Сообщество мотоциклистов существует в Кыргызстане с 2013 года. Его глава Асхат Сеитбеков и байкер Ильяс Тулеев в эфире радио Sputnik Кыргызстан признались, что за несколько лет отношение соотечественников к мотоциклистам изменилось.
— Что для вас мотоцикл?
Аскат: Мотоцикл — недешевое удовольствие. Самый страшный сон байкера, если жена узнала реальную стоимость запчастей. Все это скрывают... Я говорю ребятам, что нельзя продавать авто, чтобы купить байк. Мотоцикл — это просто хобби, а машина нужна для семьи.
— Когда в вашей жизни появился байк?
Ильяс: Это была мечта с детства. Сначала я катался на мотоцикле деда в селе, а будучи студентом, тайком от отца купил байк у соседа за 100 долларов. Старенький BMW без документов... Со временем это увлечение отошло на второй план, но после долгого перерыва я к нему вернулся.
Аскат: Мы все взрослые дети — делаем сейчас то, что не могли позволить себе раньше. Я сел на мотоцикл довольно поздно: большинство родителей в Кыргызстане вообще не поддерживают "мототему". А во взрослой жизни ты сам принимаешь решения и распоряжаешься своими финансами.
— Люди какого возраста обычно вступают в ваше мотосообщество?
Аскат: В среднем 25-30 лет. В России эта культура стала развиваться гораздо раньше, и сегодня там немало пожилых байкеров.
— А сколько среди мотоциклистов девушек?
Аскат: Достаточно много — есть женский мотоклуб "Шабаш". Причем дамы вступают в него не для показухи, они действительно уверенно чувствуют себя за рулем байка. Одна участница клуба недавно получила международный статус Iron Bat. Чтобы стать его обладателем, необходимо за сутки проехать 1 000 миль (1 609 километров. — Ред.). Кроме того, регулярная практика — один из главных этапов любого конкурса.
Многие девушки ездят даже лучше, чем парни. Они ходят на занятия и целенаправленно оттачивают навыки, а мужчины что? Некоторые байкеры пять лет за рулем, но их уровень водительского мастерства не растет...
— В чем вообще выражается этот рост?
Аскат: К примеру, есть понятие "контрруление": если ты едешь со скоростью больше 30 километров в час, чтобы повернуть направо, руль нужно толкать налево. Такие навыки надо довести до автоматизма. Мы всегда переживаем за других ребят. Когда отправляемся вместе на Иссык-Куль и заезжаем в Боомское ущелье, я наблюдаю, как они входят в повороты. Молодые байкеры смотрят на "стариков" и пытаются ехать так же, но опыта не хватает.
— Вас никто не называет сумасшедшими, узнав об экстремальном увлечении?
Кстати, в последнее время отношение к байкерам изменилось. Мы стараемся проводить культурные и благотворительные мероприятия, чтобы развеять негативный образ мотоциклиста, созданный западной киноиндустрией. Раньше в случае ДТП виноватым всегда считали байкера, люди бросались на нас кулаками. Сегодня этого нет.
— Ильяс, вы ведь недавно преодолели больше двух тысяч километров...
Ильяс: Да, это был маршрут Бишкек — Ош — Фергана — Коканд — Ташкент — Шымкент — Бишкек. Кстати, в прошлом году я проехал на мотоцикле более 30 тысяч километров.
— Путешествие по Узбекистану чем-то отличалось от поездки по родной стране?