https://ru.sputnik.kg/20250225/perspektivy-sotrudnichestvo-central-asia-china-1092290079.html
Каковы перспективы сотрудничества стран ЦА с Китаем — мнения экспертов
Каковы перспективы сотрудничества стран ЦА с Китаем — мнения экспертов
Sputnik Кыргызстан
БИШКЕК, 25 фев — Sputnik. В отличие от стран Запада, Китай не требует проведения государственных реформ в обмен на свои кредиты и инвестиции, заявила... 25.02.2025, Sputnik Кыргызстан
2025-02-25T17:17+0600
2025-02-25T17:17+0600
2025-02-25T17:58+0600
пресс-центр
кыргызстан
центральная азия
китай
сотрудничество
экономика
политика
https://sputnik.kg/img/07e9/02/19/1092290801_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_0c96accadfe276e044a93df9e86fd623.jpg.webp
БИШКЕК, 25 фев — Sputnik. В отличие от стран Запада, Китай не требует проведения государственных реформ в обмен на свои кредиты и инвестиции, заявила заместитель директора по научной работе Национального исследовательского института развития коммуникации (Россия) Валентина Комлева в ходе видеомоста о перспективах сотрудничества Центральной Азии и КНР. Мероприятие прошло в пресс-центре Sputnik.Комлева отметила, что Китай, выделяя деньги, также не требует от партнеров соответствия государственных моделей определенным стандартам, как это делают Европа и США. Пекин дает всем партнерам возможность почувствовать себя равными в распределении инвестиций, считает эксперт.Она отметила и отрицательные моменты:По словам Комлевой, формат "С5+Китай" будет играть положительную роль для стран ЦА, прежде всего в вопросах усиления взаимопонимания, осмысления их роли в регионе, в отношениях с соседями и внешними игроками. Ученые Института географических наук и исследования природных ресурсов Китайской академии наук считают, что энергетическая политика центральноазиатских республик зависит от "изменений внутри национальных элит, коррупционных проблем, нехватки собственных технологий, устаревания необходимой инфраструктуры и государственного вмешательства в эту сферу".Говоря о сотрудничестве стран региона с Россией, она назвала его давним, многосторонним и многоуровневым."То есть сотрудничество идет по линии регионов, отдельных институтов, гражданских коммуникаций. У него есть понятные, прозрачные и в большинстве случаев всех устраивающие нормы и правила. У России значительно больше инструментов диалога и сотрудничества со странами ЦА, чем у остальных интересантов. Есть много гуманитарных, финансовых, хозяйственных не просто связей, а взаимозависимостей. Поэтому регион остается для России приоритетным", — заявила эксперт.Каждые новые форматы "С5+" могут стимулировать РФ к наращиванию сотрудничества с Центральной Азией, заключила Комлева.Директор центра аналитических исследований "Евразийский мониторинг" Алибек Тажибаев (Казахстан) отметил, что многосторонние форматы сотрудничества — это основа для углубленного развития отношений.По его словам, во всех республиках ЦА растет поток китайских инвестиций, а Россия и КНР всегда входят в тройку главных партнеров."Поэтому есть смысл говорить, что, прежде чем углублять двусторонние отношения с Китаем, следует опробовать это в формате "С5+". Экономическая субъектность центральноазиатских государств позволяет им позиционировать себя как более привлекательное поле для прямых иностранных инвестиций", — резюмировал Тажибаев. Директор Института мировой политики Шерадил Бактыгулов (Кыргызстан) подчеркнул, что Китай остается "загадкой для региона".Он добавил, что форматы наподобие "С5+" необходимы Центральной Азии, но дело не в количестве участников и размерах грантов."Китай высоко ценит дружеские отношения, это особенно заметно с февраля 2022 года. Пекин не примкнул к западным санкциям, наоборот, сам оказался под ними. Я читал отчеты Бюро по Южной и Центральной Азии Госдепартамента США. Про Кыргызстан там написано, что республика получает преференции от СВО, которые привели к увеличению товарооборота и поступлению денег от России и Китая. Это действительно имеет место. Речь не о том, что повысилась роль экономики Кыргызстана, а о том, что изменились транспортно-логистические пути. Это пример гибкости наших бизнесменов", — заключил эксперт.
https://ru.sputnik.kg/20250210/kitaj-kyrgyzstan-vizit-itogi-sadyr-zhaparov-si-czinpin-1091962740.html
центральная азия
китай
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_KG
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://sputnik.kg/img/07e9/02/19/1092290801_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_756bd6ef82bad48f797ed1adcf7dc711.jpg.webpSputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
кыргызстан, центральная азия, китай, сотрудничество, экономика , политика
кыргызстан, центральная азия, китай, сотрудничество, экономика , политика
БИШКЕК, 25 фев — Sputnik. В отличие от стран Запада, Китай не требует проведения государственных реформ в обмен на свои кредиты и инвестиции, заявила заместитель директора по научной работе Национального исследовательского института развития коммуникации (Россия) Валентина Комлева в ходе видеомоста о перспективах сотрудничества Центральной Азии и КНР.
