Как кыргызстанцы стали зависеть от Китая — интересные факты об экономике

Дороги, одежда, бензин и даже археологические раскопки... Все это объединяет китайский след. Редакция Sputnik Кыргызстан выясняла, в чем наша страна зависит от Китая.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

БИШКЕК, 4 дек — Sputnik. Недавно Sputnik выяснял, зависит ли Кыргызстан от Турции. На этот раз речь идет о Китае и о том, какие есть рычаги, помимо военных, у могучего соседа.

Государственный долг

На конец сентября внешний государственный долг КР составил почти 3,8 миллиарда долларов, их них 1,7 миллиарда — перед Поднебесной. Причем задолженность перед Китаем выросла в 200 раз за последнее десятилетие.

 

КНР выдает часть кредитов с требованием, чтобы их реализовывали компании, которые выбирает китайское правительство. Яркий пример — модернизация ТЭЦ Бишкека. Именно Китай решил, что подрядчиком будет TBEA. Выяснилось, что в соглашении было немало подводных камней, например, что споры должны решаться не в Кыргызстане, а в Гонконге. Стоимость скандального проекта составила 386 миллионов долларов.

Кыргызстан брал огромные кредиты и на другие проекты в энергетике (подстанция "Датка", линия электропередачи "Датка — Кемин"), а также на строительство дорог (север — юг, Бишкек — Нарын — Торугарт). Их реализовывали также китайские компании.

Главный инвестор

Китай — один из крупнейших инвесторов в экономику Кыргызстана. Так, например, за I полугодие нынешнего года поступило почти 100 миллионов долларов — это больше трети всех инвестиций. Впрочем, приток средств как из Китая, так и в целом уменьшился по сравнению с 2017 годом.

 

Какие китайские компании работают в КР

Чем грозит долг перед Китаем — о судьбах стран, бравших кредиты у КНР
Китайский бизнес активно внедряется в Кыргызстан. Например, за последние годы китайцы построили два нефтеперерабатывающих завода — в Токмоке и Кара-Балте ("Джунда"). Годовая мощность переработки — 400 тысяч и 800 тысяч тонн нефти соответственно. Правда, заводы до сих пор не загружены на полную мощность.

Немало и более мелких предприятий. Китай также рассматривает вариант строительства завода по сборке электромобилей в Кыргызстане.

Товарооборот — 33:1 в пользу Китая

 

В структуре нашего экспорта КНР занимает очень скромное место, недотягивая и до 5 процентов, а в импорте — порядка 40 процентов. Если смотреть по цифрам, то импорт из Китая в 33 раза больше, чем наш экспорт. Правда, недавно китайцы согласились открыть свой рынок и прекратить играть в одни ворота.

Кыргызстан закупает из Поднебесной в основном обувь, ткани, одежду и электрические машины.

 

Отметим, что многими товарами из КНР торгуют на наших крупнейших рынках, в том числе на "Дордое". На них работают тысячи кыргызстанцев.

Визовый вопрос

Летом 2016 года произошел теракт в посольстве КНР. Он привел к отказу от выдачи виз. Сотни студентов и предпринимателей не смогли выехать на учебу или на закуп товаров в Поднебесную. Вопрос решился только в прошлом году.

Гранты и помощь нашей армии

На сколько хватит еды в Кыргызстане, если соседи закроют границы
Китайская сторона регулярно выдает гранты. Например, на реабилитацию дорог в Бишкеке. По двум проектам сумма составила более 100 миллионов долларов. Работы начались в прошлом году и завершатся в 2019-м.

Весной в ходе госвизита президента Сооронбая Жээнбекова власти КНР пообещали выделить нам 600 миллионов юаней. Средства пойдут на строительство и реабилитацию дорог, лабораторий и археологические раскопки. КНР также перечислит 100 миллионов долларов на обеспечение отдаленных районов Кыргызстана питьевой водой.

Помогает Китай и нашим вооруженным силам. Осенью были подписаны соглашение о предоставлении очередного гранта, протокол на поставку вооружения и военной техники.

Мегапроекты Китая

Зачем Россия отправляет в Кант "летающие танки" — мнение эксперта
Но есть и ряд важных стратегических проектов, которые остаются пока на словах. Например, строительство газопровода Кыргызстан — Китай, его планировали начать в 2013 году, теперь срок сдвинут на 2019-й. С 90-х годов ведутся переговоры о строительстве железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Ранее китайская сторона предлагала сама реализовать взаимовыгодный проект, при этом Кыргызстан должен был расплатиться месторождениями. Но такой вариант вызвал резкое недовольство у общественности Кыргызстана. Помимо этого, кыргызская сторона не раз предлагала создать фонды развития как на двустороннем уровне, так и на многостороннем. Однако Китай не выразил особой заинтересованности.