В Таласской области инвесторы планируют построить нефтеперерабатывающий завод стоимостью 800 миллионов долларов, оборудование для него привезут немецкое.
Резонно возникают вопросы: нужен ли новый нефтезавод области, тем более третий в маленьком Кыргызстане? Не постигнет ли его судьба предшественника?
Какова ситуация с ГСМ в Кыргызстане
Ежегодная потребность страны в горюче-смазочных материалах — более миллиона тонн. 95 процентов поставляется из России, рассказал исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Улан Кулов.
"В стране есть пять нефтеперабатывающих заводов: в Токмоке, Кара-Балте, Таш-Кумыре, Джалал-Абаде и Кемине. Они производят ГСМ, но их главная проблема связана с сырьем — в Кыргызстане добывается мало нефти, поэтому есть перебои в их работе", — сказал Кулов.
Отметим, что два завода — в Токмоке и Кара-Балте ("Джунда") — построены китайскими инвесторами и имеют годовую мощность переработки 400 тысяч и 800 тысяч тонн нефти соответственно.
Есть ли перспективы?
Как еще раз подчеркнул Кулов, главная проблема — недостаток местного сырья. Однако полагаться на импортную нефть также нельзя.
Исполнительный директор сказал, что затрудняется сказать о перспективах нового предприятия, так как в первую очередь лучше загрузить существующие мощности.
Бывший президент Ассоциации нефтретрейдеров, заслуженный экономист Кыргызстана Жумакадыр Акенеев отметил, что в Таласской области нет запасов нефти. Однако он предложил посмотреть на географию и логистику.
"Думаю, что это казахстанские инвесторы. Почему? Во-первых, станция "Маймак" расположена около границы с РК, во-вторых, имеется железная дорога в РК. То есть будут импортировать казахстанскую нефть. Таким образом, инвесторы строят завод в Таласской области, чтобы беспошлинно ввозить сырье и вывозить готовую продукцию", — рассказал Акенеев.
По мнению экс-главы ассоциации, такой вариант очень выгоден инвестору, так как себестоимость нефтепродуктов будет даже ниже, чем в Казахстане.
"У нас НДС ниже, чем в Казахстане. Сравните 18 с 12 процентами. Другой плюс — наша электроэнергия примерно в три раза дешевле, чем в РК. Но есть плюсы и для Кыргызстана — налоги от завода будут поступать в бюджет страны и области", — пояснил экономист.
Кто инвестор и где НПЗ найдет нефть?
Редакция связалась с главой Таласской области Мураталиевым, который рассказал, что объект планирует построить казахская компания "Темирлан-ойл".
"Они планировали начать строительство еще в 2010 году, привлекли средства из Германии в размере 800 миллионов долларов. Но затем возник ряд вопросов с ИНН, я сейчас помогаю им. Дай бог, если начнут, привлекут первый транш в размере 200 миллионов долларов. Этот завод позволит создать 2 тысячи рабочих мест", — рассказал глава области.
По его словам, мощность переработки составит 3 миллиона тонн нефти в год.
"От станции "Маймак" до нефтепровода в Казахстане 17 километров. Они сообщили, что уже договорились и оттуда будут брать нефть", — рассказал Мураталиев.
Куда будут вывозить продукцию, он ответить не смог.
В Таласской области есть и другие проекты, например, планируют открыть четыре логистических центра.