https://ru.sputnik.kg/20251014/istoriya-myagkov-rossiya-kyrgyzstan-1097144117.html
Кто и зачем переписывает историю Кыргызстана и России? Беседа с ученым
Кто и зачем переписывает историю Кыргызстана и России? Беседа с ученым
Sputnik Кыргызстан
Научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков рассказал, как историю могут использовать в политических целях и почему РФ и... 14.10.2025, Sputnik Кыргызстан
2025-10-14T20:11+0600
2025-10-14T20:11+0600
2025-10-14T20:11+0600
россия
кыргызстан
история
ученый
михаил мягков
историческая память
https://sputnik.kg/img/07e7/01/08/1071853527_0:0:3082:1734_1920x0_80_0_0_558e34d877fcc93e1a2be3c0cf7b924f.jpg
Россия и КР создали первый Экспертно-консультативный совет по истории. Государства намерены координировать усилия, связанные с защитой исторической правды и сохранением памяти об общей истории. В интервью Sputnik Кыргызстан Мягков отметил, что ее изучение требует исключительно научного подхода. — Михаил Юрьевич, как переписывание истории третьими странами влияет на политику и отношения между народами? — Если какая-то третья сторона хочет разрушить единство союзников, она начинает переписывать их историю. Например, Фонд Сороса активно действовал на Украине с 1990-х годов и переписал учебники. В России происходило то же самое: через USAID и десятки неправительственных фондов проводились семинары, создавались учебники, где российская история отображалась в мрачных красках. На Украине формировали посыл "Зачем вам Россия? Вы можете обойтись без нее". То же самое пытались внедрить в республиках Центральной Азии. Писали, что регион не нужен России, она может процветать и без него. Все это противопоставляло народы друг другу и формировало образ врага. Сегодня мы видим последствия: на Украине неонацистский режим, в Прибалтике тоже, в Польше русофобия. В Молдове недавно издали учебник для 12-го класса, где на фотографии бомбардировщика с американскими звездами написано, что это советский бомбардировщик. Говорят, что румынские войска освободили Бессарабию во время Второй мировой, а о зверствах оккупантов ничего нет — упоминается только "террористический сталинский режим". Таких примеров, к сожалению, много. История напрямую влияет на политику. Через переписанные учебники программируется молодое поколение. Еще в XIX веке Великобритания наметила Россию как врага, а методы воздействия через образование, СМИ и культурные программы лишь совершенствовались с развитием технологий. Сегодня интернет и искусственный интеллект усиливают эту работу, но цели остаются прежними — ослабить Россию и сделать соседние страны враждебными к ней. Причем западные фондовые и образовательные программы вовсе не заботятся о населении этих стран. К примеру, их мало интересует будущее современных украинцев. Важны ресурсы, контроль и влияние. То же говорил и Гиммлер в 1943 году: мало заботит, кто выживет, а кто умрет, главное — цель. В Центральной Азии использовались аналогичные технологии. Из России пытались сделать "демона": сначала мелочи, затем крупные искажения. При этом забывались многовековое взаимодействие, совместное строительство общего государства и экономики, а также общая победа в Великой Отечественной войне. — Но все-таки нельзя отрицать, что между постсоветскими странами и Россией в прошлом были противоречия и конфликты. Как работать с негативными историческими примерами? — Их не нужно забывать. Если такие примеры замалчивать, они всплывут в чьих-то политических интересах. С историей должны работать ученые, у которых есть документы: статистика, приказы, аналитические записки. Но если выхватывать только отрицательное, возникает ложное впечатление, что наша общая история — сплошной ужас. История многогранна, необходимо говорить и о положительных, и об отрицательных моментах. У русского и кыргызского народов положительных исторических моментов в сто раз больше, чем отрицательных. Например, уровень грамотности в Центральной Азии даже в Российской империи не превышал 2%. В Советском Союзе он вырос до 80% и выше. Открывались научные, медицинские и образовательные учреждения, при этом модернизация не уничтожала культурную идентичность народов. Россия и СССР поддерживали местные культуры, строили университеты и театры, развивали науку и культуру. В годы Великой Отечественной войны народы объединились против общего врага. Сотни тысяч жителей Кыргызстана отправились на фронт, а люди в тылу заботились об эвакуированных детях. Женщины воспитывали беспризорных и принимали ребятишек из блокадного Ленинграда и Москвы. Это большой опыт культурного и исторического взаимодействия, о котором нельзя забывать. Как и о том, что наши народы объединяют общие ценности — забота о ближнем, уважение к старшему поколению, сохранение семьи и традиций.
