возможность голосовать удаленно. На нынешних выборах это предусмотрено?
— В 2023 году мы провели пробацию двух форм голосования — электронного и дистанционного. Дистанционное голосование частично содержит элементы электронного, но в данном случае все-таки необходимо прийти на специальный избирательный участок.
Электронное голосование — это участие в выборах через смартфоны и компьютеры. Избиратель, находясь где угодно, голосует на своем устройстве в приложении "Менин шайлоом" или на сайте избирательной комиссии. Однако в закон внесли норму, согласно которой решение о проведении электронного или дистанционного голосования должно приниматься каждый раз отдельно при назначении выборов. Все зависит не только от технической, программной готовности, но и от готовности общества признать итоги выборов достоверными и прозрачными. На выборах 17 ноября решено использовать только дистанционное голосование.
Граждане, которые в день выборов не смогут участвовать в них по месту постоянной регистрации в своем селе или городе, смогут проголосовать по месту пребывания. На дистанционном участке человек также пройдет идентификацию и получит бюллетень — это будет бюллетень округа, в котором он постоянно прописан. Итоги голосования будут подводиться путем направления электронного протокола по каждому округу в территориальную избирательную комиссию. Протокол генерируется в электронном виде и отправляется автоматически. При возникновении спорных моментов, если ТИК либо кандидаты захотят перепроверить данные дистанционного голосования, на дистанционном участке вскроют пакет бюллетеней и пересчитают ручным методом.
Изначально планировалось провести дистанционное голосование при помощи электронных бюллетеней в специальной машине, но депутаты Жогорку Кенеша, принимая закон, предложили все-таки поэтапно переходить к электронным процедурам и пока использовать бумажные бюллетени. Инновации для нас не самое важное, главное все-таки ясность процедуры для избирателей, прозрачность процесса и возможность полноценного общественного контроля. Мы согласились, что так будет лучше.
— То есть электронного голосования на этот раз не будет?
— Вы недавно отметили необходимость изменений в выборном законодательстве. Речь о пересмотре судами споров, связанных с итогами выборов, в результате чего спустя годы после голосования депутатов лишают мандатов и составы кенешей существенно меняются.
— Да, мы считаем, что законодательство в части юридической ответственности за нарушения должно совершенствоваться. В частности, говорим об отмене возможности пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений ЦИК и судов, связанных с итогами выборов. На наш взгляд, все споры по поводу результатов голосования должны происходить непосредственно после выборов. Все лица в случае нарушения выборного законодательства должны привлекаться к ответственности, и выборный процесс должен завершиться подведением итогов с учетом всех избирательных споров, а также всех мер по привлечению нарушителей к ответственности. Если решение Центризбиркома по итогам выборов было обжаловано и Верховный суд принял окончательное решение, этот вопрос нельзя пересматривать через какое-то время. Иначе это может превратиться в вечный спор тех, кто проиграл, с теми, кто выиграл.
Если посмотреть на ситуацию шире, то именно активное участие граждан исключает возможность последующих пересмотров. Когда кандидат или партия одерживают весомую победу, вряд ли кто-то из проигравших будет пытаться ее оспорить. Своим неактивным участием граждане как бы дают возможность определять итоги выборов другими способами — судебными или какими-то иными административно-управленческими решениями.
— Как вы оцениваете ситуацию с квотой, если говорить о женщинах-депутатах?
— В городах, например, женщины составляют больше половины населения. В списки кандидатов же включается не более 70 процентов лиц одного пола, и это требование обеспечивает не менее 30 процентов женщин. Следует отметить, что во всех 187 списках кандидатов в городах эта норма соблюдена, причем во многих партиях и по 45 процентов женщин, а в некоторых даже 67.
На айыльном уровне у нас приняты специальные меры — резервирование для женщин не менее 30 процентов мандатов в каждом округе. Теперь число депутатов пропорционально уменьшилось в связи с административно-территориальной реформой. Раньше было 9 042 депутата, сегодня — 6 400, и число резервируемых мандатов пропорционально изменилось. Для женщин в округах зарезервировано чуть больше 2 000 мандатов, но почти 4 000 женщин подали заявления о самовыдвижении, и мы надеемся, что граждане поддержат их. По итогам выборов 2021 года в айыльных кенешах оказалось 38 процентов женщин.
Местные кенеши стали реализовывать много социальных проектов. Институт политики и развития недавно провел исследование по заказу ЦИК — выяснилось, что почти 80 процентов граждан одобряют введение квоты и поддерживают участие женщин в местных выборах. Но поддержка эта неравномерная: в одних регионах она очень высокая, а в других оставляет желать лучшего.
— Какой аргумент вы можете привести, чтобы попытаться убедить граждан активно реализовывать свое избирательное право?
— Недавно по этому поводу к общественности обратился президент. В стране взят курс на форсированное развитие, идет целенаправленная работа по повышению благосостояния граждан, реализуется много экономических, социальных проектов, есть видимые результаты. Думаю, роль местного самоуправления в этом процессе только возрастет. С результатами работы местных кенешей мы сталкиваемся каждый день, выходя из дома: это прежде всего построенные и отремонтированные дороги, больницы, школы и прочее.
Нужны сильные, компетентные команды, которые возьмут на себя ответственность за формирование и поддержку проектов развития, заботу о том, чтобы наши айылы и города становились лучше. Механизмы, позволяющие влиять на формирование таких команд, внедрены далеко не везде в мире, но они есть в нашей избирательной системе. Это был выстраданный проект Кыргызстана. Технологии нам сильно помогли, стали своевременным ориентиром, которому мы начали доверять в ситуации, когда друг другу уже не доверяли ни политики, ни простые граждане. Я призываю кыргызстанцев воспользоваться этой возможностью.