Нурлан Мукаш из Нарына уже много лет живет в Германии. Когда-то он упрашивал немецкого работодателя дать ему шанс поработать официантом. Сейчас Нурлан — исполнительный директор в крупной туристической компании Lernidee Erlebnisreisen GmbH.
Нурлан откровенно рассказал о том, как ему удалось достичь таких высот в Германии. Оказалось, у кыргызстанцев в Европе есть особое преимущество перед местными жителями.
— Расскажите о своем детстве.
— Я родом из Нарына. Родители развелись, когда мне было два года, и моим воспитанием вплотную занимались бабушка с дедушкой. Они были люди старой закалки и все деньги тратили на развитие детей.
Мы с детства проводили лето на джайлоо, бабушка вывозила нас на Иссык-Куль, в Бишкек, а если везло, то и в Гагры. Так что я с детства знаю, что такое путешествовать.
— Как вам удалось так хорошо освоить немецкий язык?
— Наша школа имени Чкалова была подведомственна пограничной заставе КГБ. Многие военные приезжали туда, чтобы построить карьеру. Среди них было много этнических немцев. Разумеется, в Нарын они приезжали семьями, а их жены с педагогическим образованием устраивались учительницами в нашу школу.
— Вы ведь поехали поступать в Бишкек, верно?
— Да. Я поступил в Бишкекский гуманитарный университет на факультет германистики и немецкого языка. На первом курсе школьные знания позволяли мне не обращать особого внимания на учебу.
В моей жизни начались дискотеки, гулянки. Деньги на развлечения я зарабатывал сам: мы с однокурсником открыли летнее кафе. Так как мы были активистами в университете и сами организовывали все праздники, место студенческих встреч всегда было одно и то же. Помню, однокурсники недоумевали: "А что, кроме этого кафе, других мест нет?".
— Когда вы схватились за голову и начали учиться?
— Когда перестал понимать вопросы преподавателя. Иностранный язык — это не философия, где можно обойтись поверхностными знаниями и подвешенным языком. Там требуется зубрежка.
В какой-то момент понял, что очень отстал от сверстников. Я стал учиться по ночам, чтобы подтянуть немецкий.
— Вы ведь уже в студенческое время стали подрабатывать гидом, не так ли?
Если честно, вообще не готовился к поездке. Каково было мое удивление, когда я стал рассказывать ему о кыргызских традициях, а он начал меня поправлять: "Нурлан, ты неверно объясняешь, там по-другому должно быть…". Он знал все кыргызские обычаи, легенды и мифы!
Оказалось, этот дипломат посещает страну пятый раз. Ту поездку я запомнил на всю жизнь. Больше таких осечек не допускал и тщательно готовился к каждому туру.
— Как вы решились поехать в Германию?
— Мне хотелось практиковаться с носителями. На четвертом курсе нашел в Интернете одного профессора, и мне захотелось написать дипломную работу именно под его руководством. Он ответил сразу: "Приезжайте в Берлин!".
Было много сложностей: денег на билет я смог накопить, но как быть с жильем?! К счастью, я проводил экскурсию немецкой паре, которая на месяц уезжала в Австралию. Они разрешили мне пожить в их квартире. Вскоре я приземлился в аэропорту Берлина.
— Как вы нашли деньги на проживание там?
— Устроился официантом. Пришлось соврать, что у меня есть такой опыт работы, так мне дали шанс. На самом деле в Германии не так сложно учиться и одновременно подрабатывать. Работа в кафе позволила мне снять жилье.
— Легко вам далась дипломная работа?
— О нет! Я целый месяц потратил на то, чтобы написать три страницы. Каково было мое удивление, когда профессор подчеркнул каждое предложение: "О, это не твоя мысль, а моя. А вот этот тезис ты взял из книги моего коллеги".
Тот провал стал для меня уроком на всю жизнь: ценятся только свои мысли. В итоге я все-таки написал дипломную работу, приехал в Бишкек, получил красный диплом и через месяц снова улетел в Германию.
— Вы получили образование и в Берлине. Сложно было учиться в немецком вузе? Хватило вам знаний, полученных на родине?
— Советская система образования очень хорошая. От преподавателей можно было часто услышать такую фразу: "А, вы из СНГ? Значит, эту тему объяснять не нужно, вы ее и так знаете".
Я привык учиться упорно и за полтора года окончил бакалавриат по экономике. Еще два года потребовалось, чтобы получить диплом менеджера по туризму.
— Легко потом нашли работу по специальности?
— Я разослал несколько резюме: в швейцарскую компанию, лондонскую, мюнхенскую и берлинскую. Меня приняли везде.
Оказалось, их заинтересовал парень со знанием языков, который приехал из Центральной Азии. Я решил остаться в Берлине и вот уже 15 лет работаю в местной туристической компании. За это время из практиканта вырос в исполнительного директора.
— Расскажите о вашем месте работы.
— Мы специализируемся на эксклюзивных туристических поездках. В этой сфере наша компания — один из мировых лидеров. Это довольно дорогой отдых, ведь для путешествий мы заказываем самые комфортабельные вагоны.
Наши поезда курсируют по всему миру: и в Африке, и в Европе, и в Америке. Есть несколько направлений в России.
