Трудности интеграции: что препятствует сближению стран ЕАЭС?

Евразийский экономический союз пока не достиг целей, обозначенных на момент его создания в 2015 году. Что нужно делать для достижения целей, читайте в материале Sputnik.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Никита Чикунов

Евразийская интеграция идет не так быстро, как этого хотелось бы, признали в ЕЭК. Сближению стран мешают сразу несколько факторов, решение которых потребует от участников ЕАЭС создания объединенных корпораций, уверены эксперты.

С какими трудностями столкнулся союз и можно ли их преодолеть, разбирался Sputnik.

Тернистый путь

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) пока не достиг целей, обозначенных на момент его создания в 2015 году. Среди них — всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик. Этому мешает целый ряд экономических трудностей, рассказал председатель Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Михаил Мясникович в ходе выступления на XXII Апрельской международной научной конференции, проводимой Национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики".

Первая из них заключается в низком качестве и конкурентоспособности произведенных на пространстве союза товаров, поскольку крупные промышленные предприятия стран-участниц до сих пор не слишком охотно сотрудничают друг с другом.

Трудности интеграции: что препятствует сближению стран ЕАЭС?
"У нас вроде и много совместных компаний, около 17 тысяч предприятий на территории пяти государств, но их совокупный вклад в валовый внутренний продукт недостаточен", — сказал Мясникович.

Он добавил, что исправить ситуацию могло бы объединение компаний в промышленные корпорации, которые будут обладать достаточными возможностями для выхода на международные рынки.

Россия заморозит цены на бензин. Перестанет ли дорожать топливо в ЕАЭС?
Другая проблема связана с медленной модернизацией производства из-за низкого уровня инвестиций в основной капитал (в январе–сентябре 2020 года их объем снизился на 8 процентов по сравнению с 2019-м), продолжил председатель ЕЭК.

"Ранее созданные производственные мощности не обладают должными конкурентными качествами", — заявил он.

Обеспокоенность ЕЭК вызывает и перекос в сторону внешней торговли. В 2020 году взаимная торговля стран ЕАЭС в денежном выражении составила почти 55 миллиардов долларов, а внешняя — в 11 раз больше (622 миллиарда долларов).

Трудности интеграции: что препятствует сближению стран ЕАЭС?

Буксующая торговля

Нарастить объемы взаимной торговли без углубления промышленной кооперации и специализации экономик стран союза будет очень тяжело. К такому выводу приходят специалисты научно-исследовательских университетов Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России в докладе "Оценка интеграционных процессов ЕАЭС в сфере торговли — 2021".

По мнению авторов исследования, показатели торгового сотрудничества между государствами, входящими в союз, ухудшались практически непрерывно в 2001–2014 годах. После создания ЕАЭС тенденцию удалось остановить, но не изменить коренным образом.

Забота о ближнем: масло в ЕАЭС может подешеветь благодаря России
Самые видимые улучшения отмечаются в количественных показателях взаимной торговли из-за устранения административных и таможенных барьеров (с 2015-го по 2019 год объем взаимной торговли увеличился на 35 процентов). Позитивный эффект от этих мер со временем сойдет на нет, если не будет качественных изменений, считают эксперты.

К числу таковых они относят разработку совместных проектов в сферах промышленности и сельского хозяйства, выработку общей промышленной политики на наднациональном уровне и расширение международных рынков сбыта.

Всего это можно добиться в том случае, если страны союза пойдут по пути создания крупных холдингов, считает доктор экономических наук, проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец.

Трудности интеграции: что препятствует сближению стран ЕАЭС?
"Надо задумываться о появлении холдингов, объединяющих предприятия одного плана на всей территории ЕАЭС. Интеграция с точки зрения формирования единых производственных структур — это хороший путь. Например, если бы Беларусь позволила российскому "КамАЗу" купить МАЗ, возникло бы единое предприятие. У него не было бы проблем в производстве и сбыте своей продукции. К сожалению, этого не произошло. Сейчас МАЗ постепенно деградирует и утрачивает позиции на рынке", — объясняет Зубец.

В ЕАЭС продлили беспошлинный ввоз ряда товаров до 30 июня 2022 года
Крупные компании будут выпускать качественную продукцию с низкой себестоимостью, что позволит им выйти на международный рынок и успешно там торговать, добавляет эксперт.

"Если вместо холдинга есть десять мелких предприятий, то понятно, что у них нет никаких шансов для завоевания международных рынков. Там чем крупнее компания, тем лучше результат", — подчеркивает спикер.

Приманка для инвесторов

Повышение качества и конкурентоспособности товаров — не единственный плюс холдингов. Такие объединения привлекают традиционно больше инвестиций, чем местные предприятия, продолжает Алексей Зубец.

