https://ru.sputnik.kg/20250729/kyrgyzstan-rossiya-edinoe-obrazovatelnoe-prostranstvo-1095573198.html
Строим безопасное будущее детям — Аршинова о едином образовательном пространстве КР и РФ
Строим безопасное будущее детям — Аршинова о едином образовательном пространстве КР и РФ
Sputnik Кыргызстан
Кыргызстан и Россия сформировали межгосударственную группу по созданию единого образовательного пространства. О том, что предстоит сделать, и готовы ли страны... 29.07.2025, Sputnik Кыргызстан
2025-07-29T20:03+0600
2025-07-29T20:03+0600
2025-07-31T11:32+0600
кыргызстан
россия
образование
пространство
алена аршинова
ано "евразия"
еаэс
https://sputnik.kg/img/07e9/07/1d/1095588043_0:0:1620:911_1920x0_80_0_0_b0c9616a38af512ea269f5316882f25a.jpg
— Расскажите, пожалуйста, как прорабатывается идея создания единого образовательного пространства КР и РФ? Как вы видите этот процесс? — После обращения главы Кыргызстана Садыра Жапарова к Владимиру Путину с инициативой создать единое образовательное пространство два президента приняли решение организовать межгосударственную рабочую группу для реализации этой идеи в жизнь. Ее задача — внедрение единого образовательного пространства и создание платформы для последующего присоединения других стран ЕАЭС и континента. Первое заседание рабочей группы уже прошло, на нем договорились синхронизировать образовательные системы двух стран, обменяться образовательными стандартами, программами и масштабировать обмен учителями. Мы уже ввели Чингиза Айтматова в российскую образовательную программу старших классов. Коллеги из Кыргызстана попросили увеличить его присутствие и предложили ввести в российскую программу и других известных литературных деятелей и героев в других сферах. В целом мы договорились обменяться подобными предложениями, российская сторона тоже предложит ряд личностей, упоминание о которых хотелось бы видеть в образовательных программах КР. Помимо этого, мы договорились создать совместные движения: евразийское школьное движение, историческое, волонтерское, студенческое, педагогического роста и многое другое. У нас обширный план, и к его реализации уже приложена "дорожная карта". Главное — мы решили провести большую стратегическую сессию по этой программе в августе в Бишкеке с участием заинтересованных ведомств двух стран. Параллельно разрабатываются планы классных часов для России и Кыргызстана: "Россия и Кыргызстан — наши герои". Они будут посвящены людям, о которых мы бы хотели узнать больше и о которых нам бы хотелось больше рассказать нашим детям. Это могут быть, к примеру, рассказы о подвигах кыргызстанцев во время Великой Отечественной войны. Может быть, это литература, которая должна изучаться. Об этом планируем говорить с детьми в школах обеих стран уже в сентябре. Это то, что мы можем начать делать прямо сейчас: внедрять элементы изучения культуры и искусства обоих народов в образовательные системы. То, что требует каких-то серьезных изменений, мы прописали в рабочей карте, сейчас проходят процедуры согласования, и в рабочем порядке мы будем все реализовывать. — Проявляет ли кыргызская сторона готовность к этим изменениям? — Эта инициатива горячо приветствуется с обеих сторон, так как фактически предложена и возглавляется нашими президентами. Я четко понимаю, что Россия и Кыргызстан очень близкие страны и близкие народы, у нас хорошо и близко общаются президенты, и нам нельзя это терять. — На что планируете обратить особое внимание при разработке плана действий? — Упор будем делать на сохранение языка межгосударственного и межнационального общения — русского языка — в образовательных учреждениях и Кыргызстана, и России. На федеральном уровне документооборот ведется на русском языке, то есть в рамках федерального устройства нам довольно легко взаимодействовать. При этом в каждом субъекте, в каждом регионе документооборот ведется и на втором государственном. — В Кыргызстане сейчас идет