Кроме того, мы строим корабли из красного дерева и организуем круизы в Бразилии, Юго-Восточной Азии, сейчас рассматриваем для этих целей Индию.
— Как вы освоились в немецком обществе?
— В Германии все чрезвычайно пунктуальны. Там появиться за 15 минут до начала встречи считается "прийти вовремя".
Представьте себе ситуацию: вы едете на велосипеде по велодорожке. Однако движетесь по правой стороне, хотя правильнее ехать по левой. Будьте уверены: каждый второй немец остановится, чтобы разъяснить вам это правило.
Граждане Германии очень требовательны к себе и окружающим. Там нельзя просто так выкинуть фантик на тротуар. Зато на улицах чисто, а само общество стоит на страже порядка. К этому легко привыкаешь, и становится комфортно.
— А случался у вас в Германии культурный шок?
— Да, как-то раз одна семья пригласила меня на ужин. Сначала подали суп, потом жаркое, на третье был приготовлен десерт… Неожиданно в квартиру заходит их сын, мой ровесник. Он забыл предупредить родителей, что придет.
Выяснилось, что ужин на него не готовили. Он спокойно вытащил из холодильника хлеб и стал нарезать себе бутерброды. Мне было не по себе, ведь без ужина остался их родной сын. Для немецкого общества такая ситуация — норма. Они живут очень обособленно.
— Чем еще немцы отличаются от нас?
— Посудите сами: наше поколение пережило распад СССР, суровые 90-е, повальную нищету, нестабильность. Мы лучше подготовлены к ударам судьбы. В Германии жилось гораздо комфортнее.
Там человек, который женился до 30 лет, "поторопился". В этом возрасте они только завершают учебу и выбирают дальнейший путь. В Германии принято вступать в брак ближе к сорока годам.
— А вы как и когда женились?
— В тридцать лет на девушке из России. Сейчас моя супруга — образцово-показательная келинка, она может и в Берлине приготовить вкуснейшие боорсоки или бешбармак. У нас уже четверо детей.
— Жизнь в Берлине очень дорогая?
Дело в том, что немцы очень требовательны, а конкуренция в стране огромная. Как только кто-то из бизнесменов хочет взвинтить цены, покупатели тут же уходят к конкурентам.
Аренда недвижимости здесь дороже. Если в Бишкеке однокомнатная квартира обойдется в 120 евро, то в Берлине она будет стоить 500-800. При этом в город постоянно приезжают новые жители, поэтому стоимость недвижимости ежегодно растет примерно на 10 процентов.
— А что насчет медицины?
— В Германии медицинское страхование обязательно. Студенты должны платить за это 100-150 долларов в месяц. Работающие граждане обязаны ежемесячно тратить на страховку от 250 до 800 евро. Зато в случае чего любая медицинская помощь оказывается бесплатно.
— Легко ли найти работу в Германии?
— Там не хватает около полумиллиона квалифицированных сотрудников. Экономика растет, пожилые специалисты уходят на пенсию, а рождаемость в стране не может обеспечить приток рабочих рук. Там мало рожают — по статистике, всего полтора ребенка на семью.
— Давайте поговорим о туризме в Кыргызстане. Что нам нужно сделать, чтобы превратить страну в рай для путешественников?
Однако есть проблема: хромает инфраструктура. Если в Бишкеке еще есть пятизвездочные гостиницы, то на том же Иссык-Куле их всего две-три. Кроме того, важно сделать все регионы легкодоступными для туристов, нужны аэропорты, дороги. Впрочем, все это можно возродить.
— В каком направлении лучше двигаться нашему туризму?
— Я вижу, какую роль сыграл закон о безвизовом въезде для граждан 44 стран. За последние три года на Кыргызстан обращают внимание все больше и больше иностранцев.
В основном их влечет приключенческий туризм: лазанье по горам, катание на лошадях, пешеходные туры. У нас для этого есть все, мы уже конкурируем с Монголией и Непалом, которые тоже сделали ставку на приключенческий туризм.
— У нас часто можно услышать об инициативе ввести лицензии для отелей. Не может предприниматель обеспечить определенный уровень сервиса — государство не даст ему лицензию на работу. Как вам такая идея?
— Это правильно, сертификация должна быть. Однако государство не может просто в одностороннем порядке навязать свои правила и требовать их исполнения.
При этом налогоплательщики вправе требовать соблюдения своих законных прав. В Германии так: если инвестор построил гостиницу, то государство должно его поддержать — провести воду, электричество, отопление, построить дороги. Власть понимает: каждый гость этой гостиницы приносит деньги в бюджет страны.
— Вы планируете и дальше работать в Германии или все же рассматриваете возможность возвращения в Кыргызстан?
— У нас есть твердое намерение вернуться на родину в течение нескольких лет. Моя супруга просто мечтает о переезде сюда. Ей очень нравится, что тут нас окружают родные люди, а от климата и вовсе в восторге.
Хочется, чтобы наши дети научились человечности, гостеприимству, уважению к старшим. Мне кажется, в Германии этого немного не хватает. Я уверен: создать себе комфортные условия для работы можно в любой точке мира.
Обязательно почитайте интервью Максата Чакиева. Во-первых, он тоже в вопросах туризма собаку съел, а во-вторых, много лет назад будущий замминистра также приехал в столицу обычным студентом…