На интервью Йоханнес приехал на велосипеде и за 15 минут до начала беседы — объяснил, что не хотел, чтобы его ждали.
— Я, как только переехал в Бишкек, сразу начал ездить на велосипеде. Это удобно, полезно и время экономит. Только на меня сначала смотрели, как на сумасшедшего, и водители, и пешеходы. Сейчас к велосипедистам отношение в Бишкеке лучше, радует, что нас становится больше.
— Как вы оказались в Кыргызстане?
— Благодаря тому, что решил учиться в России, а моя подруга уезжала в Китай. Нам хотелось поддерживать отношения, на карте выбрали место между Пекином и Москвой. Как вы понимаете, этим местом оказался Кыргызстан.
Мы должны были встретиться летом 1992 года. К сожалению, этого не произошло. Недопоняли друг друга, разминулись по времени, и встреча не состоялась. Тогда не было ни интернета, ни мобильных телефонов. Она решила, что я не приеду, и не стала меня ждать. Мы оба были в Бишкеке, только в разные периоды 1992 года.
Я приехал в августе, как раз в тот день здесь произошло землетрясение, достаточно сильное. Тем летом город меня очень впечатлил, в нем была какая-то душа. Решил, что обязательно вернусь.
С момента моего первого визита в Кыргызстан прошло 10 лет, я вернулся в 2002 году. Окончательно перебрался сюда с семьей из Вены только в 2012-м. С тех пор мы живем и работаем здесь.
— Вы участвовали в проекте, который был посвящен бишкекской архитектуре. Расскажите о нем.
— Немецкие архитекторы всерьез увлеклись архитектурой Бишкека. Они проделали огромную работу, ее итогом стала книга "Архитектура Бишкека". Когда я впервые увидел этот труд, был потрясен. В нем рассказывается об истории архитектуры города, поверьте, там есть что почитать. При Союзе в Кыргызстане строилось намного больше зданий, чем сейчас. Все эти постройки не просто бетонные коробки — это история о том, какими принципами руководствовались люди 50 лет назад. В этом есть изюминка и душа. Советские здания могут рассказать так много, главное — прислушаться к их языку.
К сожалению, большинство архитектурных творений современного Кыргызстана не могут похвастать этим. Есть, конечно, симпатичные здания, но их мало. Книга была написана на немецком, сейчас мы ищем спонсоров, чтобы профинансировать перевод на другие языки и распечатать работу.
— Вы привлекали доноров в Кыргызстан, чтобы улучшить ситуацию с загрязнением воздуха. Каких успехов добились в этом проекте?
Но в те времена их было намного меньше, и, честно говоря, нас считали немного сумасшедшими. Отчасти это было правдой, ведь тогда даже карт толком не было. Например, я поехал в Турцию со страницей из атласа.
Познакомившись с Бишкеком, я полюбил его всей душой. Этот был зеленый город, который восхищал простотой и свежестью. Я как вчера помню ясное небо, горы, которые видны из любой точки города...
В мире есть несколько городов — лидеров по степени загрязнения воздуха. Например, Пекин всегда занимает лидирующие позиции. С декабря 2017-го по январь 2018 года в Бишкеке экологическая ситуация была хуже, чем в столице Китая. Экологи доказали нам это данными, полученными со специальных датчиков.
Конечно, можно сослаться на безветренную погоду, аномальные морозы, которые были в то время, только это не поможет. Нужно обратить внимание на эту проблему.
Мы сделали первый шаг — обратились к донорам, благодаря средствам, которые они выделили, скоро в городе появятся еще 50 датчиков, которые позволят отслеживать ситуацию с воздухом и, исходя из этого, принимать решения.
— Каков уровень загрязнения воздуха в Бишкеке сегодня?
— По нормам ВОЗ, среднегодовой уровень РМ2.5 должен составлять не больше 10 мкг/м³, а среднесуточный — не больше 25 мкг/м³. РМ2.5 — воздушный загрязнитель, в который входят как твердые микрочастицы, так и мельчайшие капельки жидкостей, кусочки сажи, асфальта и автомобильных покрышек, частицы минеральных солей.
А у нас бывает такое, что норма превышена, и не на пару единиц, а в несколько раз... Это может повлечь очень негативные последствия для всех живущих здесь. Следить за тем, как обстоит ситуация с воздухом, можно онлайн.
— Что будет, если все оставить, как есть, и не реагировать на проблему?
В июне прошлого года появился план мероприятий по решению экологических проблем города. Все эти меры долгосрочные, то есть сразу ничего не заработает. Каждый раз, когда я высказываюсь по теме проблем экологии, убеждаюсь, насколько важно выработать план краткосрочных чрезвычайных мер.
В пример могу привести опыт Нью-Дели. Когда там загрязнение воздуха достигает пика, власти не пропускают в город грузовики, прерывают работу заводов и фабрик. Если ситуация становится критической, в столице просто останавливается движение. Также вся уборка в городе обязательно проводится с водой.
— Кем вы работаете в Кыргызстане?
— Сейчас я занимаюсь продвижением зимнего туризма. Швейцарское правительство запустило здесь проект такой направленности. У нас несколько задач: мы хотим расширить услуги в сфере туризма и улучшить качество тех, что есть.
В Караколе и на других базах интересно только первые три дня, потом туристу становится скучно. Задача нашего НПО вместе с органами власти и частным сектором разработать план развития курортов.
— И все же почему вы решили переехать в Бишкек из Вены?
Да, Вена 10-й раз подряд попадает в топ рейтинга "Лучшие города для жизни". Пусть Бишкек находится аж на 206-м месте, но он тоже хорош. Нам нравится здесь. Можно бесконечно находить недостатки, но есть и другой выход — выделить плюсы. В 40 минутах от столицы горы, где ты можешь забыть обо всем и оказаться наедине с природой. Это очень ценно для меня, я радуюсь как ребенок каждой вылазке за город.
А еще здесь потрясающие люди, мне нравятся культура народа и его традиции.