масштабная образовательная реформа. Скажите, пожалуйста, не противоречит ли это созданию единого образовательного пространства? — Кыргызстан — суверенная страна, которая определяет свои приоритеты, в том числе в сфере развития образования. Это факт. На заседании рабочей группы первый зампред кабмина КР Данияр Амангельдиев и министр просвещения Догдуркуль Кендирбаева объяснили нам, что в стране долгое время была проблема с дошкольным образованием и пока она сохраняется. Я сама около 10 лет координировала программу дошкольного образования в России, и нам удалось поднять охваты с 30-40 процентов до 99. Поэтому, конечно, мы понимаем беспокойство наших коллег. Догдуркуль Шаршеевна объяснила, что министерство нашло способ сделать дошкольное образование обязательным, включив его в школьное образование. То есть первый класс будет, по сути, старшей группой детского сада. Получается, что в рамках принятых решений 11-й и 12-й классы в Кыргызстане — это 10-й и 11-й в России и так далее. Догдуркуль Кендирбаева и Данияр Амангельдиев акцентировали наше внимание на необходимости синхронизации образовательных программ и стандартов в сфере профилизации. Это среднее профессиональное образование, программа-профессионалитет, предпрофильные и профильные классы для того, чтобы дети, обучаясь в школе, уже осваивали профессии. Сейчас мы этим занимаемся. Причем это касается и профилей технологического суверенитета. Догдуркуль Шаршеевна предложила создать классы Курчатова, Менделеева и Пушкина, и мы планируем их запустить в Кыргызстане. Уже подготовлен протокол рабочей группы, которая сейчас проходит все этапы согласований. Прилагается и "дорожная карта" с разбивкой, кто, как, когда и что будет делать, потому что в нашу рабочую группу входят не только министры просвещения обеих стран, но и министры образования и науки, цифрового развития и иностранных дел. То есть мы стараемся, чтобы работа была грамотно оформлена и выполнялась ответственно. — Почему, на ваш взгляд, эта работа так необходима сейчас? — У наших стран очень развита мобильность. Многие кыргызстанцы приезжают в Россию, так как видят здесь благоприятные карьерные и трудовые траектории, причем зачастую приезжают с семьями. Для нас важно, чтобы люди чувствовали себя комфортно! Я уверена, что наши взаимосвязи будут укрепляться, а экономики стран — стремиться к росту и процветать, если мы закрепим все это на уровне менталитета. А это в свою очередь работа через образование. Знание культур друг друга нужно закладывать в образовательный процесс. Россия очень меняется, развивается. Мы стараемся выстраивать единое культурное и образовательное пространство, поэтому я точно знаю, о чем говорю. Единое образовательное пространство — это развитие, уважение и преумножение того, что есть! Это выстраивание мостов с двусторонним движением, чтобы мы друг друга хорошо понимали! Я радуюсь, что это уже происходит: к примеру, российских учителей, которых мы вместе с Министерством просвещения направляем в кыргызские школы, принимают с удовольствием, дети с радостью ходят на их уроки, им помогают коллеги. Педагоги звонят нам и говорят, что чувствуют невероятное уважение со стороны родителей! В атмосфере, которая создана президентом Садыром Жапаровым, мы работаем с большим удовольствием и с большим уважением. Уже достраиваем огромный парк "Евразия" в Бишкеке. Это один из крупнейших бесплатных парков аттракционов в Евразии, который мы к тому же берем на ежегодное обслуживание. Этот парк подарок России стране в честь 10-летия ЕАЭС. В ближайшее время хотим запустить еще несколько проектов, о которых пока официально не заявляли. Мы понимаем, что наша работа важна и нужна, понимаем, что такое быть вместе, ценим дружбу и партнерство. Наша работа должна приносить экономические блага простым людям, которые ждут еще большего роста и развития и хотят, чтобы их дети жили в мирном и безопасном будущем. Как раз его мы вместе и формируем.
