Проект новой редакции Конституции КР вынесли на общественное обсуждение. Он предлагает усилить полномочия президента и перераспределить полномочия между президентом, парламентом и исполнительной властью.
Sputnik Кыргызстан сравнил ключевые статьи предлагаемой и действующей редакций Основного закона и выяснил, как может измениться соотношение сил между Жогорку Кенешем и главой государства, если проект примут. Отметим, что в материале речь пойдет только о статьях, которые подверглись изменениям.
Кто главный в формировании кабмина
По действующей Конституции парламент определяет структуру и почти весь состав правительства (за исключением глав комитетов, ответственных за оборону и нацбезопасность). Депутаты утверждают программу работы кабмина, а также общегосударственные программы развития страны, тоже внесенные правительством. Народные избранники принимают решение о доверии или выражении недоверия кабинету министров.
Президент же подписывает либо отклоняет заявления членов кабмина в случае добровольной отставки, также он может уволить их по просьбе премьер-министра. Если депутаты выразили вотум недоверия правительству, президент имеет право принять отставку кабмина или не согласиться с депутатами. Однако, если через три месяца ЖК не передумает, президент отправляет правительство в отставку.
И главное: в действующей Конституции, если премьер и члены правительства утверждены парламентом, а президент не подписывает указы о назначениях в течение трех дней, они автоматически считаются назначенными.
В предлагаемом проекте Конституции президент возглавляет исполнительную власть. Он назначает главу правительства, его заместителей, министров и глав госкомитетов с согласия парламента, а также принимает прошения и решения об их отставке. По собственной инициативе или по предложению Народного курултая президент увольняет министров и глав госкомитетов.
Кого еще сможет назначать президент, если проект примут
По новой редакции президент, а не премьер-министр, сможет назначать и увольнять глав иных органов исполнительной власти и глав местных госадминистраций. Он же "формирует администрацию президента". В действующей же редакции президент "определяет структуру своего аппарата, утверждает его положение и назначает руководителя".
В предлагаемой версии Основного закона президент не только возглавляет, но и образует Совет безопасности, а также формирует Службу государственной охраны и Национальную гвардию. Последние две структуры не упомянуты в Конституции, СГО входит в состав ГКНБ.
Кто может вносить законы
Сейчас: право законодательной инициативы есть у 10 тысяч избирателей, депутата ЖК и правительства.
Предлагается: также наделить этим правом президента, заменить кабмин на главу правительства, а также предоставить возможность вносить законы Конституционному и Верховному судам, но только по вопросам их ведения.
Кто назначает референдум
Сейчас: Закон о внесении изменений в Конституцию может быть принят референдумом, назначаемым Жогорку Кенешем. Изменения в положения ключевых разделов Основного закона могут приниматься парламентом по предложению большинства от общего числа депутатов ЖК либо по инициативе не менее 300 тысяч избирателей.
Кто будет и. о. президента
Сейчас: если президент досрочно покинул пост, то его полномочия до избрания нового главы государства исполняет спикер Жогорку Кенеша. В случае невозможности такого варианта полномочия и. о. президента переходят к премьер-министру или лицу, которое исполняет его обязанности.
Та же статья обязывала избрать нового главу государства в течение трех месяцев и запрещала и. о. президента назначать досрочные парламентские выборы, отправлять кабмин в отставку и участвовать в досрочных выборах.
Предлагается: если президент досрочно покидает пост, то его полномочия переходят не спикеру ЖК, а главе правительства. В случае невозможности такого варианта обязанности президента будет исполнять торага.
Иначе говоря, глава кабмина и спикер поменялись местами в пользу первого, а пункт о сроках досрочных выборов и об ограничениях для и. о. президента исключили.
Отрешение президента от должности
Сейчас: президент может быть отрешен от должности на основании выдвинутого парламентом обвинения в совершении преступления. Оно должно быть подтверждено заключением генпрокурора, по которому в действиях президента есть признаки преступления.
Предлагается: помимо заключения генпрокурора, для отрешения президента необходимо еще и заключение Конституционного суда, что соблюдался установленный порядок выдвижения обвинения.
Как долго могут работать президент и депутаты
Сейчас: президент избирается на один срок в шесть лет. Жогорку Кенеш состоит из 120 депутатов, избираемых на пять лет по пропорциональной системе.
Предлагается: один и тот же человек сможет возглавлять Кыргызстан два срока по пять лет. Жогорку Кенеш состоит из 90 депутатов, избираемых на пять лет.
Законодательные нюансы
Сейчас: если при повторном рассмотрении конституционный закон или закон одобрят в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа нардепов, такой закон подлежит подписанию президентом в течение 14 дней. Если глава государства не подпишет его в срок, то не позднее десяти дней он подписывается спикером ЖК.
Конституционный закон, закон об изменении госграницы считается одобренным Жогорку Кенешем в ранее принятой редакции, если при повторном рассмотрении за него проголосовало не менее трех четвертых депутатов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.
Согласование действий с премьером
Отметим, что в предлагаемой редакции Конституции нет должности премьер-министра, вместо него — глава правительства. По новому проекту президенту больше не надо согласовывать с главой правительства подписание международных договоров и назначение глав диппредставительств КР.
Иные полномочия
Важный момент: по нынешнему варианту Основного закона как Жогорку Кенеш, так и президент исполняют "иные полномочия, предусмотренные Конституцией". В проекте предлагается расширить этот пункт до иных полномочий, предусмотренных не только Конституцией, но и законами КР.
Что еще из нового о президенте
Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, принимает меры по охране суверенитета и территориальной целостности КР, обеспечивает единство и преемственность государственной власти, согласованную работу госорганов, их ответственность перед народом.
Какие "парламентские" статьи хотят исключить:
- заместители спикера ЖК избираются в количестве и порядке, обеспечивающих их избрание из числа депутатов, входящих в состав парламентской оппозиции;
- утрата коалицией фракций статуса парламентского большинства влечет необходимость подтверждения полномочий спикера большинством голосов от общего числа депутатов;
- решение о выходе из коалиции фракций парламентского большинства принимается фракцией не менее чем двумя третями от общего числа депутатов фракции. Решение фракции оформляется ее постановлением и подписывается каждым членом фракции, проголосовавшим за выход;
- председателями комитетов по вопросам бюджета и правопорядка должны быть представители парламентской оппозиции;
- решения ЖК оформляются постановлениями;
- досрочные парламентские выборы должны быть проведены не позднее 45 дней со дня их назначения;
- запрещается принимать конституционный закон, закон об изменении госграницы во время чрезвычайного и военного положения;
- по результатам выборов партия может получить не более 65 депутатских мандатов;
- депутат не связан императивным мандатом. Отзыв парламентария не допускается;
- депутат ЖК может быть назначен на должность премьер-министра или первого вице-премьер-министра с сохранением депутатского мандата и права голосования на пленарных заседаниях.