Этот посетитель оставил мне € 500 чаевых — как официантка стала гендиректором

"Мы не можем найти фото Гузели Камбаровой!" — сказал редактор. И добавил: "В этой папке нет гендиректоров, тут только снимки какой-то девушки". Да-да, люди удивляются, узнав, что Гузеля Камбарова в 34 года занимает пост гендиректора крупнейшей в стране сети ресторанов!
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Когда-то обычная 22-летняя девушка приехала из Кыргызстана и устроилась официанткой в ресторан Санкт-Петербурга. Спустя всего три месяца она стала руководителем сразу двух питерских заведений!

Сейчас Гузеля Камбарова работает генеральным директором крупнейшей сети ресторанов Кыргызстана. Она откровенно рассказала про свой нелегкий путь на вершину.

Этот посетитель оставил мне € 500 чаевых — как официантка стала гендиректором

— Расскажите о своем детстве.

— Не могу сказать, что оно у меня было счастливым. Мама родила меня в первом браке, с отчимом мои отношения не сложились.

Чтобы не создавать дискомфорт в маминой семье, бабушка с дедушкой забрали меня на воспитание. Но у них не всегда получалось возиться со мной, и я жила у родственников: то у дяди полгода, то у тети — год. Была то в Кыргызстане, то в России, то в Узбекистане.

Хочу 15 детей — история самой скандальной "келинки" в Кыргызстане
Мне хотелось всем показать: посмотрите, какая я хорошая, какая удобная! Я помогала по хозяйству, хорошо училась, занималась спортом. Но все равно что-то происходило, и меня отправляли жить в новую семью.

Я не жалею о своем детстве, ведь оно сделало меня сильной, гибкой, упорной. Сменив 16 школ, я научилась находить общий язык с людьми. Мне пришлось очень рано повзрослеть: в 14 лет я уже поступила в университет.

— Вы ведь рано стали работать, не так ли?

— Да, еще на втором курсе устроилась посудомойкой. Просто у нашей семьи было тяжелое материальное положение. Например, в университете я носила вещи, оставшиеся еще с девятого класса. Как видите, не до лоска.

Затем стала официанткой. Повезло, что я была рослым ребенком: в мои четырнадцать мне давали все семнадцать.

Этот посетитель оставил мне € 500 чаевых — как официантка стала гендиректором

— Расскажите о бишкекских кафе того времени. Какими они были?

— В начале 2000-х ресторанная сфера в Бишкеке только зарождалась. Особой популярностью пользовались места, где играли музыканты и подавали мясо по-французски.

Не могла спать неделю — откровения первой кыргызстанки, попавшей в Кембридж
И тогда, и сейчас официанты могут неплохо зарабатывать. У меня же всегда были самые большие чаевые. Один раз, когда я работала в Санкт-Петербурге, клиент оставил мне "на чай" 500 евро! Он всего лишь попросил быстро постирать его запачкавшуюся рубашку. Я отдала ее прачке, а он не только оплатил эту услугу, но и оставил такие щедрые чаевые.

Это был богатый опыт. Позже я написала пособие для официантов на 150 страниц, где подробно описывается, что можно делать, а что категорически нельзя.

— Как вы уехали работать в Санкт-Петербург?

— У меня там живет тетя. Работу я нашла быстро, ведь в точках общепита всегда требуются люди. За три месяца я из простой официантки превратилась в управляющую двумя ресторанами.

— Как вам это удалось?!

— Тот ресторан принадлежал крупной компании, которая также владела строительным бизнесом. Как-то раз у нас проходил большой банкет, за столом сидел хозяин этого бизнеса.

Официанты боялись к нему подходить, и я решила обслужить его сама. Неожиданно мы разговорились, он стал задавать вопросы о моем образовании, цели в жизни. Я не сразу поняла, что это собеседование.

Потом мне предложили взять бразды правления этим рестораном в свои руки. Вскоре под моим руководством было уже два заведения. На тот момент мне исполнилось всего 22 года.

Этот посетитель оставил мне € 500 чаевых — как официантка стала гендиректором

— Но вы ведь оставили эту работу, чтобы снова стать официанткой. Зачем?

— Во-первых, в новом ресторане хорошо обучали сотрудников, а во-вторых, там хороший заработок. Попасть туда было очень непросто.

В этих местах ты обслуживаешь максимум 10 человек в день, средний чек начинается от 500 долларов, а твой клиент может заплатить 10 тысяч долларов за вино.

— Почему вы решили вернуться в Бишкек?

— Я и не думала возвращаться! Просто 6 лет назад приехала на месяц повидать родных и… осталась.

— Было ли что-то такое на родине, к чему пришлось заново привыкать?

— Меня поразила всеобщая грубость. Я ведь помнила, какие в Бишкеке доброжелательные люди, а тут что-то изменилось. Какой-нибудь молодой человек может плюнуть, попасть на твою обувь и даже не извиниться. Меня очень смутила агрессия мужчин по отношению к женщинам.

