17 ноября кыргызстанцам представили проект новой редакции Конституции. Его инициаторами числятся 80 депутатов Жогорку Кенеша, однако уже трое из них заявили, что не подписывали документ.
Предлагаемая Конституция меняет распределение полномочий между парламентом, правительством и президентом, вводит Народный курултай, а также предусматривает целый ряд других важный изменений. Многие из них касаются устройства судебной власти.
Sputnik Кыргызстан изучил, как изменится работа судов, если в стране примут новую редакцию Конституции.
Возвращение Конституционного суда
В новую редакцию возвращается Конституционный суд. Он вводится вместо Конституционной палаты, которая входит в состав Верховного суда (КС в него входить не будет).
Конституционная палата занимается конституционным контролем, а Конституционный суд объявляется авторами новой редакции высшим органом судебной власти по защите Основного закона.
Требования к судьям
Сейчас судьей Верховного суда может быть кыргызстанец от 40 до 70 лет с высшим юридическим образованием и стажем работы по профессии не меньше 10 лет. Предлагаемый проект ужесточает эти требования: теперь кандидат на эту должность должен иметь как минимум 15 лет в профессии, из них не меньше пяти лет — судьей.
В то же время новая редакция предъявляет к судьям Конституционного суда те же требования, что сейчас применяются к судьям Конституционной палаты ВС КР: возраст от 40 до 70 лет, юридическое образование и стаж по профессии не меньше 15 лет.
Чем отличаются полномочия суда и палаты
Конституционная палата ВС КР:
- Признает неконституционными законы и другие НПА, если они противоречат Конституции.
- Дает заключение о конституционности не вступивших в силу международных договоров, где участвует Кыргызстан.
- Дает заключение к проекту закона об изменениях в Конституцию.
У Конституционного суда более длинный список полномочий. Помимо двух последних пунктов, указанных выше, КС:
- По запросу президента, парламента и Верховного суда дает официальное толкование Конституции.
- Разрешает дела о соответствии Конституции законов и других НПА.
- Разрешает споры о компетенции между ветвями власти.
Важно! Помимо вышеперечисленного, Конституционный суд дает заключение о соблюдении установленного порядка при выдвижении обвинения против президента.
Сейчас глава государства может быть отрешен от должности на основании выдвинутого парламентом обвинения в совершении преступления. Оно должно быть подтверждено заключением генпрокурора. Авторы проекта предлагают добавить к нему еще и заключение Конституционного суда.
Как назначаются председатели судов
Сейчас судьи Верховного суда из своего состава выбирают председателя и его замов на три года. При этом один и тот же человек не может быть избран главой или замглавы ВС два срока подряд. Такая же система действует и в Конституционной палате.
Похожим образом может измениться и положение дел в местных судах. По действующей Конституции собрание судей местного суда из своего состава выбирает председателя и его заместителя на три года. При этом один и тот же человек не может быть избран два срока подряд в одном и том же суде.
По проекту новой Конституции председателей местных судов и их заместителей по представлению Совета по отбору судей назначает президент на пять лет. При этом ограничения на переизбрание не уточняются.
Увольнение судей
Сейчас при Совете судей действует дисциплинарная комиссия. Она формируется президентом, парламентом и Советом судей по одной трети состава соответственно. Если судья нарушил требования безупречности, то его освобождают от должности именно по предложению этой комиссии.
В проекте новой Конституции места для дисциплинарной комиссии не нашлось. Если судья нарушает требования безупречности, то освобождается от должности напрямую по предложению Совета судей.
Судьи ВС, проявившие себя небезупречно, могут быть досрочно освобождены от должности Жогорку Кенешем большинством не менее двух третей голосов от общего числа нардепов по представлению президента. Судей местных судов увольняет глава государства (в проекте эти нормы сохраняются).
При этом судьи ВС освобождаются от должности решением ЖК, принятым большинством от числа присутствующих депутатов, но не менее чем 50 голосами (эта норма исключена из проекта).
Временное отстранение от должности и привлечение судей к уголовной ответственности допускается с согласия дисциплинарной комиссии при Совете судей (в проекте нет дисциплинарной комиссии, поэтому в нем идет речь о прямом согласии Совета судей).
Совет по отбору судей
Как в действующем, так и в предложенном вариантах Конституции Совет по отбору судей формируется из судей и представителей гражданского общества. Однако в нынешней версии есть еще такая норма:
"Совет судей, парламентское большинство и парламентская оппозиция избирают по одной трети состава Совета по отбору судей соответственно".
Из предложенного проекта она исключена. В то же время по обсуждаемой редакции работа Совета по отбору судей, его полномочия и порядок формирования определяются не простым законом, как в действующем варианте, а конституционным.
Когда можно обращаться в конституционный орган
"Жалобы на нарушения прав и свобод граждан, применимых в конкретном деле, принимаются Конституционным судом, если исчерпаны все внутригосударственные средства судебной защиты".
Еще один важный момент
В новой редакции сказано, что если судья достигает предельного возраста, рассматривая конкретное дело, то его освобождают от должности, когда рассмотрение дела подойдет к концу и будет вынесен судебный акт.