Султанбек Дикамбаев посвятил почти всю свою жизнь кинематографу. Впервые он встал перед камерой в 7 лет, участвовал в съемках более 50 фильмов, путешествовал по миру и до сих пор занимается любимым делом. В 61 год мужчина продолжает выполнять опасные трюки наравне с молодежью.
Корреспондент Sputnik побеседовал с президентом Гильдии каскадеров Кыргызстана о творчестве, профессии каскадера и об отечественном кино.
— Как вы стали каскадером?
— Когда мне было семь лет, я поехал в лагерь на Иссык-Куле. Киношники искали там ребят для съемок и выбрали меня. Моя первая роль была очень простой — я вел под руку девочку своего возраста, а потом скакал на лошади по берегу озера. Помню, что очень стеснялся...
— Вы в профессии уже более сорока лет. А возникало желание все бросить и заняться другим делом?
— У меня было много возможностей сменить профессию. Например, в 1990-х пришлось очень трудно, многие кинематографисты остались без работы, ушли из профессии. Но были и те, кто закладывал машины и дома, чтобы снимать кино.
Если любишь свою работу, чувствуешь в себе силы, зачем все менять? Я сейчас востребован не только в Кыргызстане, но и за рубежом. Работал в десятках стран и продолжаю работать. Скоро опять поеду в Россию — пригласили на съемки нового фильма. К тому же надо передавать опыт молодым, поэтому уходить никуда не собираюсь.
— Вы исполнили сложнейший трюк — прыжок на лошади с 27-метровой высоты...
— Это было на реке Вахш в Таджикистане. Если честно, мы тогда не измеряли высоту, по-моему, там было даже 35-37 метров. Я готовил лошадь к этому трюку задолго до прыжка. Многие думают, что, если лошадь пришпорить, она сама прыгнет туда, куда ее направишь. На самом деле это не так. Неподготовленный конь может резко остановиться на полном скаку, и тогда ты сам упадешь.
В 2013 году я повторил трюк на съемках фильма "Курманджан датка" — вместе с конем прыгнул с 22-метровой высоты. Молодые ребята хотели прыгать сами, но я не позволил. Здесь нужна серьезная подготовка, иначе можно стать инвалидом.
— У вас было много травм?
— В молодости все кажется игрой и по глупости часто не используешь средства защиты. В 25 лет я получил серьезный перелом ноги на съемках в Таджикистане. В Марокко во время выполнения одного трюка лошадь сильно лягнула меня в локоть — кость сломалась и вылезла через кожу. Хорошо, что это был последний день проекта, и мы после нескольких дней отдыха должны были вернуться в Кыргызстан. Операцию провели там же.
Кстати, чтобы снизить травмоопасность, мы часто используем в работе самодельные приспособления. Например, в Казахстане я прыгал со взлетающего самолета. Одежда превратилась в клочья, а надетый под нее гидрокостюм уцелел.
— Как относятся к вашей работе близкие?
— Они давно привыкли. Супруга знала обо всем еще до того, как вышла за меня замуж, а дети росли, воспринимая мою профессию как должное. Конечно, такая работа без травм не обходится, но ведь и спортсмены получают травмы. Тут не угадаешь... Главное — тщательно подготовиться к трюку и все продумать заранее.
— Что самое сложное в этой работе?
— Не трюки (смеется). Недавно из Китая поступило предложение поучаствовать в съемках фильма, но я полгода не мог получить визу. Честно скажу — измучился. Было бы неплохо, если бы государство оказало нам поддержку в этом вопросе, выдав служебные паспорта, ведь мы много работаем за границей.
— Вы сотрудничаете с коллегами из разных стран. Что можете сказать об их подготовке?
— В Узбекистане и Таджикистане каскадеров очень мало. Сегодня мы часто работаем с россиянами, вот у них хватает высококлассных профи. Кыргызстанские и казахстанские специалисты известны всему миру благодаря трюкам на лошадях. В этом деле мы пока впереди многих.
Российские кинематографисты часто спрашивают, можно ли провести съемки в Кыргызстане: им нравятся наша природа, разные виды ландшафта. Но, к сожалению, в сфере организации съемок мы сильно отстаем от тех же Казахстана и России. Если бы развивали соответствующую инфраструктуру, в съемках могли бы участвовать десятки и даже сотни местных жителей, при этом можно было бы продавать кинематографистам отечественную продукцию и неплохо зарабатывать.
— Что для этого нужно?
— Однажды к нам приехал актер мирового уровня, а из-за отсутствия на Иссык-Куле соответствующей этому уровню гостиницы приходилось каждый вечер возить его в Бишкек и утром доставлять на съемочную площадку. Вывод — нужны отели, хорошая техника, специалисты...
Благодаря таким съемкам о Кыргызстане начали бы узнавать во всем мире, и это стало бы толчком для развития туристической отрасли. Да и уровень наших кинематографистов значительно вырос бы благодаря работе с известными режиссерами и продюсерами.