Мы поговорили с ней о главе государства Сооронбае Жээнбекове, об интеллигенции, о судьбе 700 тысяч кыргызстанских детей и распространении ислама в стране.
— Роза Исаковна, 19 мая 2010 года вас назначили президентом переходного периода. Если бы вы вернулись на восемь лет назад, что-нибудь изменили бы?
— В тот период в стране царил хаос, нас никто не признавал, государству нужно было политически устояться. Надо было срочно выработать план стабилизации — как временное правительство мы взяли ответственность на себя. В тот момент мы Бакиева уже выпустили из Кыргызстана, что по сей день мне лично ставят в вину. Другого выхода не было — на юге он делал все, чтобы разделить государство. У меня не было альтернативы, надо было стабилизировать жизнь.
— Вы хотели бы стать президентом страны еще раз?
— Этого не позволяет Конституция. На тот момент все хотели стать президентами — Атамбаев, Текебаев, Бекназаров. Мы тогда договорились, сказали "хватит" авторитаризму. Народ Кыргызстана прошел Акаева и Бакиева. Конфетку из государства очень трудно сделать. У прошлого правительства якобы повестка была — "40 шагов" и прочее. Но нет опыта, нет политической концентрированности. Что-то есть, а чего-то не хватает. А опыт ни за какие деньги не купишь, ты его должен на своем горбу получить.
— На форуме "Важность раннего развития детей и перспективы профессионализации" вы заявили, что 25 процентов нашего госбюджета идет на образование. При этом развитые страны тратят не больше 6 процентов из казны на эти цели, но у них образование ценится гораздо выше. Что мы делаем не так, какие у нас ошибки?
— Здесь цифры говорят одно, но читать их надо по-другому. В Америке и Японии очень много частных образовательных учреждений, они открыты благодаря бизнесменам, пожертвованиям. У нас же все висит на госбюджете. В Бишкеке 100 детсадов и 60 частных образовательных учреждений — число растет достаточно динамично, но в регионах ситуация хуже. Наш фонд не смог бы провести этот форум в одиночку. Мероприятие организовано в основном усилиями Министерства образования и науки, а также ЮНИСЕФ ООН.
Сейчас набирает силу тренд, что надо обращать внимание на образование маленьких детей. Действительно первые три года жизни ребенка — самые важные. От того, сколько вы вложите в ребенка в этом возрасте, будут зависеть его дальнейшие успехи. Если его не социализировать, он не сможет нормально окончить школу.
Этого у нас нет — в Кыргызстане дети забрасывают учебу уже к пятому-шестому классу, малыши вообще остаются без пригляда. Сейчас только каждый пятый ребенок получает дошкольное образование. Последние 6-7 лет мы много работали над этим. Я объездила всю республику, мы создали альтернативные формы дошкольного образования.
В Узбекистане президент Мирзиёев создал Министерство дошкольного воспитания. Это означает, что соседи зрят в корень, а у нас такого госоргана нет. Родители, работники айыл окмоту, воспитатели должны понять, насколько важно уделять внимание дошкольному образованию, мы должны всем это объяснять.
Наш фонд собрал коллекцию из колыбельных песен на разных языках, мы записали их на диски и раздали людям. Если малыш еще в утробе слышит разговоры на иностранном языке, у него появляются навыки к его изучению.
— Вижу, вы сделали для себя различные открытия, изучая сферу образования детей. Если бы вы знали это, когда стали мамой, что-нибудь бы изменили?
— Многое изменила бы, а сейчас на своих внуках учусь. В восемь вечера они обязательно садятся за чтение. Нужно прививать деткам любовь к книгам, это вечный источник образования, особенно из-за засилья гаджетов. Мы призываем каждый вечер находить время, чтобы читать детям книги, это исключительно важно. Это в конце концов помогает развивать страну. Мы хотим сесть в поезд, который идет правильным путем. Мои поездки по миру и мой опыт, встречи с выдающимися людьми… Все это стараюсь привезти в Кыргызстан и распространить здесь.
К сожалению, у нас мало детской литературы, особенно на кыргызском языке. Поэтому мы подали эпос "Манас" как комикс — в доступной форме дети узнают, когда родился Манас, когда ушел из жизни, в каких сражениях участвовал. После этого можно браться за более серьезное изучение эпоса.
— Как вы считаете, насколько мощный толчок дадут проекты вашего фонда?
Например, мы сделали все, чтобы в Бишкеке появилась детская филармония. Наши музыканты, преподаватели могут учить не хуже, чем за рубежом, а может, и лучше.
Я организую ежемесячные вечера поэзии, приглашаю на сцену филармонии поэтов.
Жаль, что наши культурные учреждения очень пассивны. Ни один музей не ведет работу для детей, никто не работает со своими будущими посетителями. Театры считают ниже своего достоинства ставить детские спектакли. В лучших театрах мира с детьми работают постоянно, а мы никак не можем сдвинуть дело с мертвой точки. Мы сегодня должны детей, так сказать, кормить серьезной музыкой.
— Серьезной — это классикой?
— Да. Нет источников, откуда раздавался бы голос интеллигенции. А ведь это признак цивилизованности страны. В Кыргызстане нет ни одного радийного канала классической музыки, я не смогла этого добиться. Очень хотела, но у меня не было средств купить канал. Мы пока сидим на народной музыке. Про классику говорят, что она не востребована.
— Тем не менее постановки в нашем театре опера и балета собирают аншлаги, но среди публики все-таки в основном иностранцы.
— Я никогда не слышала из уст руководства страны, чтобы кто-то сказал о балете как о высоком искусстве. Наши соседи придают огромное значение культуре, и не только потому, что они богатые… У нас есть Бубусара Бейшеналиева — не закатывающаяся, вечная звезда. Мы должны вдохновляться нашими деятелями культуры.
У нас еще получается сохранить наше богатство, это огромная работа энтузиастов. Ребята выпускаются из хореографического училища и уходят в балет Казахстана. Нам очень нужно их удержать, дать возможность реализоваться в короткой балетной жизни. Поэтому важно создать обстановку любви, почитания к искусству.
В Бишкеке есть творческий климат, мы гордимся этим. Это не касается 47 новостроек, в которые приехал сельский люд — там тоже очень много детей. Надо дойти до них и рассказать об искусстве.
Когда я приезжаю в школы, спрашиваю у учеников, кем они хотят стать. Сразу говорят: министром, президентом, таможенником, налоговиком…
В Кыргызстане еще много хороших экспертов, энтузиастов, не все уехали из страны. Они готовы передавать свои знания дальше.
— Недавно президент Сооронбай Жээнбеков посетил бишкекский кинотеатр, где показывали отечественный фильм. Это знаковое событие, внимание к культуре. Допустим, завтра он придет на оперу "Айчурек" или балет. Что вы об этом думаете?
— Глава государства должен посещать культурные мероприятия раз в месяц. Один раз сходить мало. Только высокодуховный человек может руководить обществом и вести его вперед. Сегодня немало руководителей в мире, которые играют на скрипке, сочиняют музыку и так далее.
— Какой вы видите в Кыргызстане маму 2030 года и что думаете о роли матери в нашей стране?
У матери должна быть дисциплина. Девушка должна знать, как задать правильное направление в развитии ребенка. Я хочу видеть маму в Кыргызстане, поющей колыбельные, она должна понимать, как важно разговаривать с детьми, уметь посоветовать ребенку, какой иностранный язык изучать, как выбрать университет.