По словам писательницы Топчугуль Шайдуллаевой, в Кыргызстане (да и во всем мире) очень любят покритиковать женщину: не так оделась, не то сказала мужу, неправильно воспитывает ребенка… Сама Шайдуллаева разбирается в этом вопросе лучше многих: она не только активистка женского движения — даже для своей кандидатской диссертации по социологии выбрала именно "женскую" тему.
Позже писательница выпустила книгу "Кызыл орук", которую посвятила маме.
— Расскажите о своем детстве.
Путь журналиста я начала неожиданно, когда училась в седьмом классе. У нас в селе случилась настоящая беда — перестала работать баня. Это было единственное место, где люди могли помыться: дома ни у кого условий не было. Я, обычная школьница, написала критическую заметку об этом и отправила по почте в редакцию районной газеты "Кызыл Туу". Сильно удивилась, что ее сразу опубликовали. Но еще больше меня поразило, что спустя четыре дня баню отремонтировали!
Я поняла: проблемы решаются быстрее, если о них говорить и писать. Неудивительно, что в Бишкек приехала поступать на журналиста.
— Легко ли вы освоились в столице, да еще и без родителей?
— Я приехала сюда с родственницей и ее братом. Все вступительные экзамены сдала на "отлично", получила комнату в общежитии. Было трудно и морально, и материально, но времени страдать не оставалось — я училась день и ночь.
— Какую проблему сельских женщин в Кыргызстане вы можете назвать главной?
— В советское время — частые роды женщин-колхозниц. Да, кыргызы считают, что дети — главная ценность любой семьи, все хотят много ребятишек. Но когда женщины рожают безостановочно, не зная, как предохраняться и забывая о своем здоровье, это страшно! В СССР все было по плану: уборка урожая, работа на заводе… А вот о планировании семьи никто не слышал, сельские женщины понятия не имели о методах контрацепции.
— Многоженство остается в Кыргызстане уголовно наказуемым преступлением. Однако, по данным Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), один процент кыргызстанок живет в полигамном союзе. Может, пора упразднить эту статью Уголовного кодекса?
— Тот факт, что сейчас общество захлестнула волна полигамных браков, свидетельствует о регрессе. Самый совершенный вид семьи — один муж и одна жена, человечество выбрало моногамию, "попробовав" все варианты брачных отношений.
— Девяносто процентов граждан считают невинность невесты залогом ее счастливой жизни. Вы с ними согласны?
— Думаю, это важно. Нравственность девушки обязательно сыграет роль в ее жизни. В конце концов, это наши традиционные ценности. С другой стороны, невинность — не гарантия счастливого брака. Я также считаю, что общественность не имеет права наказывать кого-либо за "отсутствие" девственности. Пусть это остается личным делом каждого.
— Еще один щепетильный и болезненный вопрос — трудовая миграция.
— Сейчас женщин, которые уезжают из страны, больше, чем мужчин, при том что они больше привязаны к дому. Наши девушки — умные, сильные, образованные — уезжают главным образом от безысходности, чтобы решить проблему выживания. Это печально.
И другой аспект: многие кыргызстанки хотят замуж за иностранцев, а те в свою очередь выбирают самых-самых. Для нашего общества "утечка" таких женщин за рубеж — не очень хорошо.
— 38 процентов женщин и 45 процентов мужчин в Кыргызстане считают, что женщина, работающая вдали от дома, начинает вести аморальный образ жизни. Как вы думаете, с чем связано такое предубеждение?
— У нас женщин вообще критикуют больше всего, но в последнее время гендерные роли в обществе сильно изменились. Среди кыргызстанок наблюдается очень большое социальное расслоение, даже среди трудовых мигрантов. Есть те, кто живет вдесятером в одной квартире, а есть успешные бизнесвумен.
— Как вы относитесь к росту популярности идей феминизма?
Благодаря этим смелым людям мы получили свободу, к которой долго шли. Однако такая свобода — вещь дорогая и очень уязвимая. Меня удивляет, что появились кыргызстанки, готовые добровольно распрощаться с нею. Надеть ярмо легко, а вот снять — задача непростая.