В нашу редакцию научный сотрудник университета Васеда Тэцу Акияма пришел не один. Японского гостя сопровождала правнучка Шабдан баатыра Жаныл Абдылдабек кызы.
Сорок лет назад ее отец перед смертью передал Жаныл все архивы, где говорилось о знаменитом прадеде. Тогда, в советскую эпоху, имя Шабдан баатыра лишний раз не упоминали.
— Тэцу, почему вы решили изучать Кыргызстан?
— В университете нам как-то прочли лекцию о Кыргызстане. Она надолго запала мне в душу: стало интересно, как живут люди в горной стране, ведь я с детства был неравнодушен к горам.
Позже Кыргызстан стал для меня еще интереснее. Я узнал, что тут очень чтут традиции и обычаи. Для меня, как для историка, это важно.
— Почему вы решили написать монографию именно о Шабдан баатыре?
— Для кыргызов поворотным моментом в истории стало присоединение к Российской империи. Ключевой фигурой тогда оказался Шабдан баатыр. Удивительно, но о нем сохранилось очень много записей. Я добывал сведения о нем в Бишкеке, Алматы, Нарыне, Ташкенте, Санкт-Петербурге, Москве.
Первый раз я приехал в Кыргызстан в 2002 году. Помню, долго вглядывался в портрет Шабдан баатыра, который висел в Историческом музее. Все пытался понять, какой это был человек.
— Жаныл эже, какую роль сыграл ваш прадедушка в истории Кыргызстана?
— Присоединение кыргызов к России было очень неоднозначным. Некоторые племена вошли в состав империи добровольно, другие схватились за оружие. Сначала Шабдан баатыр как истинный сын своего народа выступил против России на стороне Кокандского ханства. Однако вскоре он осознал, что Коканд — загнивающее государство. Например, в 1862 году власть за 12 месяцев сменилась шесть раз! Представляете!
По моим подсчетам, тогда кыргызов было около 200 тысяч. Действительно был риск ассимилироваться с другими народами и перестать существовать как нация. Если бы мы не вошли в состав империи мирным путем, то были бы захвачены военными.
Также был риск, что наши земли разделят между тремя странами: северная часть останется за Россией, юг — за Англией, некоторые земли отойдут Китаю. Благодаря вмешательству России раздробление удалось предотвратить.
Сейчас модно говорить, что Российская империя подавила самостоятельность кыргызов, но я с этим не согласна: в то время они еще не имели своего государства. В XVII-XVIII веках народ был под игом Кокандского ханства, также мы платили дань джунгарам и Китаю.
— Какую роль сыграл Шабдан баатыр при присоединении кыргызских племен к России?
Тэцу Акияма: Он выступил своего рода посредником между Россией и кыргызскими племенами. Шабдан баатыр — человек высокого интеллекта. Ему удавалось в непростых условиях отстаивать интересы своего народа. Это касалось и религиозного вопроса.
Жаныл Абдылдабек кызы: Изначально по праву наследования он не мог возглавить весь свой род сарыбагышей. Ему доставалось лишь колено тынай. Но в силу своей активности он стал известен на весь Кыргызстан.
Шабдан баатыр сыграл большую роль в 1875 году. Тогда кыргызы подняли восстание против кокандского хана Кудаяра. Однако в тот момент Коканд был под крылом России, и восставшим кыргызам пришлось воевать с российской армией. В битве под поселком Махрам погибло около 2 000 повстанцев.
Он поехал в Алай, чтобы убедить кыргызов не выступать против российских войск. Шабдан баатыр уже не понаслышке знал о жесткой политике генерала Скобелева, который также направил свои силы на юг.
К тому моменту алайская царица Курманджан датка уже была в плену у российских военных. Шабдан выступил посредником между ней и Скобелевым. Он сказал, что она царица Алая, и потребовал обращаться с ней подобающим образом. Ему также удалось убедить Курманджан датку прекратить сопротивление.
Сегодня националисты не приемлют никакого влияния: ни российского, ни западного, ни китайского. Как будто мы можем жить отдельно от остального мира. Не можем! Мы в любом случае должны выбирать ориентиры.
Я считаю, что тогда приоритеты были расставлены правильно. Конечно, история не терпит сослагательного наклонения, но недавно мы все видели, как сюда переселяли памирских кыргызов. Только представьте: мы могли жить на том же уровне, как они.
— Почему во времена СССР о Шабдан баатыре забыли?
Жаныл Абдылдабек кызы: Тогда были только два класса людей: бедные трудящиеся и эксплуататоры. Мой прадед относился к последним, поэтому его имя было под запретом 70 лет.
Отца репрессировали в 50-х. Однако он всегда говорил: "Придет время, и о Шабдан баатыре вспомнят". Он умер молодым, в 56 лет. Перед смертью папа успел передать мне весь семейный архив со словами: "Ты девочка, а значит, не будешь хвастаться тем, что являешься потомком такого великого человека. Твоим братьям сложнее сохранить в тайне, что они ханские потомки".
— Как считаете, какой кыргызстанец мог бы встать на одну ступеньку с Шабдан баатыром?
Тэцу Акияма: Ормон хан. Ему удалось удерживать власть над кыргызами в течение 12 лет. Он старался сохранить независимость кыргызов, правда, ему это не удалось, и он был убит в результате междоусобной войны.
— Тэцу, вы в Кыргызстане не первый раз. Какое у вас впечатление от нашей страны?
Внешне кыргызстанцы и японцы очень похожи, но менталитет различается. Даже в мелочах: у нас при приветствии кланяются, тут жмут руку. Вы очень хорошо умеете презентовать себя, в Японии же граждане чрезвычайно скромные.
— Вы ведь были и в Нарыне, верно?
— Да, я приехал туда зимой 2005 года. Не ожидал, что там так холодно! Зато люди очень порядочные. Женщина, у которой я поселился, всегда старалась мне от души помочь.
— В Японии люди работают так, что даже умирают от перенапряжения…
— Да, в Кыргызстане совсем другой темп жизни. Я тут будто отдыхаю и поэтому чувствую себя виноватым. Все-таки я трудоголик.
— Какие у вас планы на Кыргызстан?
— Сейчас я изучаю потомков Шабдан баатыра. У них очень интересная история, и эта работа также требует времени. Так что я в Кыргызстане не в последний раз.
Обязательно почитайте мнение хакасских ученых о том, что современные кыргызы не являются потомками енисейских.