В иссык-кульском селе Кызыл-Туу Эдвин считается почетным гостем. Несколько лет назад эквадорец обучался здесь искусству изготовления юрт. Он настолько сильно полюбил национальное жилище кыргызов, что променял автомобиль на юрту и увез ее в Эквадор.
— Как вы оказались в Кыргызстане?
— Я учился в Магнитогорске (Россия), там и встретил будущую супругу Гульнару. Мы сначала жили в России, потом переехали в Эквадор, через время приняли решение отправиться в Кыргызстан. Так я впервые оказался на родине жены.
Мы жили в Сосновке почти три года. За это время успели попутешествовать по стране, и я смог познакомиться с культурой, которая оказалась мне очень близка.
В Эквадоре тоже есть горы, но они совсем другие. От кыргызстанских пейзажей просто перехватывает дыхание. Здесь все зеленое, растут цветы, деревья, огромное количество рек и озер. На моей родине горы тоже красивые, но они все-же другие.
Ночью я просто обалдел — было такое звездное небо, какого я нигде не встречал.
— Чем вы занимались здесь?
— Я ремесленник, занимался ткачеством. Потом начал обучаться производству юрт. Это была моя мечта. На мой взгляд, это уникальное жилище, которое может позволить себе каждый. Тринадцать лет назад я сказал жене, что хочу поставить юрту в Эквадоре. Мечты имеют свойство становиться реальностью.
В 2013 году мы начали реализовывать задуманное. У меня была квартира в центре столицы Эквадора — Кито, и чтобы все получилось, как мы хотели, пришлось ее продать.
— Жена поддержала идею продать квартиру, чтобы переехать в Кыргызстан?
Это помогло мне познакомиться с прекрасными людьми, благодаря которым я мог разобраться в кыргызской культуре. На очередной ярмарке увидел настоящую юрту. Мне она так понравилась, что не мог оторвать от нее глаз, это заметил ее хозяин Бектемир. Мы подружились с ним, после я поехал в село Кызыл-Туу учиться делать юрты. Изучал все: от посадки дерева для будущего жилища до шитья ширдаков и изготовления ууков (жердь купола юрты. — Прим. ред.).
Обучение ремеслу длилось несколько месяцев. Чтобы смастерить одну юрту, нужны огромные ресурсы. Представляете, все село живет тем, что изготавливает этот товар на продажу. Каждый занимается своим делом: мужчины работают с деревом, женщины — с войлоком. Нельзя сказать, какое из направлений проще, потому что здесь важно абсолютно все. И в Кызыл-Туу это понимают.
Мне было удивительно, как меня приняли. Меня обучали, делились знаниями, не скрывая ничего. Людям было интересно, почему человек из далекого Эквадора бросил все и приехал в Кыргызстан. А ведь дело в том, что я просто кочевник (смеется).
— Когда мы были в Кызыл-Туу, жители рассказали, что вы продали машину в обмен на юрту. Это так?
— Поймите, такого сооружения нет ни в одной из соседних с Эквадором стран: ни в Колумбии, ни в Перу. Мне кажется, во всей Южной Америке о таком устройстве жилища никто не знает.
— Что общего между Кыргызстаном и Эквадором?
— Наши люди одинаково гостеприимны. Если вы придете к эквадорцу в гости, он не отпустит вас голодным. Только в Кыргызстане угощают чаем, а у нас кофе. Мы тоже очень любим иностранцев. Как и кыргызстанцы, мы люди гор. У нас тоже пользуется успехом ремесленничество.
— Что больше всего понравилось в Кыргызстане?
— Здесь есть какая-то свобода и наиболее ярко ощущается жизнь. Местным жителям это сложно осознать из-за того, что они не видели другого. Я помню, как мы куда-то ехали и остановились у огромной яблони. Ребята начали рвать плоды, а потом мы уехали. Меня это поразило, в Эквадоре такое непозволительно, а у вас каждый спокойно может сорвать яблоко, растущее на улице, и ничего ему за это не будет.
Ну и, конечно, природа, невероятной красоты пейзажи, гостеприимство и радушие, огромные семьи с бесчисленным количеством родственников. И как-то незаметно для самого себя я, человек из далекого Эквадора, стал им родным. Разве такое может не понравиться?
Но что меня поразило больше всего в Кыргызстане, так это на каждом столе эквадорские бананы! Впервые увидев их, я не поверил своим глазам (смеется).
— Почему решили уехать из Кыргызстана?
— Я кочевник, а мир такой большой! Хочется объездить как можно больше стран. Мы жили в России, потом уехали в Кито, затем оказались в Кыргызстане.
Мне хотелось показать эквадорскому народу юрту, чтобы они оценили это жилье. Юрта — это решение многих проблем. Она спасает от холода, ветра и даже от жары. И сейчас я смотрю, как она поведет себя в условиях нашего климата.
Из-за того что у нас часто идут дожди, я закрываю юрту брезентом, поэтому пока не видно красоты ее узоров, но внутри все так же красиво оформлено.
Сейчас я живу в горах в юрте. Это отличное архитектурное решение. Жена недавно была в Кыргызстане, у меня не получилось поехать, и я ей позавидовал по-хорошему.
— Чем сейчас занимаетесь в Эквадоре?
Супруга работает стилистом, она очень ценится в Кито как мастер. Всех клиентов мы принимаем как друзей.
Сейчас живем в горах в юрте, у нас есть своя земля. В Эквадоре горы имеют хозяев, каждый кусок земли здесь принадлежит кому-либо. К государственным землям относятся лишь заповедники.
Мы побывали в селе, где Эдвин обучался ремесленному мастерству. Все жители этого поселка зарабатывают на изготовлении юрт. К слову их заработок больше, чем у менеджеров столичных офисов. Обязательно почитайте об этом.