https://ru.sputnik.kg/20250701/bishkek-evraziya-park-stroitelstvo-video-1095032558.html
https://ru.sputnik.kg/20250711/serdtse-evrazii-puteshestviye-kyrgyzstan--1095243450.html
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Наталия Князева
https://sputnik.kg/img/104599/49/1045994972_1140:143:2643:1646_100x100_80_0_0_eef237bd5f660494b8129a63ab91403e.jpg
Наталия Князева
https://sputnik.kg/img/104599/49/1045994972_1140:143:2643:1646_100x100_80_0_0_eef237bd5f660494b8129a63ab91403e.jpg
Новости
ru_KG
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://sputnik.kg/img/07e9/07/1d/1095588043_180:0:1620:1080_1920x0_80_0_0_0ca605128c1ddbba4de1e54d6c7494b6.jpgSputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Наталия Князева
https://sputnik.kg/img/104599/49/1045994972_1140:143:2643:1646_100x100_80_0_0_eef237bd5f660494b8129a63ab91403e.jpg
кыргызстан, россия, образование, пространство, алена аршинова, ано "евразия", еаэс
кыргызстан, россия, образование, пространство, алена аршинова, ано "евразия", еаэс
Строим безопасное будущее детям — Аршинова о едином образовательном пространстве КР и РФ
20:03 29.07.2025 (обновлено: 11:32 31.07.2025) Кыргызстан и Россия сформировали межгосударственную группу по созданию единого образовательного пространства. О том, что предстоит сделать, и готовы ли страны к такому объединению, мы поговорили с депутатом Госдумы, председателем АНО "Евразия" Аленой Аршиновой.
— Расскажите, пожалуйста, как прорабатывается идея создания единого образовательного пространства КР и РФ? Как вы видите этот процесс?
— После обращения главы Кыргызстана Садыра Жапарова к Владимиру Путину с инициативой создать единое образовательное пространство два президента приняли решение организовать межгосударственную рабочую группу для реализации этой идеи в жизнь. Ее задача — внедрение единого образовательного пространства и создание платформы для последующего присоединения других стран ЕАЭС и континента.
Первое заседание рабочей группы уже прошло, на нем договорились синхронизировать образовательные системы двух стран, обменяться образовательными стандартами, программами и масштабировать обмен учителями.
Мы уже ввели Чингиза Айтматова в российскую образовательную программу старших классов. Коллеги из Кыргызстана попросили увеличить его присутствие и предложили ввести в российскую программу и других известных литературных деятелей и героев в других сферах. В целом мы договорились обменяться подобными предложениями, российская сторона тоже предложит ряд личностей, упоминание о которых хотелось бы видеть в образовательных программах КР.
Помимо этого, мы договорились создать совместные движения: евразийское школьное движение, историческое, волонтерское, студенческое, педагогического роста и многое другое. У нас обширный план, и к его реализации уже приложена "дорожная карта". Главное — мы решили провести большую стратегическую сессию по этой программе в августе в Бишкеке с участием заинтересованных ведомств двух стран.
Параллельно разрабатываются планы классных часов для России и Кыргызстана: "Россия и Кыргызстан — наши герои". Они будут посвящены людям, о которых мы бы хотели узнать больше и о которых нам бы хотелось больше рассказать нашим детям. Это могут быть, к примеру, рассказы о подвигах кыргызстанцев во время Великой Отечественной войны. Может быть, это литература, которая должна изучаться. Об этом планируем говорить с детьми в школах обеих стран уже в сентябре.
Это то, что мы можем начать делать прямо сейчас: внедрять элементы изучения культуры и искусства обоих народов в образовательные системы. То, что требует каких-то серьезных изменений, мы прописали в рабочей карте, сейчас проходят процедуры согласования, и в рабочем порядке мы будем все реализовывать.
— Проявляет ли кыргызская сторона готовность к этим изменениям?
— Эта инициатива горячо приветствуется с обеих сторон, так как фактически предложена и возглавляется нашими президентами. Я четко понимаю, что Россия и Кыргызстан очень близкие страны и близкие народы, у нас хорошо и близко общаются президенты, и нам нельзя это терять.
— На что планируете обратить особое внимание при разработке плана действий?
— Упор будем делать на сохранение языка межгосударственного и межнационального общения — русского языка — в образовательных учреждениях и Кыргызстана, и России. На федеральном уровне документооборот ведется на русском языке, то есть в рамках федерального устройства нам довольно легко взаимодействовать. При этом в каждом субъекте, в каждом регионе документооборот ведется и на втором государственном.