https://ru.sputnik.kg/20250917/putin-obschaya-istoriya-dolzhna-stat-fundamentom-dlya-razvitiya-narodov-evrazii-1096556439.html
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Тимур Осмонов
https://sputnik.kg/img/07e5/0c/08/1054900451_1394:210:2042:858_100x100_80_0_0_706bbe0b53f716ed5757d37ed3403dff.jpg
Тимур Осмонов
https://sputnik.kg/img/07e5/0c/08/1054900451_1394:210:2042:858_100x100_80_0_0_706bbe0b53f716ed5757d37ed3403dff.jpg
Новости
ru_KG
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://sputnik.kg/img/07e7/01/08/1071853527_147:0:2878:2048_1920x0_80_0_0_6e79c4e52426ca986825311d130d9d9f.jpgSputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Тимур Осмонов
https://sputnik.kg/img/07e5/0c/08/1054900451_1394:210:2042:858_100x100_80_0_0_706bbe0b53f716ed5757d37ed3403dff.jpg
россия, кыргызстан, история, ученый, михаил мягков, историческая память
россия, кыргызстан, история, ученый, михаил мягков, историческая память
Кто и зачем переписывает историю Кыргызстана и России? Беседа с ученым
Тимур Осмонов
Корреспондент радио
Научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков рассказал, как историю могут использовать в политических целях и почему РФ и Кыргызстану необходимо беречь общую историческую память.
Россия и КР создали первый Экспертно-консультативный совет по истории. Государства намерены координировать усилия, связанные с защитой исторической правды и сохранением памяти об общей истории. В интервью Sputnik Кыргызстан Мягков отметил, что ее изучение требует исключительно научного подхода.
— Михаил Юрьевич, как переписывание истории третьими странами влияет на политику и отношения между народами?
— Если какая-то третья сторона хочет разрушить единство союзников, она начинает переписывать их историю. Например, Фонд Сороса активно действовал на Украине с 1990-х годов и переписал учебники. В России происходило то же самое: через USAID и десятки неправительственных фондов проводились семинары, создавались учебники, где российская история отображалась в мрачных красках.
На Украине формировали посыл "Зачем вам Россия? Вы можете обойтись без нее". То же самое пытались внедрить в республиках Центральной Азии. Писали, что регион не нужен России, она может процветать и без него. Все это противопоставляло народы друг другу и формировало образ врага.
Сегодня мы видим последствия: на Украине неонацистский режим, в Прибалтике тоже, в Польше русофобия. В Молдове недавно издали учебник для 12-го класса, где на фотографии бомбардировщика с американскими звездами написано, что это советский бомбардировщик. Говорят, что румынские войска освободили Бессарабию во время Второй мировой, а о зверствах оккупантов ничего нет — упоминается только "террористический сталинский режим". Таких примеров, к сожалению, много.
История напрямую влияет на политику. Через переписанные учебники программируется молодое поколение. Еще в XIX веке Великобритания наметила Россию как врага, а методы воздействия через образование, СМИ и культурные программы лишь совершенствовались с развитием технологий. Сегодня интернет и искусственный интеллект усиливают эту работу, но цели остаются прежними — ослабить Россию и сделать соседние страны враждебными к ней. Причем западные фондовые и образовательные программы вовсе не заботятся о населении этих стран. К примеру, их мало интересует будущее современных украинцев. Важны ресурсы, контроль и влияние. То же говорил и Гиммлер в 1943 году: мало заботит, кто выживет, а кто умрет, главное — цель.
В Центральной Азии использовались аналогичные технологии. Из России пытались сделать "демона": сначала мелочи, затем крупные искажения. При этом забывались многовековое взаимодействие, совместное строительство общего государства и экономики, а также общая победа в Великой Отечественной войне.
— Но все-таки нельзя отрицать, что между постсоветскими странами и Россией в прошлом были противоречия и конфликты. Как работать с негативными историческими примерами?
— Их не нужно забывать. Если такие примеры замалчивать, они всплывут в чьих-то политических интересах. С историей должны работать ученые, у которых есть документы: статистика, приказы, аналитические записки. Но если выхватывать только отрицательное, возникает ложное впечатление, что наша общая история — сплошной ужас. История многогранна, необходимо говорить и о положительных, и об отрицательных моментах.
У русского и кыргызского народов положительных исторических моментов в сто раз больше, чем отрицательных. Например, уровень грамотности в Центральной Азии даже в Российской империи не превышал 2%. В Советском Союзе он вырос до 80% и выше. Открывались научные, медицинские и образовательные учреждения, при этом модернизация не уничтожала культурную идентичность народов. Россия и СССР поддерживали местные культуры, строили университеты и театры, развивали науку и культуру.
В годы Великой Отечественной войны народы объединились против общего врага. Сотни тысяч жителей Кыргызстана отправились на фронт, а люди в тылу заботились об эвакуированных детях. Женщины воспитывали беспризорных и принимали ребятишек из блокадного Ленинграда и Москвы. Это большой опыт культурного и исторического взаимодействия, о котором нельзя забывать. Как и о том, что наши народы объединяют общие ценности — забота о ближнем, уважение к старшему поколению, сохранение семьи и традиций.