В пандемию этот бизнес стал очень выгоден — предприниматель из КР

Как изменится бизнес после пандемии, почему производство натуральных продуктов стало востребовано на рынке и как привлечь в бизнес инвестиции, читателям Sputnik Кыргызстан рассказал Аскар Маметжанов.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Предприниматель из Оша привлек в свой бизнес 500 тысяч долларов. Обеспечил команду в сто человек работой. Сегодня Маметжанов производит натуральные напитки, а также жидкий курут, который готовили наши прабабушки.

— Расскажите о себе.

— Я обычный житель Оша. По образованию технолог, в 1995 году открыл вместе с братом первый бизнес. Прямо на кухне мы варили пиво, тогда я еще не знал, что оно называется крафтовым. Несмотря на кустарное производство, получилось вкусно. Вскоре открыли одну из первых пивоварен Кыргызстана. Кстати, небольшое кафе, где подавали напиток, работает до сих пор.

Наша страна — идеальное место для развития бизнеса. В свое время меня заинтересовала тема компьютеризации и IT. Так, в 2007 году мы одни из первых начали продавать американские компьютеры DELL и продукцию компании Apple в Кыргызстане. Завозили айфоны, тогда они продавались с подпиской к американскому оператору, и для того, чтобы телефон работал в Кыргызстане, их пришлось "прошивать".  

Актриса из "Волка с Уолл-стрит" пришла в восторг от КР — история бизнесмена

В 2014 году мне стало интересно, почему мы тратим столько денег на напитки, произведенные за границей. У нас богатая на ресурсы страна, и мы можем производить что-то лучше и полезнее, чем газировка с сахаром. Тогда решил делать компот из сушеных фруктов. Это было вкусно и полезно, а главное — местный рынок начал понемногу двигаться. Мы закупили сырье у фермеров, наняли рабочих и запустили производство.

В итоге не прогадали. Безусловно, конкурировать на рынке с мировыми брендами непросто. Многие сомневались в успехе этого проекта, однако мы смогли не только удержаться на плаву, но и расширить производство. Список товаров, которые выпускаем, дополнился курутами, каймаком и другой продукцией. Отдельного внимания заслуживает жидкий курут, который производит компания. Это особенный напиток, в детстве такой мне делала бабушка. Чтобы бизнес стал масштабнее, привлекли инвестиции. В наш проект вложили 500 тысяч долларов!

В пандемию этот бизнес стал очень выгоден — предприниматель из КР

— Как вам удалось привлечь полмиллиона долларов?

— В Кыргызстане есть организации, которые поддерживают малый и средний бизнес, помогая им развиваться. Главное, чтобы у предпринимателя была достойная идея. Не нужно писать проект, чтобы вам дали денег. Нужно иметь бизнес или идею с хорошим потенциалом, тогда инвестиции не заставят себя долго ждать.

Моя идея заключалась в обеспечении около ста человек работой, а также в продвижении национальных идей. Например, жидкий курут — это напиток, который наши бабушки и прабабушки готовили детям и внукам. Сначала они делали сузмо, затем катали из него курутные шарики, в таком виде сырье могло храниться месяцами. И зимой, когда дети приходили домой с мороза, женщины толкли камнем твердые шарики и заливали их кипятком. Это был напиток от всех болезней!

Сколько можно зарабатывать на выброшенных бутылках — история кыргызстанца

На приготовление напитка тратилось около 30 минут. Я решил сэкономить время современным хозяйкам, все, что им необходимо, — открыть бутылку с напитком, предварительно взболтав ее.

Одним из важных конкурирующих преимуществ в конкурсе было то, что мой бизнес охватывал разные сферы. Мы закупаем молоко у фермеров по хорошей цене. Проблема в том, что раньше большинство молочников получали деньги за сдачу сырья раз в месяц. Мы же решили платить ежедневно. Затем в специальных цистернах продукция доставляется на предприятие. А там сотрудники из молока изготавливают различную продукцию, которая появляется на полках магазинов Кыргызстана и ближнего зарубежья.

В пандемию этот бизнес стал очень выгоден — предприниматель из КР

— Рынок переполнен различными напитками, лимонадами, трудно конкурировать с ними?

— Если честно, да. Так как мы делаем ставку на натуральность — а все знают, что продукты с минимальным количеством добавок хранятся меньше и быстро портятся при высокой температуре, — нам непросто.

