Глава правительства сказал, что не хочет "грузить" горожан повышением оплаты, но иного выхода нет.
"Если мы оставим нынешние тарифы, ситуация будет еще хуже. Этот день дает нам шанс сделать анализ, обдумать, как идти дальше", — заявил глава кабмина.
В Кыргызстане четыре государственные компании доставляют электроэнергию населению: "Северэлектро", "Востокэлектро", "Ошэлектро" и "Джалалабадэлектро". Пресс-служба кабмина сообщила, что за пять лет они задолжали местным предприятиям около 100 миллиардов сомов.
Sputnik Кыргызстан обратился к опытным специалистам с вопросом, необходимо ли поднимать тарифы за электроэнергию и тепло?
Почему надо поднимать оплату?
Доктор экономических наук, профессор Батыркул Баетов говорит, что если в энергосфере убыток будет больше прибыли, вся система рухнет.
"Законы экономики гласят, что если у предприятия нет хотя бы 15 процентов прибыли, то оно погибает. Наш энергосектор работает пока только в убыток, потому что тепло продается в 2,5 раза, а электроэнергия — в 1,5 раза дешевле себестоимости. Откуда тогда должна восполняться разница?" — задается вопросом Баетов.
По его словам, энергетика и гидростроительство обеспечивают работой около 23 тысяч кыргызстанцев. Кроме оплаты их труда, много средств уходит на поддержание техники в рабочем состоянии.
Экс-председатель совета директоров компании "Национальные электрические сети" Бекбо Маматбеков сказал, что сейчас оборудование ТЭЦ и ГЭС обветшало. На их обновление нужны очень большие деньги.
"У нас 50 процентов оборудования устарело. По технологическим нормам, когда устаревает 25 процентов оборудования, принято считать, что наступила кризисная ситуация. На Бишкекской ТЭЦ работают насосы, выпущенные в 1965 году. Агрегаты Токтогульской ГЭС датируются 1960-70-ми годами прошлого столетия. В таких условиях никто не может дать гарантии, что не будет аварий", — сказал он.
"Ежегодно растет цена угля, а мы тарифы держим все на том же уровне. На покупку нового оборудования и ремонт берем в долг у других стран. Нет никакой прибыли, наоборот, спрашивается, как убыточная отрасль может избавиться от долгов? Поэтому к вопросу повышения тарифов надо отнестись с пониманием и решить его положительно", — уверен Маматбеков.
Почему не надо поднимать тарифы?
Ситуацию прокомментировал и бывший член совета директоров предприятия "Северэлектро" Сапар Аргынбаев. Он считает неправильным говорить о необходимости повышения тарифов "после каждой аварии".
Эксперт полагает, что надо уменьшить количество частных компаний, которые конкурируют с государственными предприятиями в погоне за прибылью.
"Например, сейчас в Кыргызстане работают четыре государственные и 16 частных распределительных компаний. Если "Северэлектро" 1 миллион киловатт распределяет по 5 тысячам счетчиков, то частные компании берут крупных покупателей и электроэнергию такого же объема продают по одному счетчику. Частники стараются получить крупных абонентов в Бишкеке и Оше, поэтому госпредприятия сидят без денег", — считает Аргынбаев.
"Камбар-Ату-1" начали строить 21 год назад и остановились посредине. С тех пор не введен в строй ни один объект. Мощность этой ГЭС могла быть 1 860 мегаватт. То есть она могла бы стать в 1,5 раза мощнее Токтогульской ГЭС. В таких условиях электроэнергия могла стоить не выше 40 тыйынов", — прокомментировал Тулебердиев.
По его словам, энергосектор Кыргызстана страдает из-за нехватки профессионалов, умеющих хорошо организовать дело, а не из-за дефицита прибыли.
На сколько процентов можно поднять тарифы?
Профессор Батыркул Баетов считает, что в течение пяти лет тарифы надо постепенно поднимать. Электроэнергию — на 20 процентов, а тепло — на 25.
"Государство четыре года назад выработало политику среднего тарифа и решило до 2017 года поднять расценки на 20 процентов, но удалось повысить только на 10. Теперь в ближайшие четыре года нужно исполнить задуманное — довести до 20 процентов. Это не сильно ударит по населению, зато поднимет на ноги энергетическую отрасль", — рассуждает Баетов.
Эксперт по энергетике Бекбо Маматбеков сообщил, что цена выработки одной гигакалории тепла на ТЭЦ стоит 876 сомов. Населению ее продают по 395. Себестоимость электроэнергии со станций — 2 сома 70 тыйынов, кыргызстанцам ее продают по 70 тыйынов.
Но если свет и тепло подорожают, властям нужно предусмотреть какие-то льготы для народа. При этом населению надо правильно объяснить ситуацию, добавил энергетик.
"Если сейчас не взяться за энергосектор, с таким положением дел он погибнет. Для малоимущих надо ввести льготы. Но в общем у народа хватит сил на 10-процентное подорожание", — сказал он.
Маматбеков сообщил, что эксперты подсчитали, что в год население в среднем тратит на бензин 70 миллиардов сомов. Траты на мобильную связь достигают 30 миллиардов. Расходы энергосферы составляют только 22 миллиарда сомов.
Сейчас кыргызстанцы платят за электроэнергию по 77 тыйынов, если потребляют до 700 кВт. Когда расходуют больше — по 2 сома 16 тыйынов. Жители горных районов платят по 77 тыйынов при лимите до 1 000 кВт, если превышают его — по 2 сома 16 тыйынов. За тепло мы отдаем 1 134 сома 76 тыйынов за одну гигакалорию.
Многие кыргызстанцы жалуются, что "умные" счетчики нередко выставляют абонентам необоснованно огромные счета за электричество. Почему так происходит? Ответ в нашем материале.