Стоит ли за деньги прощать обвиняемого — бишкекчанка о примирении сторон

В Кыргызстане часто бывает так, что преступник, добиваясь прощения жертвы, предлагает ей деньги или какую-либо другую помощь. И зачастую делается это не потому, что ему стало совестно, а потому, что таким образом появляется возможность закрыть дело за примирением сторон. О том, всегда ли это оправдано, рассуждает наш колумнист Тамара Рузиева.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Как отнеслись наши граждане к объявленной гуманизации в судебно-правовой сфере? Той самой, которая придумывает, как бы сильно не наказывать преступников, а считать, что все они ошибались, совершая те или иные проступки. Мне кажется, по-разному.

Камолидинов: договор о примирении — рычаг давления потерпевшего на обвиняемого
Наверное, если за небольшую провинность суды теперь не будут назначать наказание, связанное с лишением свободы, — это хорошо. Рассказы про украденную курицу, похоже, уже перешли в область народных присказок. Даже на высокой парламентской трибуне этой курицей столько раз трясли, что от нее, наверное, уже и перьев не осталось. Да и примеры с лепешками, на которые покушались голодные люди, звучали не реже.

Но как воспринимать сообщения о всякого рода примирениях жертв преступления с насильниками, после чего все разговоры об уголовной ответственности отпадают сами собой? Как доброту и искреннюю человечность или проявление слабости пострадавших? Однозначного ответа тут, пожалуй, нет. Могу понять, например, почему жены мужей-извергов отказываются от исков в отношении, казалось бы, близкого человека, который с легкостью садиста истязает и супругу, и детей. Как такого засудить? Тут же многочисленные родственники мужа избитую со света сживут, заявив, что всегда так было и мужчина как глава семьи должен держать в страхе и покорности домочадцев. А как этого добиться, если не демонстрировать свою удаль когда кулаками, а когда и чем поувесистее, что подвернулось под руку?

Наверняка все помнят историю, ставшую достоянием общественности благодаря видео, размещенному в социальных сетях, когда, казалось бы, солидный мужчина на улице со всей дури пнул малолетнего сына. Ой, сколько тогда было шума! Мужчину милиция нашла и даже посадила в следственный изолятор. С работы его за нехорошее поведение уволили. Но прошло всего два месяца, и жена написала в суд заявление, что она мужа простила и просит не отправлять его в колонию. Мол, без кормильца, пусть и бьющего ребенка, ей будет тяжело. Об эту бумагу все требования возмущенной общественности о строгом наказании "отца-хулигана" и разбились. История быстро забылась. А воспрявший от безнаказанности мужчина даже подал иск в суд, требуя восстановить его на работе: незаконно, видите ли, его уволили, ведь претензий по службе к нему не было.

Гибель мальчика на футбольном поле в Бишкеке — стороны помирились
Совсем недавно многие СМИ рассказали о случае, произошедшем в Оше, где два студента-первокурсника под видеозапись (иначе никто бы и не узнал об их "геройстве") напали на старика. Издеваясь, они требовали у него денег, а потом и вовсе стали угрожать ножом. Можно представить, что пережил за несколько минут молодецкого бахвальства пожилой человек. В его возрасте подобные потрясения от встречи с юными бандитами (а как их еще называть?) могут заканчиваться трагически. Но детки о подобных вещах даже не подумали. Они широко улыбались в камеру телефона, видимо, представляя, как будут демонстрировать свою смелость друзьям и подружкам.

После того как видео появилось в Сети и народ стал возмущаться, милиция студентов задержала. По их растерянному виду было понятно — не ожидали они, что "шутка" может принять серьезный оборот, даже не поняли, что совершили преступление, за которое может последовать серьезное наказание. Скорее всего, в школе, где они учились, и в их нынешнем учебном заведении пацанам не рассказывали, что такое хорошо, а что такое плохо. Все, скорее всего, сводилось к уличному воспитанию — не случайно при задержании сотрудники милиции изъяли у них кастет. И в этом случае все завершилось примирением сторон. Отошедший от стресса старик заявил, что прощает обидчиков, поскольку не хочет портить им жизнь. Примирение так примирение. Но пойдет ли оно на пользу парням? Поймут ли, что за "детские шалости" может последовать серьезное наказание? Хорошо, если они оценят коснувшуюся их гуманность. А может, всего лишь постараются в следующий раз не делать все так публично, чтобы не попасть в поле зрения милиции? Жизнь покажет.

Нет понятых, "сдавать" подельников стало выгодно — что еще нового в УПК КР
Однако мне трудно понять, когда суд принимает примирение, на которое, как мне кажется, вынуждают идти людей, оказавшихся под прессом криминальных элементов. Тогда становится жаль не только запуганных, но и милиционеров, сумевших найти преступников и даже до суда отправить их за решетку. Но когда сотрудники правоохранительных органов узнают, что все их усилия по очищению общества сведены на нет "заявлениями о примирении", которое с удовлетворением принимает судья, им ничего не остается, как разводить руками. И уже совсем не хочется покрывать позором милиционеров, досрочно закрывающих дела. Тут уж или они сами за определенную мзду (о чем вслух без доказательств говорить нельзя) отпустят преступника, или это сделает судья.

А сколько раз "примирениями" заканчивались трагедии на дорогах, когда убийцы, беззастенчиво нарушавшие Правила дорожного движения, уходили от наказания? Им счета нет. Каждый раз звучат разговоры, что погибших не вернуть, а так родственники хоть что-то получат в порядке компенсации.

Такая у нас гуманизация с примирением. Все-таки не каждое примирение, наверное, следует сразу принимать. В каждом случае нужно разбираться, а не делать это механически, сообщая общественности после резонансных случаев, что стороны разошлись миром…