"Инвестиции в основной капитал — это развитие производства. Чем их больше, тем больше открывается новых производств и появляется рабочих мест. Но инвестиции должны отбиваться, приносить прибыль. Для этого компании должны создавать уникальную и не очень дорогую продукцию. Крупным производствам делать это легче", — замечает он.

Впрочем, некоторым странам интересно вкладываться в ЕАЭС уже сейчас, говорит младший экономист Мюнхенского института изучения интеграции рынков и экономической политики Юрий Кофнер.

Трудности интеграции: что препятствует сближению стран ЕАЭС?
"ЕЭК стоит задуматься над тем, чтобы заключить инвестиционные соглашения с Сингапуром, Японией и Южной Кореей. Все эти страны находятся в относительно хороших отношениях с ЕАЭС, располагают достаточным капиталом, и им интересно вкладываться в союз, особенно в обрабатывающую промышленность. Но сейчас они опасаются инвестировать из-за валютной волатильности, коррупции. Соглашение в этом плане дало бы определенные гарантии", — уверяет экономист.

Польза интеграции

Несмотря на существующие проблемы, евразийская интеграция дает положительные результаты, подчеркивается в докладе "Оценка интеграционных процессов ЕАЭС в сфере торговли — 2021".

Благодаря созданию Таможенного союза и планомерному устранению торговых барьеров взаимная торговля услугами между государствами ЕАЭС выросла на 12,3 процента с 2015-го по 2019 год (с 8,6 миллиарда долларов до 9,7 миллиарда).

Кыргызстан может решить проблему с дефицитом продуктов через ЕАЭС
Основными видами услуг являются поездки, транспортные, деловые и строительные услуги. В совокупности они занимают более 80 процентов всей торговли услугами на пространстве союза. Всего же рынок услуг ЕАЭС в настоящее время объединяет более 50 секторов, говорится в исследовании.

Половину союзного рынка услуг занимает Россия (50,2 процента), далее следуют Беларусь (23,9) и Казахстан (16,7). На Кыргызстан приходится всего 5,4 процента, еще меньше — на Армению (3,8 процента).

В 2020 году на фоне вводимых из-за пандемии ограничений рынок услуг ЕАЭС значительно просел. За девять месяцев торговля услугами в Армении сократилась на 56 процентов, в Кыргызстане — на 48, в России — на 32, в Казахстане — на 30. Меньше всего пострадала Беларусь — снижение составило 13 процентов.

По мнению экспертов, в будущем страны ЕАЭС должны создать единую методологию мониторинга открытости рынка услуг и разработать нормативную базу для регулирования фриланс-услуг.

Как отмечают авторы доклада, падение экономической активности в сфере транспорта, перевозок и туризма из-за пандемии и локдаунов спровоцировало бурное развитие электронных форм торговли и услуг.

Кроме того, на 8 процентов вырос объем взаимных инвестиций, накопленных всеми странами союза в 2015–2020 годах. Основным инвестором все эти годы выступала Россия, а больше всего инвестиций получили Казахстан и Беларусь. Но совместные проекты создаются не только в этих двух государствах.

Так, российские инвесторы вложили около 307 миллионов долларов в освоение золоторудного месторождения в Таласской области Кыргызстана, а казахская сторона вложила 160 миллионов долларов в кыргызское месторождение Бозумчак в Джалал-Абадской области.

Что грозит агрегаторам такси в случае нарушения правил конкуренции в ЕАЭС
Сотрудничество между Арменией и Россией развивается в сфере добычи газа. Для освоения месторождений в республике еще в 1997 году было образовано совместное предприятие "АрмРосгазпром". После того как "Газпром" выкупил 20 процентов акций этой компании в 2014 году, предприятие переименовали в "Газпром–Армения". За последние годы общий объем инвестиций "Газпрома" в газоэнергетическую сферу страны составил 900 миллионов долларов.

Еще одним показателем успешной интеграции служит интенсивность трансграничных денежных переводов. В денежном обороте ЕАЭС ожидаемо лидирует Россия. Чаще всего из этой страны средства переводят в Кыргызстан и Армению.

Согласно представленной в докладе статистике, с 2015 года доля Армении, Беларуси и Кыргызстана в общем объеме поступающих средств увеличилась до 17 процентов — жители этих республик получали денег в 2-3 раза больше, чем отправляли. Обратная ситуация складывается в Казахстане и России.

Помимо этого, участники союза начали производить некоторые виды современного электротранспорта и создавать необходимую для них зарядную инфраструктуру. Например, в Беларуси в 2020 году число зарядных станций для электромобилей выросло почти в два раза (с 250 до 400), заключается в докладе.