— В Кыргызстане сейчас идет масштабная образовательная реформа. Скажите, пожалуйста, не противоречит ли это созданию единого образовательного пространства?
— Кыргызстан — суверенная страна, которая определяет свои приоритеты, в том числе в сфере развития образования. Это факт.
На заседании рабочей группы первый зампред кабмина КР Данияр Амангельдиев и министр просвещения Догдуркуль Кендирбаева объяснили нам, что в стране долгое время была проблема с дошкольным образованием и пока она сохраняется.
Я сама около 10 лет координировала программу дошкольного образования в России, и нам удалось поднять охваты с 30-40 процентов до 99. Поэтому, конечно, мы понимаем беспокойство наших коллег. Догдуркуль Шаршеевна объяснила, что министерство нашло способ сделать дошкольное образование обязательным, включив его в школьное образование. То есть первый класс будет, по сути, старшей группой детского сада. Получается, что в рамках принятых решений 11-й и 12-й классы в Кыргызстане — это 10-й и 11-й в России и так далее.
Догдуркуль Кендирбаева и Данияр Амангельдиев акцентировали наше внимание на необходимости синхронизации образовательных программ и стандартов в сфере профилизации. Это среднее профессиональное образование, программа-профессионалитет, предпрофильные и профильные классы для того, чтобы дети, обучаясь в школе, уже осваивали профессии. Сейчас мы этим занимаемся. Причем это касается и профилей технологического суверенитета.
Догдуркуль Шаршеевна предложила создать классы Курчатова, Менделеева и Пушкина, и мы планируем их запустить в Кыргызстане. Уже подготовлен протокол рабочей группы, которая сейчас проходит все этапы согласований. Прилагается и "дорожная карта" с разбивкой, кто, как, когда и что будет делать, потому что в нашу рабочую группу входят не только министры просвещения обеих стран, но и министры образования и науки, цифрового развития и иностранных дел. То есть мы стараемся, чтобы работа была грамотно оформлена и выполнялась ответственно.
— Почему, на ваш взгляд, эта работа так необходима сейчас?
— У наших стран очень развита мобильность. Многие кыргызстанцы приезжают в Россию, так как видят здесь благоприятные карьерные и трудовые траектории, причем зачастую приезжают с семьями. Для нас важно, чтобы люди чувствовали себя комфортно!
Я уверена, что наши взаимосвязи будут укрепляться, а экономики стран — стремиться к росту и процветать, если мы закрепим все это на уровне менталитета. А это в свою очередь работа через образование. Знание культур друг друга нужно закладывать в образовательный процесс.
Россия очень меняется, развивается. Мы стараемся выстраивать единое культурное и образовательное пространство, поэтому я точно знаю, о чем говорю. Единое образовательное пространство — это развитие, уважение и преумножение того, что есть! Это выстраивание мостов с двусторонним движением, чтобы мы друг друга хорошо понимали!
Я радуюсь, что это уже происходит: к примеру, российских учителей, которых мы вместе с Министерством просвещения направляем в кыргызские школы, принимают с удовольствием, дети с радостью ходят на их уроки, им помогают коллеги. Педагоги звонят нам и говорят, что чувствуют невероятное уважение со стороны родителей!
В атмосфере, которая создана президентом Садыром Жапаровым, мы работаем с большим удовольствием и с большим уважением. Уже достраиваем огромный парк "Евразия" в Бишкеке. Это один из крупнейших бесплатных парков аттракционов в Евразии, который мы к тому же берем на ежегодное обслуживание. Этот парк подарок России стране в честь 10-летия ЕАЭС.
В ближайшее время хотим запустить еще несколько проектов, о которых пока официально не заявляли. Мы понимаем, что наша работа важна и нужна, понимаем, что такое быть вместе, ценим дружбу и партнерство. Наша работа должна приносить экономические блага простым людям, которые ждут еще большего роста и развития и хотят, чтобы их дети жили в мирном и безопасном будущем. Как раз его мы вместе и формируем.