Впрочем, мы решили эти проблемы, поработали над маркетингом. Могу сказать, что планы у нас большие, в Кыргызстане продаем свою продукцию практически во всех областях. Более того, кыргызский компот уже продается и за границей, но есть еще рынки, где было бы интересно продавать наш товар.

— Какие были самые большие провалы в бизнесе? 

— С 1995 года я занимался различными проектами — кафе, где мы варили пиво, продажа гаджетов и компьютеров и прочее. Для меня всегда была важна команда. В 2014 году дела компании шли из рук вон плохо. Все время возникали преграды, которые мешали развиваться. Так в один день я решил, что надо начать все с чистого листа.

Собрал команду, объяснял ей, что дальше так продолжаться не может. Сказал, что все сотрудники уволены, но завтра жду каждого на собеседование. Пытался донести коллегам, что они должны понять, в чем проблема, из-за чего наше дело не движется. Мне хотелось, чтобы они пересмотрели свою роль в компании, делились идеями, горели делом, как я.

За эту работу платили от $ 3 тыс — кыргызстанец о "непрестижной" специальности

Утро следующего рабочего дня началось с того, что почти никто не пришел. Люди не поняли моей идеи, некоторые даже обиделись. С командой мы работали давно, и пережить такое "расставание" было непросто. Тогда для меня открылась одна простая, но очень важная истина: работа — не просто способ зарабатывать деньги, каждый сотрудник должен понимать, что его миссия в чем-то большем.

После этого, подбирая команду, я обращал внимание не только на профессиональный уровень человека, но и на такие качества, как амбициозность, эмпатия, умение подстраиваться и желание развиваться. Деньги я тоже терял, но в сравнении с той ситуацией это были не проблемы, а временные трудности.

В пандемию этот бизнес стал очень выгоден — предприниматель из КР

— Как пандемия сказалась на вашем бизнесе?

— На какое-то время мне, как и другим предпринимателям, пришлось на время закрыть дело. За этот промежуток мы перестроили определенные процессы. Дезинфекция машин, оборудования и помещений для производства проводилась у нас и до этого. Так что нам оставалось немного — обеспечить сотрудников средствами индивидуальной защиты и закупить санитайзеры.

В Бишкеке начали возводить стеклянные дома — интервью со строителем

Мы запустились, как только это стало возможным. Я не хотел никого подвергать опасности заражения, поэтому мы строго соблюдали все правила на производстве. Некоторых сотрудников удалось перевести на удаленку. Для работников создали безопасные условия. Реальность такова, что какие бы меры по предотвращению заражения ты ни принимал, прецедента избежать не получится. Коронавирус — коварная зараза, никогда не знаешь, где ее подхватишь. Работники не живут в стенах стерильного предприятия. Они ходят на базары, встречаются с родными, ездят в общественном транспорте.

Часть моей команды, к сожалению, заразилась. Их мы отправили в оплачиваемый отпуск, чтобы не подвергать риску других. Это, безусловно, затратно, но в этом моя обязанность как работодателя.

В пандемию этот бизнес стал очень выгоден — предприниматель из КР

— Доход большинства видов бизнеса в пандемию сократился в несколько раз. Как с этим обстоят дела у вас?

— К моему удивлению, спрос на нашу продукцию вырос как в Кыргызстане, так и за границей. Экспорт увеличился на 40 процентов. Сейчас мы анализируем, с чем это связано. Вероятно, в ситуации, когда у большинства переболевших ослаблен иммунитет, натуральная продукция — первое, что разбирается с торговых полок. Компоты, жидкий курут — вся эта продукция сегодня пользуется спросом. Ситуация касается бизнеса, направленного на экологичность и пользу в условиях пандемии.

— Интересно ваше мнение как предпринимателя — как изменится бизнес после пандемии?

— Вероятно, будут пользоваться спросом товары, которые идут на пользу потребителю. Это касается экологичных продуктов. Также будет востребована ниша, направленная на обеспечение человека средствами индивидуальной защиты.

Что касается сфер туризма и ресторанного и гостиничного бизнеса — я надеюсь, что смогут возобновить работу как минимум 80 процентов из уже существующих компаний. Люди любят отдых, путешествия и вкусную еду. Предпринимателям стоит немного подождать, чтобы потом зажечь с новой силой.