Стасу Ниалаву 24 года. Днем он обычный офисный сотрудник, а по вечерам превращается в лидера мнений для сотен тысяч футбольных фанатов. Впрочем, YouTube несколько раз рушил все, чего достигал кыргызстанец. Недавно он создал очередной канал, который только набирает подписчиков.
Стас категорически отказался фотографироваться. Заявил, что ему "страшно стать популярным в маленьком городе". А вот свою историю молодой человек поведал без утайки.
— Я родом из обычной семьи. Когда мне исполнилось шесть лет, мы с родителями перебрались из Сокулука в Бишкек. Как и все, я отучился в школе, и только потом в моей жизни началось самое интересное.
— Вы с детства увлекались футболом?
Впоследствии мне захотелось, чтобы меня услышали люди. В 2015 году я решил открыть свой YouTube-канал и выкладывать видео про футбол. Начал делать обзоры про свой любимый "Реал Мадрид". К примеру, сделал нарезку лучших моментов в его противостоянии с "Барселоной".
— И что, сразу образовалась армия поклонников?
— Видео быстро становились популярными, некоторые набирали до миллиона просмотров. За год у меня появилось 20 тысяч подписчиков.
— Когда вы начали размещать рекламу на своем канале?
— С 20 тысяч и начал. Ко мне стали обращаться крупные букмекерские компании, было много предложений практически от всех, кто известен на рынке.
— А много денег предлагали?
— Обычно автор канала сам должен назвать желаемую сумму. По сравнению с остальными я просил самую низкую цену. Ставка примерно такова: если у человека 100 тысяч подписчиков, он может просить за 20-секундную рекламу от 100 долларов. Может быть и 500-600... Я зарабатывал около 1 000 долларов в месяц — все зависело от того, сколько видео выпускал. Занимался этим после основной работы в офисе.
— Да, но нужно подключить монетизацию или работать по партнерской программе. Просто так никто ничего платить не будет. Впрочем, суммы бывают очень разными: например, за видео с миллионом просмотров я получил чуть больше 100 долларов. Это мелочь по сравнению с тем, что готовы платить рекламодатели.
— Как вы успеваете совмещать работу в офисе и создание видеороликов?
— О, сейчас я вам расскажу про жизнь футбольного ютубера. Ты приходишь вечером с работы, умываешься и ложишься спать, чтобы проснуться в два часа ночи — именно в это время начинаются большинство важных матчей. После просмотра надо немного поспать и утром пойти на работу. Вечером записываешь видео, монтируешь его и выгружаешь в Сеть. На следующий день удается отоспаться, а потом опять все по новой.
— YouTube не единожды блокировал ваш канал. Почему это произошло в последний раз?
— Мне пришло предупреждение за нарушение авторских прав. Проблема была в том, что я использовал видео матчей. Вообще-то по правилам YouTube можно использовать такие записи, если ты их не воруешь, а цитируешь, — именно так я и делал. Проблема в том, что это невозможно объяснить администратору YouTube. Это очень закрытая площадка, там нет прямого общения, и твои доводы никого не волнуют.
Причина блокировки крылась в рекламодателях, которые платили мне за упоминание их бренда. Вы знаете, кто спонсирует футбол во всем мире? Букмекерские компании! Именно они поддерживали все футбольные каналы в интернете. Недавно были заблокированы большинство подобных каналов на YouTube, в том числе мой. Наиболее крупные быстро разблокировали, потому что у авторов есть связи в администрации сервиса. Просто нужно было заплатить определенным людям какой-то неофициальный штраф — например, у меня попросили 150 тысяч рублей. Я отказался, и мою проблему даже не стали рассматривать.
— Но вы ведь не отказались от этой затеи и создали еще один канал?
— Первое время мне ничего не хотелось, было обидно. С другой стороны, каждый день в Сеть заливают миллионы видео — ну кто захочет разбирать чью-то конкретную проблему? К лету я собрался с силами и стал развивать новый канал, сейчас там уже 23 тысячи подписчиков.
— Легко ли раз за разом набирать подписчиков?
— Раньше я думала, что в Faceebook сидят злые люди. Потом стала читать комментарии в Instagram и поняла, что там аудитория гораздо агрессивнее. В конце концов на глаза мне попался YouTube — вот где настоящее зло в комментариях! Кажется, эти пользователи ненавидят всех...
— Мое второе видео на канале было про Криштиану Роналду. Его любят много людей и столько же ненавидят. Лично я отношусь к нему очень хорошо и даже смонтировал видео, где "оправдываю" Роналду. Оно набрало 800 тысяч просмотров, но чего я только не начитался про себя! Меня назвали моральным уродом, пожелали смерти! Ужасные вещи писали... Сначала я был в шоке, а потом махнул рукой: все-таки футбол — это всегда горячая тема.
— Вы рассматриваете YouTube как основной источник заработка?
— Раньше — да, а сейчас понимаю, что меня в любой момент могут заблокировать. Надеяться только на YouTube очень рискованно.
Кроме того, у меня возникла одна проблема. В первый год работы все было хорошо, постоянно рождались интересные идеи, которые я быстро воплощал в жизнь. На второй год случился кризис: я вдруг осознал, что обсуждаю одни и те же вопросы, креатива стало гораздо меньше.
— Канал про футбол — это вообще перспективно?
— Когда я начинал, было всего два канала такого формата, как у меня. Два! А сейчас их, наверное, штук пятьдесят. Как вы понимаете, теперь это не очень-то перспективно.
— Что нужно делать, чтобы создать выгодный YouTube-канал?
А вот что касается обзоров техники и авто, там денег достаточно. Многое зависит и от аудитории. Если на ваш канал подписаны школьники, то крупный банк к вам за рекламой не придет.
Вообще, у нас мало кто верит, что на YouTube можно заработать. Люди относятся к этому, как к хобби, вот только такое "хобби" может приносить в несколько раз больше денег, чем работа в офисе.
— В роликах не видно вашего лица, и вы категорически отказались фотографироваться. Боитесь славы?
— Однажды друг опубликовал фото со мной, и его знакомый написал: "Ты что, Стаса знаешь? Я думал, он из России". Если честно, я не готов к популярности, не хочу, чтобы люди узнавали меня на улице. В нашем маленьком городе как-то страшно становиться известным.
Обязательно почитайте историю Дияса, которому удалось сделать свою страницу в Instagram невероятно популярной.