Почему полюбившийся многим сериал может вызвать недовольство у мужчин, как удалось расположить к себе зрителя и за что он благодарен родителям, режиссер рассказал в беседе с корреспондентом Sputnik.kg.
— Вы помните переломное для отечественного кинематографа время, когда кинотеатры пустовали?
— Это хорошая тенденция, и я считаю, что вы тоже вносите в нее свой вклад. Как получилось найти общий язык со зрителем, ведь сегодня он избалован разнообразием бесплатного контента в Сети?
— Вот именно, разного видеоматериала в Сети много, но нет качественного контента на кыргызском языке. Есть, например, легкие, ни к чему не обязывающие комедии, а человек после просмотра фильмов даже такого жанра должен уметь думать, у него должна произойти переоценка ценностей. В каждой ленте должны присутствовать идея, посыл.
— А какой посыл несет сериал "Кошунаны тандабайт"?
— Приходилось ли выслушивать нарекания в свой адрес от мужчин, недовольных сюжетом?
— Только однажды. Сидели с друзьями в кафе, и когда пришло время рассчитываться, подошел официант. Сначала поблагодарил за сериал, а потом предъявил: "Не все же такие, как мужчины в сериале, есть и нормальные парни, зачем выставлять это в негативном свете?". У нас, кыргызов, к сожалению, есть такое качество — мы не любим критику ни в каком виде. Считаю, что нужно работать над тем, как правильно, а главное, с пользой воспринимать любую оценку поступков, особенно мужских.
— А как вы сами относитесь к критике, например, режиссеров старой закалки? Они всегда найдут, что сказать молодым коллегам.
— К сожалению, мне не приходилось сталкиваться с такими режиссерами лично, но к советам актеров старшего поколения я прислушиваюсь. Более того, я с ними работаю, снимаю их в кино и к каким-то замечаниям по недоработкам, может, в силу возраста или другого видения ситуации, отношусь адекватно.
— Мне кажется, актеры, ранее снимавшиеся в легендарных отечественных фильмах, болезненно относятся к сериалам, ностальгируют по прошлому, им может казаться, что сейчас все не то и не так. Бывает так, что отказываются сниматься?
— Да, когда мы только начинали снимать проекты, скетч-шоу, были актеры, которые отказывались, с их стороны чувствовалось недоверие к моему режиссерскому опыту. Они не говорили об этом вслух, но я все понимал. Чтобы пригласить на съемки народного артиста, я прежде должен был завоевать авторитет. Сейчас все хорошо. Думаю, несколько проектов, которыми наша команда может гордиться, сделали свое дело. В нас стали верить.
— Вы можете завлечь актеров хорошими гонорарами? Раньше, насколько мне известно, был такой кризис, что снимались даже бесплатно.
— Сейчас бесплатно никто уже не снимается. Перед съемками с каждым актером мы обговариваем гонорар. Стараемся платить хорошо, выписываем премии, но мне все равно кажется, что этого мало. Если сравнивать с Казахстаном, то у нас, конечно же, маленькие гонорары. С соседями разница во многом, как небо и земля. Например, только в Алматы около 60 кинотеатров, а у нас по всему Кыргызстану не больше десяти. Представляете размах работы у казахов!
— Часто во многих фильмах играют одни и те же актеры. Есть желание открывать новые лица?
— К сожалению, на карантине заморозилось много проектов, в которых я планировал участие новых лиц, не известных зрителям. Писали мы сценарий сериала про женщин — тоже пылится на верхней полке. Я немного депрессовал из-за этого, потому что уже представлял, как все будет выглядеть, мечтал, и вдруг срыв, это очень больно. Начал восстанавливаться только тогда, когда другие проекты, находящиеся на стадии реализации, стали находить отклик в сердцах зрителей. С другой стороны, актеры, которые часто мелькают в кино, долго ждали своего часа, пережили тот самый застой, о котором вы говорили. Сейчас наступило их время, они еще полны сил, харизмы и энтузиазма, им нужно успеть реализоваться в полной мере.
— Ваши фильмы смотрят дети, они получают от этого пользу?
— А у вас есть такие фильмы с кодами? Какая кинокартина отечественного производства особенно впечатлила?
— "Белгисиз маршрут" Темира Бирназарова. Смотрел в юности, потом в более осознанном возрасте. Еще был впечатлен фильмом Эрнеста Абдыжапарова "Айыл окмоту". А вообще, трагикомедия — это такой жанр, который, как американские горки, переворачивает сознание, это когда и плачешь, и смеешься. У меня есть цель устраивать такие же "горки" во всех своих проектах. Сейчас я, возможно, еще молод, и где-то мне не хватает опыта, бывает, что не получается рассмешить, а иногда, напротив, заставить сопереживать герою.
— Фильмы, которые создаются в Кыргызстане, могут быть прибыльными?
— Это как лотерея. Мало фильм снять, его нужно выгодно преподнести, то есть предугадать время, сезон, настроение людей и даже политическую обстановку в стране. Мы отдаем ленту в кинотеатр, и тут начинается самый настоящий квест — следим за кассовыми сборами, погодой, новостями в стране, переживаем, как бы что не помешало людям пойти в кинотеатр. Находимся, одним словом, в постоянном тонусе. Если бы не было прибыли, люди перестали бы снимать. Если работают, значит, есть что заработать. С недавних пор мы стали работать и на интернет-площадках, потихоньку осваиваемся, чувствуем, что так легче нащупать зону комфорта.
— Все, что зритель видит на экране — игру актеров, музыку, покраску, — все это видение режиссера. Продюсеры выполняют важную работу, но пожинают лавры в денежном эквиваленте (кстати, они забирают основную часть денег), а сценаристы всегда получают больше, чем актеры. Режиссер же успешен, если проект удачный, а если нет, то его и закидывают камнями.
— У каждого актера есть роль мечты, а у вас, как режиссера, есть фильм, который мечтаете снять?
— Да, и это фильм для конкурсного фестиваля. Сейчас я трезво оцениваю ситуацию и понимаю, что акцент мы делаем больше на коммерческие проекты, но каждый из них я воспринимаю как прелюдию к чему-то грандиозному. Еще хочу снять фильм для отца, именно такой, который соответствовал бы его ожиданиям. Он у меня заядлый киноман, поклонник многобюджетных и остросюжетных блокбастеров. Отец, наверное, один из немногих, кто до сих пор смотрит фильмы с дисков и кассет. Я признателен ему за то, что он смог привить мне любовь к кино.
— Значит, родители поддерживают ваше творчество?
— Конечно. Мы с ними иногда вспоминаем периоды нашей нелегкой жизни, когда я был ребенком. Папа работал на заводе, мама по профессии фармацевт, часто оставалась без работы и просто домохозяйничала. Помню моменты, когда на столе не было сахара, но родители никогда не унывали. В доме всегда царила уютная, теплая атмосфера. Я был творческим ребенком, много рисовал, писал, сочинял, они, как могли, поддерживали меня.
Но потом, несмотря на творческие способности, я поступил почему-то в технический вуз. Если честно, не очень хотел там учиться, но нужно было получить диплом, чтобы обрадовать родителей. Однако есть один важный момент — будучи студентом именно этого учебного заведения, я стал играть в КВН, научился писать сценарии, инсценировать, снимать, познакомился с нужными людьми, набрался опыта, знаний и осознал, что у меня есть дело, которым буду заниматься, возможно, всю жизнь. Так что все, что ни делается, к лучшему!