Мероприятие прошло в
пресс-центре Sputnik.
Комлева отметила, что Китай, выделяя деньги, также не требует от партнеров соответствия государственных моделей определенным стандартам, как это делают Европа и США. Пекин дает всем партнерам возможность почувствовать себя равными в распределении инвестиций, считает эксперт.
Она отметила и отрицательные моменты:
непрозрачность китайских схем финансирования;
создание долговых ловушек по кредитам, которые определенные страны изначально не в состоянии погасить;
не до конца понятные правила сотрудничества (то есть государство может начать работать с КНР по одним правилам, а закончить — по другим).
По словам Комлевой, формат "С5+Китай" будет играть положительную роль для стран ЦА, прежде всего в вопросах усиления взаимопонимания, осмысления их роли в регионе, в отношениях с соседями и внешними игроками.
Ученые Института географических наук и исследования природных ресурсов Китайской академии наук считают, что энергетическая политика центральноазиатских республик зависит от "изменений внутри национальных элит, коррупционных проблем, нехватки собственных технологий, устаревания необходимой инфраструктуры и государственного вмешательства в эту сферу".
"Китай выстраивает отношения с ЦА, исходя из этих позиций. По мнению экспертов, Пекин не будет сосредотачиваться только на экономическом сотрудничестве, скорее всего, он будет усиливать свое влияние и как активного актора политического конструирования Центральной Азии", — сказала Комлева.
Говоря о сотрудничестве стран региона с Россией, она назвала его давним, многосторонним и многоуровневым.
"То есть сотрудничество идет по линии регионов, отдельных институтов, гражданских коммуникаций. У него есть понятные, прозрачные и в большинстве случаев всех устраивающие нормы и правила. У России значительно больше инструментов диалога и сотрудничества со странами ЦА, чем у остальных интересантов. Есть много гуманитарных, финансовых, хозяйственных не просто связей, а взаимозависимостей. Поэтому регион остается для России приоритетным", — заявила эксперт.
Каждые новые форматы "С5+" могут стимулировать РФ к наращиванию сотрудничества с Центральной Азией, заключила Комлева.
Директор центра аналитических исследований "Евразийский мониторинг" Алибек Тажибаев (Казахстан) отметил, что многосторонние форматы сотрудничества — это основа для углубленного развития отношений.
"Прекрасным примером служит ЕАЭС: товарооборот демонстрирует рост, увеличился инвестиционный потенциал в сотрудничестве России и Казахстана. Уверен, что в отношениях других государств союза прослеживается похожая динамика. Некоторые участники объединения кратно увеличили ВВП благодаря ЕАЭС", — сказал Таджибаев.
По его словам, во всех республиках ЦА растет поток китайских инвестиций, а Россия и КНР всегда входят в тройку главных партнеров.
"Поэтому есть смысл говорить, что, прежде чем углублять двусторонние отношения с Китаем, следует опробовать это в формате "С5+". Экономическая субъектность центральноазиатских государств позволяет им позиционировать себя как более привлекательное поле для прямых иностранных инвестиций", — резюмировал Тажибаев.
Директор Института мировой политики Шерадил Бактыгулов (Кыргызстан) подчеркнул, что Китай остается "загадкой для региона".
"Например, в Кыргызстане сохранился стереотип времен СССР, когда вся страна смотрела на Китай как на вероятного противника. Советский Союз распался, но мышление осталось. У нас скудные знания о КНР, мы воспринимаем эту страну через своих граждан, торгующих там и возвращающихся на родину", — сказал Бактыгулов.
Он добавил, что форматы наподобие "С5+" необходимы Центральной Азии, но дело не в количестве участников и размерах грантов.
"Китай высоко ценит дружеские отношения, это особенно заметно с февраля 2022 года. Пекин не примкнул к западным санкциям, наоборот, сам оказался под ними. Я читал отчеты Бюро по Южной и Центральной Азии Госдепартамента США. Про Кыргызстан там написано, что республика получает преференции от СВО, которые привели к увеличению товарооборота и поступлению денег от России и Китая. Это действительно имеет место. Речь не о том, что повысилась роль экономики Кыргызстана, а о том, что изменились транспортно-логистические пути. Это пример гибкости наших бизнесменов", — заключил эксперт.