Вскоре в крупных магазинах Бишкека появились необычные носки с интересными принтами: "Досум-абрикосум", "Жаным-баклажаным" и Aygen. Корреспондент Sputnik Кыргызстан поговорила с предпринимательницей и узнала, как она запустила необычный бизнес.
— Вы много лет занимали руководящую должность в международной компании, почему уволились?
— Когда я устраивалась туда, мне было всего 25 лет. Брать меня на работу не хотели по нескольким причинам: я была слишком молода, не замужем и без детей. Для работодателя это значило, что в любой момент я могу выйти замуж, а затем в декрет.
Во всем остальном я подходила на должность, и меня взяли с испытательным сроком. Фирма занималась продажей пакетированного кофе, достаточно быстро мне удалось вывести наш продукт в лидеры на рынке. Руководство было довольно, а я рада, что успешно прошла испытательный срок.
Вскоре вышла замуж и забеременела, это, кстати, никак не сказалось на рабочих процессах. Руководство из Сингапура даже не догадывалось, что я в положении. Когда была на седьмом месяце, узнала, что в Бишкек приедет генеральный директор компании. Я должна была сопровождать шефа в Кыргызстане, знакомить его с партнерами.
Ночью перед его приездом написала заявление об увольнении. Мне важно было выполнить все задачи, которые ставили для меня на испытательном сроке, но в тот момент думала, что могу подвести команду. В письме объяснила, что через пару месяцев предстоят роды, сказала, что не хочу подводить коллег. Сообщение от руководителя пришло через пару часов. Меня поздравили с беременностью и попросили не увольняться, потому что за короткий срок я сделала для компании много и нужна ей.
Встретила президента компании в аэропорту, мы не были лично знакомы до этого. Подарок, который приготовил для меня руководитель, был неожиданным — он привез мне галстук! Шеф, учитывая высокие показатели продаж, думал, что в Кыргызстане компанией руководит мужчина (смеется). Он был немного смущен, когда понял, что все это сделала я — молодая, да еще и беременная девушка!
За 12 лет работы в компании я родила троих детей, на работе материнство никак не отражалось, мы по-прежнему оставались первыми на рынке. В какой-то момент поняла, что хочу развития. К тому же ждала четвертого ребенка, хотела уделять больше времени семье. После того как ушла из компании, несколько организаций предложили работать на них, обещали хорошую зарплату в 5 тысяч долларов и другие приятности.
— Мне хотелось другого — мечтала открыть свое дело. У мужа был бизнес — из-за границы он привозил в Кыргызстан чулочно-носочные изделия. Но все было в строгих серо-черных оттенках, а мне хотелось разнообразить эти детали в гардеробе у наших людей.
Два года назад я уговорила супруга рискнуть, и мы привезли цветные носки из Кореи. Продажи были не очень активными, обратной связи от покупателей не было. Параллельно готовились к запуску собственного производства носков. Опыт цветными изделиями из Кореи показал, что наша продукция должна быть не просто разноцветной, а цеплять покупателей за живое. Просто носки хорошего качества не вызывают интереса у потребителя, наш продукт должен отличаться.
Создать дизайн носков, который бы понравился кыргызстанцам, было задачей номер один. Я мечтала, чтобы человек, надевший нашу продукцию, стал чуточку счастливее. Первый принт скопировали с пакета Aygen. Через неделю после того, как носки появились на рынке, начали получать отзывы. Людям так понравилось! Стали экспериментировать, выпустили носки "Даканса", "Досум-абрикосум". Наши носки стали отражением новостной повестки, и люди это приняли и полюбили. Многие в соцсетях писали, почему нет носков с принтом "Ватять", потом сделали и такие.
— Насколько сложно производить носки?
— Мы с мужем взяли кредит, заложив квартиру. В Корее закупились оборудованием и материалами для производства. Многие спрашивают, почему именно в Корее, а не в Китае. Дело в том, что корейские носки считаются лучшими в мире, поэтому работать лучше с их техникой и материалами.
В начале пути было нелегко: нехватка кадров, отсутствие качественной пряжи на рынке. Когда мы установили оборудование, пригласили партнеров из Кореи, чтобы они обучили наших людей. Это было необходимо, чтобы сотрудники поняли, как работать с техникой.
Многие ошибочно считали, что носки крашеные. Чтобы добиться хорошего качества изделия, мы используем цветную пряжу. Машинка комбинирует материал, чтобы получился принт.
— Как ваши близкие отреагировали на то, что вы отказались от хорошей зарплаты, взяли кредит, заложив квартиру?
— Я и мой муж из самых обычных семей, у нас нет богатых родителей, которые бы помогали нам. Бизнес нужно было развивать, и нам обоим этого хотелось, поэтому мы рискнули. Конечно, родные были не в восторге, мы ведь могли работать на кого-то и неплохо зарабатывать. Но нами двигала вера, на кон было поставлено все, что мы заработали за много лет.
— А были негативные отзывы, может, кто-то критиковал продукцию?
— Есть люди, которые предпочитают консервативные носки, но они нас не критикуют, а просто покупают черные или серые. Для них мы вскоре начнем производить изделия в классическом дизайне.
Однажды носки попали к и. о. мэра Бишкека Балбаку Тулобаеву. Люди подумали, что это был рекламный пост, но это совсем не так. Ему просто понравились носки, и он поделился фотографией. Тулобаев решил поддержать отечественного производителя.
— Сейчас в нашей команде работают 10 человек и несколько ребят на удаленке. Нам бы очень хотелось расшириться и собрать всех в одном офисе, но пока финансы не позволяют этого.
Хотим завоевать рынок Кыргызстана и, возможно, когда увеличим обороты производства, будем продавать носки "made in KG" и за границу.