Егор Паньшин и Илья Мисюрин — организаторы квестов в Бишкеке. Когда-то они сами были игроками, а сегодня придумывают сюжеты, от которых в восторге взрослые и дети.
— Почему вы стали заниматься организацией квестов?
Егор Паньшин: Все началось с моего участия в одной из игр международного проекта в 2006 году. Его привез сюда организатор квестов Иван Ведерников из России. Это было потрясающе! Тогда игры длились до восьми часов, а территориально охватывали всю Чуйскую и иногда даже Иссык-Кульскую области. Они требовали умственного напряжения и специального снаряжения: противогазов, защитных комплектов, жумаров (элемент снаряжения альпинистов. — Ред.), ультрафиолетовых фонарей и веревок… Я поиграл и решил сделать что-то подобное сам.
Однако через несколько лет мышление людей изменилось. Теперь в такие сложные и масштабные игры согласны играть человек 30 на весь Бишкек. Большинству хочется, чтобы все было быстро, просто и с моментальным эффектом. Пришлось перестроиться и нам.
— Почему вообще люди любят квесты?
Илья Мисюрин: Это прежде всего эмоции: человек несколько часов живет в другой вселенной. Второе — это легкий экстрим. Мы всегда предусматриваем в игре что-нибудь, чем можно пощекотать нервы: необходимость зайти в пугающее место, засунуть руку в мешок с чем-то склизким... Ну и конечно, это возможность активно провести время.
Егор: Иногда встречаем на улице корпоративных клиентов, и они благодарят нас: "Это было так здорово! Сначала мы ползли по грязи, потом взбирались на холм и бежали с дымовушкой…".
— А чем корпоративные клиенты отличаются от остальных?
Егор: На них не так сильно действует эффект озарения при выполнении интеллектуальных заданий, больше занимает развлекательная часть. А в обычные городские квесты люди играют ради того, чтобы почувствовать себя гением: "Я Шерлок Холмс, я решил!". Подобрать загадки так, чтобы они не были слишком простыми или сложными, — это определенное искусство. Если будет очень легко, клиенты скажут: "Ну что за детский сад, ерунда какая-то". Если очень сложно, и человек сначала 40 минут думает, а потом звонит нам и просит подсказку, у него портится настроение и появляется мысль: "Вот я тупой".
Зато корпоративным клиентам почти всегда можно устроить что-то вроде детского сада. Им интересно, чтобы организаторы были в костюмах, а сценарий был максимально замороченным. Например, есть задание собрать в Дубовом парке 50 шишек (а хвойных деревьев там мало) и сделать из них ослика.
— Представляю компанию взрослых мужчин, которые бегают по парку и собирают шишки для ослика…
Егор: Это задание как раз про другой мир, где ты не серьезный бизнесмен, а ребенок, который может делать абсурдные вещи. Обычно человек сопротивляется первые 5-10 минут: "Ой, что за ерунду вы предлагаете! Мне 40 лет, я генеральный директор...". А потом можно дать ему обычную шариковую ручку, сказать, что это "меч тысячи судеб", и он будет бегать с ней несколько часов и считать себя всесильным.
— Говорят, квесты раскрепощают...
Илья: Мы часто используем "агентов" — это когда загадку нужно получить у одного из организаторов, которого для начало надо найти в толпе. Например, осенью мы просили отыскать определенного человека в черной шапке, а в это время года людей с такой деталью гардероба довольно много. Участникам игры пришлось задавать прохожим вопрос из советского фильма про разведчиков: "А вы не продаете славянский шкаф?". И вот, пока игрок обойдет с этим вопросом всех людей в черных шапках, он не раз преодолеет свою застенчивость.
Сейчас модно говорить про выход из зоны комфорта. Квест — это как раз мягкий способ выйти за рамки обыденности. Хотите почувствовать себя отважным исследователем или охотником за сокровищами — приходите на квест и проведите несколько часов в параллельном мире.
Илья: ...И не бойтесь нас. Если увидите субботним вечером взбудораженную толпу, которая бежит по городу, разглядывая бордюры и сверяясь с гаджетами, это вовсе не значит, что начался какой-то митинг. Иногда приходится объяснять окружающим, что мы бежим не потому, что кого-то убили или что-то украли.
— Какое задание для квестов ваше любимое?
Егор: Одно из них мы часто используем в играх разного формата. В городе есть полузаброшенные тоннели, хотя их вычистили, там все равно довольно мерзко. В этих местах мы обычно предлагаем съесть популярную китайскую закуску — "столетнее яйцо". Чтобы приготовить такой деликатес, яйца покрывают рисовой шелухой, глиной, солью и золой, а затем выдерживают от 15 до 40 дней. За это время белок превращается в бурое желе, а желток — в черное порошкообразное вещество. Выглядит это не лучшим образом, а пахнет… Чтобы получить код, необходимо съесть такое яйцо, преодолев брезгливость.
Илья: Я люблю задания на внимательность. Скажем, в автоквесте бывает так, что пешком до следующей точки ты дойдешь быстрее, чем доедешь на машине. И вот команды, которые соображают, как проложить траекторию, добегают за семь минут, а остальные доезжают через пробки за 24 минуты.
— Чем пешеходная игра отличается от автоквеста?
Кстати, объекты со всякими хитроумными названиями — тоже одна из наших любимых уловок. Однажды я нашел организацию, название которой составляет сложную аббревиатуру — ГЭЭАНС, — и зашифровал его в игре. Когда игроки выполнили задание и увидели получившееся слово, они не могли поверить в его правильность. Однако потом кто-то все-таки догадался проверить в интернете. И вот он — эффект озарения: "Я умный, я могу!".
— А как технически готовятся квесты?
Егор: Обычно мы "привязываем" их к популярным фильмам, книгам, мемам или ключевым событиям. Потом выбираем интересные шифры: азбуку Морзе, шифр Цезаря, флажковую азбуку, решетку Кардано… Наконец, локация: это должно быть место "с изюминкой" или красивой историей. Наша основная задача в том, чтобы человек сказал: " Я сто раз ходил мимо и не знал, что можно завернуть за угол и увидеть заброшенный подземный переход".
— Сколько стоит создание квеста?
Одни взрослые мужчины любят квесты, а другие — мотоциклы. Обязательно прочитайте интервью с бишкекскими байкерами.