Наряду с пандемией коронавируса и экономическим кризисом с наступлением холодов в Бишкеке остро встает проблема смога. По данным сайта iqair.com, столица периодически выходит в лидеры рейтинга самых загрязненных городов мира, а воздух в ней оценивается как "опасный".
Экологическая проблема Бишкека и его окрестностей тревожит не только кыргызстанцев — на смог обратили внимание и международные СМИ. Так, грязный воздух в столице стал главной темой репортажа немецкого телеканала Deutsche Welle. В нем прозвучало мнение, что в столице Кыргызстана пора вводить режим экологической чрезвычайной ситуации. С этой же инициативой ранее выступили некоторые пользователи соцсетей.
Исполняющий обязанности мэра Бишкека Балбак Тулобаев прокомментировал инициативу введения в городе экологической ЧС.
"Первая причина смога — ТЭЦ. Вторая причина — новостройки, которые жгут уголь с Кара-Кече. Давайте реально посмотрим на вещи: как я сейчас "остановлю" смог? Просят ввести чрезвычайную ситуацию, но я не могу закрыть ТЭЦ и просить жителей новостроек не отапливать дома углем с Кара-Кече — они умрут от холода", — сказал Тулобаев.
Он добавил, что для решения проблемы необходимо срочно перевести ТЭЦ на газовое отопление и запретить использование кара-кечинского угля.
Какими бывают ЧС экологического характера?
Как отмечается в документе, режим ЧС в Кыргызстане в зависимости от количества пострадавших, нарушения жизнедеятельности граждан и экономического ущерба имеет шесть степеней (объектный, местный, районный, областной (включая Бишкек и Ош), республиканский и трансграничный).
В постановлении нет четких критериев введения ЧС из-за смога, однако отмечается, что "чрезвычайная ситуация относится к той или иной категории, если соответствует ей хотя бы по одному из показателей". К нынешнему положению в Бишкеке ближе всего ЧС экологического характера по причине "изменения состава и свойств атмосферы" (превышение предельно допустимых концентраций вредных примесей в атмосфере в 50 и более раз).
Кто занимается ликвидацией последствий ЧС?
За это отвечает руководитель местности, где произошла чрезвычайная ситуация. Он устанавливает границы зоны ЧС, порядок проведения аварийно-спасательных работ, а также в случае необходимости организовывает эвакуацию населения в безопасные районы. Решения руководителя работ по ликвидации последствий ЧС обязательны для всех граждан и организаций, которые находятся в зоне чрезвычайной ситуации (если это не противоречит законодательству). Решения по другим неотложным работам принимаются соответствующими госорганами в зависимости от ситуации.
Что говорят специалисты?
Чтобы узнать, есть ли необходимость введения режима чрезвычайной ситуации в Бишкеке из-за смога, мы поговорили с экологом Калией Молдогазиевой. Она рассказала, что поддерживает инициативу, так как воздух в Бишкеке сильно загрязнен.
"Правительство в связи с нынешней ситуацией должно определить ограничения. К примеру, необходимо запретить горожанам часто выходить на улицу. Во время ЧС ограничивается движение автотранспорта, а в режим работы предприятий вносятся изменения. К заведениям, которые загрязняют воздух вредными веществами, должны быть применены самые строгие меры", — сказала Молдогазиева.
Специалист также считает, что на ситуацию со смогом в Бишкеке влияют не только выбросы ТЭЦ и автомобильные выхлопы.
Кроме этого, эколог отметила, что недавно построенные многоэтажные дома частично перекрыли воздушные коридоры, которые проветривали Бишкек. По ее словам, возможно, смог образуется над городом из-за этого.
В заключение Молдогазиева добавила, что смог не только негативно влияет на здоровье людей, но и вредит растениям, животным, а также почве.
Начальник пресс-службы МЧС Эльмира Шерипова сказала, что решение о введении любого режима ЧС принимается комиссионно.
"Законодательно предусмотрены все виды классификации ЧС, также указаны характеристики проявления и критерии их оценки. Однако вопрос, подпадает ли смог под эти критерии, должны рассмотреть специалисты. Исходя из их заключений решение по введению режима ЧС принимается комиссионно. У МЧС нет таких полномочий", — сказала Шерипова.
Как борются со смогом в других странах?
Грязный воздух в столице Индии — большая проблема. Строительная пыль, выхлопы автотранспорта, выбросы промышленности — основные причины загрязнения воздуха в Нью-Дели. Также на качество воздуха влияют тысячи фермеров, которые массово поджигают поля в конце сезона, чтобы подготовить ее для следующих посадок.
В прошлом году ситуацию усугубил национальный праздник огней Дивали. Массовые взрывы петард и фейерверков вынудили власти столицы Индии ввести режим ЧС в ноябре 2019 года. Загрязнение воздуха в Нью-Дели за несколько дней достигло опасного уровня, город окутал токсичный смог.
В некоторых районах столицы датчики загрязнения воздуха показывали 999 мкг/м3, потому что четырехзначной шкалы у них нет. А безопасным, по данным ВОЗ, считается уровень 25 мкг/м3. Вследствие этого школы были закрыты на две недели, а рейсы в аэропорту Нью-Дели отменены из-за плохой видимости.
А в Китае ухудшающаяся экологическая ситуация ежегодно уносит жизни миллионов людей. Столицу Поднебесной часто окутывает мощный смог, вызванный выхлопными газами автомобилей и выбросами промышленных предприятий. В связи с этим власти Пекина на постоянной основе вводят ограничительные меры.
В 2013 году в столице Китая был принят план экстренного реагирования на сильное загрязнение воздуха. Он регламентирует действия городских служб и предприятий в соответствии с четырьмя уровнями экологической тревоги (синий, желтый, оранжевый и красный). Позже власти города в борьбе со смогом постановили ужесточить нормы автомобильных выхлопов, обязали транспортные средства регулярно проходить проверку, а нарушителей нормативов штрафовать до 5 тысяч юаней (764 доллара) и даже лишать водительских прав.
В Пекине также поощряется перевод транспортных средств на новые виды энергии. Так, большинство автобусов муниципального транспортного парка уже имеют электродвигатели, немало и работающих на газе. Пекинцам, приобретающим электромобили, предоставляются значительные льготы, в том числе в оформлении номерных знаков.