Во время так называемой "тюльпановой революции" в 2005 году Мелис Сатаров работал в одном из торговых домов. Он рассказал, как мародеры выносили из магазинов все, вплоть до сантехники. Спустя время некоторые из этих товаров свободно предлагались от разных людей, в том числе от сотрудников МВД.
— Расскажите о себе.
— Я родился в Бишкеке и получил высшее юридическое образование, однако по профессии ни дня не работал. В 1995 году началась моя карьера в банковской сфере. В то же время в столице был построен первый современный завод Coca-Cola, работая в котором, я получил первый опыт современных продаж и увидел зарубежную культуру трудовых взаимоотношений. Далее была карьера в различных системах продаж. До 2009 года возглавлял один из торговых домов, затем собственный бизнес, а в 2014-м на съезде меня избрали президентом Союза предпринимателей.
— В одном из интервью вы сказали, что в Кыргызстане много стартаперов, некоторые приходят с откровенно бредовыми идеями. Какая из них вас больше всего поразила?
— В основном так характеризуются проекты открытия очередного "кирпичного" завода. Видимо, не все понимают смысл слова "стартап", ошибочно полагая, что это получение денег на открытие очередного бизнеса. Однако стартап — это всегда инновации.
Поэтому мы не даем оценку идеям, а пытаемся обучить стартаперов и сопроводить до конца проекта.
— А с какими проблемами к вам обращаются члены Союза предпринимателей?
— В основном они касаются потребительского отношения власти к бизнесу. Ему подвержены почти все — от частного кабинета УЗИ до международных инвесторов. В некоторых случаях предприниматели не в силах справиться самостоятельно, тогда мы оказываем им помощь.
Например, когда несколько лет назад поменялось руководство Министерства здравоохранения, кто-то из них решил построить бизнес на частных кабинетах УЗИ в государственных больницах. Руководство провело ревизию арендных помещений в медицинских учреждениях, и через время работающим по несколько лет арендаторам пришли уведомления о расторжении договоров. Тогда они решили обратиться к нам. Однако об этом кто-то сообщил министру, и спустя несколько дней предприниматели отказались от нашей помощи.
Кроме того, в Кыргызстане не развиваются те сферы, которые могли бы приносить хороший доход государству. Например, создание майнинговых ферм. Когда кыргызстанцы начали этим заниматься, правительство вдруг превратило этих людей в преступников. Естественно, большинство из них оставили нашу страну и уехали к соседям, где их ждут и создают соответствующие условия.
Бизнес в Кыргызстане страдает и от "дырявых" границ: около 60 процентов товара поступает на наш рынок теневым путем. Мы требовали установить камеры на пунктах досмотра, потому что есть случаи, когда машины везут в кузове золото, а в документах написано, что это дрова. Естественно, недобросовестные бизнесмены платят за это гораздо меньший налог. Однако власть имущие нам предложили устанавливать камеры за свой счет из-за отсутствия средств в бюджете. Четыре года назад мы так и сделали и полностью оборудовали пост в городе Кара-Куле. Однако этим никто так и не воспользовался, контрабанда продолжала идти.
— Расскажите, внутри бизнеса в Кыргызстане бывают "войны"?
— Конечно. К сожалению, иногда они выходят за рамки предпринимательской этики, а самое страшное, что силовые структуры готовы "помочь" в разрешении этих споров. Сложность в том, что силовые структуры особо не вникают в особенности того или иного бизнеса и в принятии решений, бывает, применяют фатальные методы. По заявлению одной из сторон, особо не вдаваясь в подробности, они начинают блокировать деятельность бизнеса: арестовывают счета и имущество, сажают руководителя в СИЗО.
Вспомните ситуацию с электронными кошельками KIWI и "Мобильник". Все начиналось как обычный спор двух учредителей, который затем вылился в расследование со стороны Финансовой полиции. Это тот случай, когда из-за небольшого иска арестовали счета во всех банках и работа парализовалась. Бизнес, который выстраивается годами, легко рушится в течение месяца.
— В решении вопросов в нашей стране почти всегда присутствуют официальная и неофициальная составляющие. Это логично в ситуациях, когда закон можно интерпретировать по-разному. Поэтому да, мы сталкиваемся с неофициальными каналами, но никогда не поощряем этого. Тем более когда требуемое действие — прямая обязанность чиновника.
— Говорят, что хороший бизнесмен — это троечник. Что вы думаете по этому поводу?
— Зачастую отличники смотрят на решение задач по правилам. Однако не стоит забывать, что теория не всегда работает на практике. Троечники же привыкли импровизировать и нестандартно выходить из каких-то ситуаций — это им помогает.
— Обычно говорят, что Кыргызстан — это страна кафе, ресторанов и аптек. Почему так происходит?
— Приведу наглядный пример с бизнес-тренинга, который я посетил. Нам сказали: "Представьте, что есть город, в котором есть все возможности для ведения бизнеса. По статистике, 60 процентов предпринимателей открывают в нем пельменные. В городе нет бильярдных, хороших ресторанов... Какой бизнес вы бы открыли?".
На первый взгляд кажется, что нужно открывать те самые рестораны и места для отдыха, которых еще нет. Однако на деле выгоднее открывать пельменную, потому что есть спрос и потребительская культура. То же происходит у нас. Конечно, всегда были и будут попытки открыть новые сферы бизнеса, однако нужно понимать, что это очень тяжелый и трудный путь. Когда ты открываешь что-то до этого не известное рынку, ты должен сформировать потребительскую культуру. На это нужно много времени и средств.
— Кроме того, Кыргызстан — страна торговых центров и супермаркетов, которым сильно досталось во время революций.
Однако из остальных магазинов мародеры украли все, вплоть до лампочек. Мы долго не могли понять, как они до них добрались, ведь в некоторых торговых точках высота потолков составляла пять метров. Из одного магазина вынесли даже служебный унитаз. Понятно, что первая волна мародеров забрала дорогие вещи, затем вторая, третья… А последняя волна, видимо, уносила то, что осталось, и ломала все, что нельзя забрать. Было забавно, когда после революции нам предлагали выкупить наши товары, особенно когда это делали сотрудники МВД.
Нас спасло, что многие поставщики вошли в положение и не стали требовать денег за украденную продукцию, за это им большое спасибо. К слову, у нас были записи мародерства с камер видеонаблюдения, где были видны номера машин и лица людей. Все это мы передали в правоохранительные органы, что с ними стало, мне неизвестно.
— Прошло уже несколько лет, как думаете, вы все тогда правильно сделали?
— Думаю, да. Ставить ограждения и бронированные двери нет смысла, толпу не удержишь. Единственное, что мы могли сделать, — это получше застраховать все имущество и товары. К сожалению, рецептов от мародерства никто не придумал. Многие страны также страдают от него даже после футбольных матчей.
— Часто такие события приводят к плачевному положению дел. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы изменить положение в случае наступающего банкротства?
Думаю, что кризис-менеджеры могли бы кое-что исправить и на государственных предприятиях. Несколько таких специалистов могут за год показать результаты, которых уже никто не ждет от госуправления. Но никто из них не придет и не станет предлагать услуги самостоятельно.
— Какой совет вы бы дали начинающим бизнесменам?
— Я бы посоветовал запастись терпением и полностью посвятить жизнь бизнесу. Превращайте проблемы в задачи и решайте их. Если человек умеет поставить свою цель выше, чем какие-то неурядицы и неудачи, у него может получиться хороший бизнес.
Предлагаем прочитать материал, как бизнесмены делают абсурдные вещи.