Редкая бишкекчанка хотя бы раз не сходила на занятие по пол-дэнсу (она же шестовая акробатика). Сейчас такие школы открываются на каждом шагу, а еще 15 лет назад слово "пол-дэнс" вообще никто не знал.
У нас все началось с Ольги Чжао-Тун-Кун. Когда-то она была звездой отечественной художественной гимнастики, а потом наткнулась на ролик в Интернете…
— Меня всегда интересовала одна вещь: вот вроде бы в Кыргызстане рост религиозности, а с другой стороны, шестовая акробатика становится все популярнее. Как так?
— Одно другому не мешает. К нам часто приходят заниматься покрытые девушки, просто, чтобы держать тело в тонусе. Какие проблемы могут возникнуть? В зале ведь одни женщины, мужчин там не бывает.
Хотя казусы случались. Раньше наш зал находился поблизости с мечетью, и как-то раз к нам нагрянули мужчины и стали обвинять, что мы совращаем кыргызстанских женщин, ведь они должны сидеть дома. Мол, пол-дэнс — это пошло и грязно. Переубедить их так и не удалось. Пришлось нам поменять вывеску, чтобы не провоцировать конфликт.
— Казалось бы, уже все знают, что пол-дэнс и стриптиз — это совершенно разные вещи.
— Вот именно! На наших соревнованиях выступают босиком, а не на каблуках, за слетевшую лямку штрафуют. Если в процессе выступления какая-то часть тела оголится — даже случайно! — спортсменку могут дисквалифицировать на год.
Мне вообще кажется, что этот вид спорта самый тяжелый на свете. Вот пример: к нам приходят женщины со словами: "У меня трое детей, руки хорошо накачаны", забираются на пилон и понимают, насколько все непросто.
— Если уж мы заговорили о стриптизе, один случай расскажу. Как-то ради статьи я устроилась официанткой в стриптиз-бар, и танцовщицы мне предложили тоже выступать с номерами. Сказали: "Пару недель позанимайся и выходи к пилону". А как вы оцениваете выступления девушек, которые тренировались всего полмесяца?
Честно говоря, я по таким местам не ходок. Только раз видела стриптиз на девичнике. Что могу сказать? Стало обидно за свой спортивный снаряд.
Мои ученицы попадают на соревнования только после восьми месяцев тренировок. Это минимальное время, чтобы овладеть базой, элементами, научиться слушать музыку.
— Давайте поговорим о вас. Насколько я знаю, вы с детства занимаетесь гимнастикой.
— Да. Сначала мама хотела отдать меня на спортивную гимнастику, но на первом же уроке произошло страшное. Девочка делала какой-то трюк на бревне, но сорвалась и сломала позвоночник.
Я еще тогда не особо понимала, что происходит, но навсегда запомнила шок в маминых глазах. Она тут же забрала меня оттуда, и я стала заниматься художественной гимнастикой.
— Легко ли вам это далось?
— Я очень поздно пришла в спорт — мне было уже семь лет. Обычно на гимнастику отдают трехлетних девочек. Наверное, сыграли роль мои китайские корни. Тренер быстро заметила мою растяжку и вцепилась в меня двумя руками.
За полгода я догнала ровесниц. Проигрышей у меня практически не было, я всегда входила в тройку лидеров.
— Почему вы бросили гимнастику?
— Мне исполнилось тринадцать, когда тренер уехала из страны. С новым наставником мне было некомфортно, да и давали знать травмы спины, надрыв мышцы на ноге. Я ушла в танцевальную сферу.
— Вы одной из первых в стране стали продвигать шестовую акробатику, хотя тогда никто об этом виде спорта не знал. Как так получилось?
Шел 2003 год, мне было 19 лет. Я купила свежую газету и нашла в ней контакты мастера, который устанавливал металлические трубы. Так у нас в зале появились "пилоны".
Я очень напутала с размерами. По нормативам диаметр трубы должен быть около 40 миллиметров, у нас же — 50, то есть обхватить его рукой было очень сложно.
Сначала я пыталась что-то изобразить сама, потом съездила в Москву на обучение. Спустя четыре года выступила на среднеазиатском чемпионате в Казахстане, заняла первое место и поняла, что больше нравится тренировать.
— Видимо, у вас хорошо получается.
— Наверное. Как-то раз случайно подслушала разговор на одном международном конкурсе. Девочки шептались: "О, тебе повезло, у тебя в категории нет кыргызок!". Стоит ли говорить, насколько мне, как тренеру, было приятно такое слышать!
— А в чем секрет наших спортсменок?
— Мы делаем акцент на растяжку, а не на силовые упражнения. Не хочется, чтобы у девушек выросли огромные плечи и они превратились в маленькие тумбочки.
— Кстати, в Бишкеке залов, где можно обучиться пол-дэнсу, как грибов после дождя. Неужели у нас так много педагогов, которые могут профессионально тренировать?
— Нет! Мне грустно наблюдать, как девочки, позанимавшись у нас полгода, идут открывать свои школы. Они же могут и травмировать учениц!
Ко мне ходит одна девушка. Предыдущая тренер обещала посадить ее на шпагат за неделю. Она ее тянула, наваливаясь всем весом. У ученицы была разорвана мышца и вывернут тазобедренный сустав. Она до сих пор не может оправиться.
— А много можно заработать на пол-дэнсе?
— В Кыргызстане колоссальных заработков нет. Зато за границей мою работу оценивают куда выше. Там за два мастер-класса по полтора часа я могу заработать 50 тысяч рублей.
— Вы ведь еще и судья! Неужели никто из девочек не подбегал к вам до выступления, чтобы "договориться"?
— Нет, ни разу. По правилам чемпионата им строго-настрого запрещено подходить к судьям.
— С какой целью девушки обращаются к вам чаще всего?
— Чтобы похудеть. С такими нагрузками быстро скинешь лишнее. Например, после рождения сыночка за полгода я скинула 30 килограммов!
— А кому категорически нельзя на шестовую акробатику?
Вообще, мы стараемся делать так, чтобы комфортно было девочкам с любым уровнем подготовки. Да, первое время синяки неизбежны, но потом мышцы привыкнут, тело станет сильнее и гибче. Девушка и сама не заметит, как влюбится в этот вид спорта!
Обязательно почитайте про бизнесвумен Чолпон Аламанову. Она тоже нашла себя в очень необычном деле.