Пасанг приехал в Кыргызстан по работе: он помогал иностранным туристам покорять пик Ленина. За короткое время поднялся на вершину два раза и остался в восторге от увиденных пейзажей.
— Каким было ваше первое впечатление о Кыргызстане?
— Бишкек — очень зеленый город. Я пробыл в столице совсем немного и толком ничего не посмотрел, но, думаю, здесь есть чем полюбоваться. Однако сам я — ребенок гор. Наша страна такая же горная, как Кыргызстан, и природа во многом похожа, только склоны еще выше. Я работаю горным гидом и открываю для себя новые государства и их жителей с высоты многотысячников. Так вышло, что мне не удалось хорошо узнать местную кухню и культуру: большую часть времени я работал с туристами в походах, а "наверху" обычно весьма однообразная пища.
— Расскажите о своей работе здесь.
— Мне предложили временную работу, так как в Непале туристический сезон приостановлен из-за дождей. В Кыргызстане я провел больше двух месяцев, работал проводником для иностранных туристов. Вместе с ними дважды поднимался на пик Ленина. Там невероятно красиво, и сложность восхождения средняя, так что подъем довольно комфортный.
— За время походов возникали опасные ситуации?
— Подъем в горы — это всегда риск, а задача гида — решать возникающие в пути проблемы. Мне повезло: были отличные группы, которые хладнокровно относились к трудностям. Мы шли по ночам с большим грузом, однажды наша лошадь упала в яму, и все вместе ее вытаскивали... Мне понравилось работать здесь — это был отличный опыт.
— А что вы можете рассказать о своей стране?
Большинство непальцев работают в туристической сфере, их называют "шерпами". Когда-то давно подножие Эвереста населяла народность под таким названием. Это были одни из первых коренных жителей Гималаев, а когда начал развиваться горный туризм, иностранцы поняли, что шерпы — отличные помощники при восхождении, незаменимые носильщики и проводники. Но в последние годы шерпами стали называть всех, кто занят в туризме.
— В Кыргызстане остро стоит проблема экологии, а в Непале, насколько я знаю, ее решили. Как это удалось при таком большом потоке туристов?
— Проблема бережного отношения к природе у нас тоже до сих пор не решена полностью. Мусорят и местные жители, и туристы. Просто специальные службы работают весьма оперативно. За чистоту в горах отвечают гиды — при необходимости они должны убирать мусор за всеми участниками похода. Причем часто приходится убирать не только за своей группой.
Сегодня много говорят и о другой проблеме — о глобальном потеплении. Еще 20 лет назад ледники были гораздо выше, чем сейчас. Боюсь, мои внуки их уже не увидят...
— Правда ли, что в горах нередко находят замерзшие тела людей?
Коллеги говорили, что больше всего тел погибших находят во французских Альпах при восхождении на Монблан. Люди гибнут и в Гималаях: за последние 25 лет тот же Эверест забрал жизни больше двух сотен альпинистов. Причинами трагедий становятся как природные катаклизмы, так и недостаточная подготовка "восхожденцев".
Работа в Кыргызстане стала моим первым зарубежным опытом. В будущем планирую получить международную лицензию горных проводников. Тогда у меня появится шанс работать в любом уголке Земли.
— Говорят, горные восхождения стоят дорого...
— Это удовольствие действительно не из дешевых. Как правило, самые большие статьи расходов — международные перелеты и снаряжение. Чтобы комфортно чувствовать себя на высоте 5-7 тысяч метров, нужны спецодежда и обувь. Такие вещи стоят дорого, но они качественные и, поверьте, прослужат вам не один год.
Цены на покорение разных вершин можно найти в интернете. В среднем восхождение на один пик стоит 2-8 тысяч долларов. Но знаете, за много лет работы я не встречал человека, который пожалел бы об этих тратах.
— Какие советы вы можете дать кыргызстанским бизнесменам, которые работают в туристическом секторе?
Ну и простая истина: если вы планируете зарабатывать на природных красотах, учтите, что придется их беречь. Экологических проблем будет еще больше, и решать их надо уже сегодня.