— Легко ли вы нашли работу?

— Год я сидела дома — хотелось отдохнуть. А потом узнала, что знакомые семьи ищут человека к себе в компанию. Так я устроилась HR-менеджером в одно заведение. Там и работаю по сей день.

Сначала занималась подбором персонала, но стала подмечать, что можно улучшить в работе заведения, делопроизводстве. Постепенно стала управляющей.

Дело пошло. Через 6 месяцев мы открыли свое первое заведение — чайхану NAVAT. Наш бренд стал зарождаться с открытием еще одного заведения — мы поняли, куда надо стремиться. Потом открылась еще одна точка, следом еще… Сейчас у нас семь заведений, еще три на стадии строительства.

Этот посетитель оставил мне € 500 чаевых — как официантка стала гендиректором

— Как вас назначили генеральным директором?

— Все решилось само собой. Два года назад ко мне пришли и сказали: "Давай ты займешь эту должность, все равно без твоей подписи тут ничего не происходит". На тот момент мне исполнилось 32 года.

— Сложно ли управлять такой махиной?

— Я создала всю систему сама, спотыкаясь на собственных граблях. Особенно тяжело нам далось открытие третьего заведения, так как катастрофически не хватало сотрудников. Сейчас-то мы сами готовим для себя персонал. Например, у нас работают двое управляющих, которые когда-то устраивались к нам официантами.

— Часто владельцы ресторанов жалуются, что в Бишкеке молодежь не воспринимает труд в кафе как работу. Для большинства это что-то временное.

Я ушла от мужа-швейцарца с годовалым сыном на руках — история кыргызстанки
— Да, наверное, 90 процентов ребят так думают. Хотя давайте рассмотрим, что такое "обычная работа". Ты должен пять лет учиться, потом с трудом устраиваешься, получаешь 10 тысяч сомов, вкалываешь без выходных.

В кафе всегда есть возможность роста. Можно зарабатывать вполне приличные суммы, все зависит от желания человека. Кто-то обслуживает два столика в день, а кто-то — 30. В среднем официанты в Бишкеке получают около 25 тысяч сомов, плюс чаевые. Сколько оставляют клиенты, мы не знаем.

— А сколько не стыдно оставить официанту?

— Если меня обслужили хорошо, я оставлю 15-20 процентов от счета. Если плохо — 5.

Этот посетитель оставил мне € 500 чаевых — как официантка стала гендиректором

— Бытует мнение, что у нас на серьезные должности попадают только родственники владельца компании. Как вы к этому относитесь?

— Вы думаете, человек готов рискнуть многомиллионным бизнесом, чтобы трудоустроить какую-нибудь родственницу? Вряд ли.

— Какие блюда в Бишкеке самые востребованные?

— Национальные, которые мы едим каждый день. Мы любим наедаться порцией больших и вкусных мант за 200 сомов. Такая кухня всегда будет востребована.

А вот европейские блюда в нашем заведении не пошли. Нет, речь не о бефстроганове, в каждом доме знают, что это такое. Я имею в виду салаты с кисло-сладкими соусами или креветками. В других заведениях это популярно, но к нам люди приходят за национальной кухней.

— У нас часто можно услышать про массовые отравления в кафе. Почему так происходит?

В США мне предлагали зарплату в $ 9 тысяч — история успеха кыргызстанца
— Зачастую люди травятся во время банкетов. Чаще всего оказывается, что клиенты сами принесли в заведение собственноручно сваренное мясо или бульон. При этом непонятно, как они до этого хранились, сколько стояли на солнце, каким образом их везли.

Именно поэтому большинство рестораторов хотят полностью запретить приносить с собой продукты извне.

— У вас в заведении есть такое ноу-хау: приносить гостям небольшую чашку чалапа. Как вы это придумали?

— Сейчас во многих кафе гостям подают комплименты: сухарики, варенье, конфеты. Мы решили тоже подать напиток, который бы вызывал желание поесть и ассоциировался с национальной кухней. Идея зашла великолепно!

Вообще, у нас было много экспериментов. Какое-то время наши официанты присаживались на корточки, чтобы создать визуальный контакт с гостем. Но они нововведение не поняли, и мы от этой идеи отказались.

Этот посетитель оставил мне € 500 чаевых — как официантка стала гендиректором

— Расскажите о вашей семейной жизни.

— Я в разводе. У меня был ранний брак — вышла замуж в семнадцать. Когда мне исполнилось 19 лет, у нас родился сын, а спустя год мы подали на развод. Расстались не потому, что он плохой. Дело в том, что мы были больше друзьями, чем супругами.

На самом деле я ни о чем не жалею. Я двигалась вперед, ведь за плечами были сын, мама. Сложности ведь только мотивируют.

Обязательно почитайте интервью с Инабат Латиповой. Она 9 лет сидела дома с детьми, а теперь топ-менеджер крупной сети ресторанов.