В ночь с 14 на 15 сентября на трассе Бишкек — Торугарт грузовой автомобиль протаранил отару, погибли 97 овец.
Пастух, перегонявший скот, написал в милицию заявление на водителя фуры. Правоохранители провели разъяснительную работу с пострадавшим и другими чабанами, которые перегоняют скот по проезжей части. Их обязали надевать в ночное время светоотражающие жилеты.
Юрист Елена Гаврилова сообщила корреспонденту Sputnik Кыргызстан, что в данном случае виноват пастух.
"Чабаны должны перегонять скот только в светлое время суток, с опознавательными знакам и в специально отведенных для этого местах. Например, если скот гонят днем, надо выставить двух провожатых, чтобы они приостановили движение на трассе, пока животные перейдут дорогу", — объяснила Гаврилова.
По ее словам, если бы скот был застрахован, перегонялся по правилам и автонаезд произошел днем, чабан имел бы право потребовать возмещения ущерба.
Скот может погибнуть не только в результате аварии, но и из-за резкого изменения погоды. Так, в конце мая нынешнего года из-за сильного похолодания и обильного снегопада на некоторых пастбищах в Иссык-Кульской области пали около 3 400 овец, 120 лошадей и 100 коров. Жители Ат-Башинского района Нарынской области лишились не менее 328 овец. По последним сведениям, чабаны понесли потери как минимум на 20 миллионов сомов.
Погибший скот принадлежал не одному-двум животноводам — коров, овец и лошадей "собрали" у местных жителей, чтобы отогнать на джайлоо. По словам акимов и глав айыл окмоту, так как урон нанесен в результате форс-мажорных обстоятельств, никакой компенсации людям не полагается.
Корреспондент Sputnik выяснил, можно ли застраховать скот в Кыргызстане, и узнал мнение чабанов на этот счет.
Нет закона
По словам начальника отдела развития политики животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Сулаймана Мамаева, в стране нет закона о страховании сельскохозяйственных животных.
"В 2010 году мы вносили в правительство предложение о страховании скота, но из этого ничего не вышло. Теперь, кода у людей за одни сутки погибло много голов скота, большинство животноводов с радостью согласились бы застраховать его, только нет возможности. Но мы по-прежнему делаем все, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки", — сказал Мамаев.
Скот страхуете?
В Кыргызстане есть три организации, имеющие лицензии на страхование животных: Государственная страховая компания, "Аю гарант" и "АТН Полис". Однако не все братья наши меньше подлежат страхованию.
Начальник отдела добровольного страхования ГСК Рустамбек Тагаев объяснил, что страховать можно только племенной скот, прошедший идентификацию.
"Страхование всех сельскохозяйственных животных — очень сложный вопрос. Скот может по разным причинам заболеть, погибнуть или его могут зарезать недоброжелатели. Тут надо обговаривать условия и тарифы. Однако, если государство потребует страховать всех сельскохозяйственных животных, мы готовы сотрудничать с чабанами. В противном случае они страховать скот не будут", — сказал Тагаев.
"Хочется, чтобы правительство действовало в связке со страховыми компаниями. После того как в Иссык-Кульской области погибло много овец, коров и лошадей, к нам начали обращаться жители Токмока и некоторых районов Чуйской области с просьбой предоставить информацию о страховании скота", — отметил Билалов.
Мнение чабанов
Житель Ат-Башинского района Нарынской области Каныбек Оморов признался, что не прочь застраховать свой скот.
"Если условия страхования будут соответствовать нашим возможностям, то почему бы и нет? Надо застраховать хотя бы крупный скот. Вот только в регионах нет никакой информации об этом", — посетовал Оморов.
С ним согласен и житель Кеминского района Чуйской области Урматбек Абыканов.
"От страхования скота нам было бы больше пользы, чем от страхования авто. Если компании выдвинут реальные условия, большинство чабанов согласятся", — заявил животновод.
Мнение депутатов
Член Комитета ЖК по аграрной политике и региональному развитию Мухтарбек Айнакулов считает, что страхование скота в Кыргызстане невозможно.
"Это пока нерешаемая проблема. Мы не можем даже заставить граждан страховать дома и автомобили. Чабаны нередко указывают, что у них всего 15 овец вместо тысячи, так о какой страховке идет речь?" — задался вопросом депутат.
Парламентарий Алмаз Баатырбеков сказал, что готов застраховать свой скот, если будет разработан хороший механизм страхования.
В 2013 году был принят закон об идентификации животных, хотя действовать он начал только в 2016-м. Кабмин направил на реализацию проекта 40 миллионов сомов, Россия выделила еще 450 тысяч долларов. Пресс-служба правительства сообщала, что за три года весь скот в стране, выращиваемый в коммерческих целях, пройдет идентификацию.