Никита Чикунов
Россия принимает новые меры для стабилизации внутреннего рынка и сдерживания цен на бензин. В правительстве страны задумываются о сезонном ограничении экспорта бензина.
Экономисты считают, что эффекты от предпринимаемых российскими властями шагов могут затронуть и государства Евразийского экономического союза. Как заморозка цен на бензин в России подействует на страны ЕАЭС, выяснял Sputnik.
Лекарство от подорожания
Два российских министерства — финансов и энергетики — согласовали между собой параметры корректировки демпферного механизма для внутрироссийского топливного рынка. Об этом говорится в совместном заявлении ведомств, опубликованном во вторник, 20 апреля.
Планируется, что с 1 мая изменится индикативная цена (оптовая стоимость, которую устанавливает правительство. — Sputnik) бензина для внутреннего рынка, — она снизится на 4 тысячи рублей. Действующая ставка составляет 56,3 тысячи рублей за тонну. Помимо этого, с 1 января 2023-го базовая цена на бензин будет индексироваться каждый год только на 3 процента вместо нынешних 5 процентов.
Демпфер (механизм компенсации) заработал в 2019 году. Его главная задача — не допустить повторения топливного кризиса 2018-го. Тогда из-за роста мировых цен на нефть резко повысилась стоимость бензина в России, а правительству страны пришлось договариваться с нефтяными компаниями о фактической заморозке цен на топливо.
Такая система не предполагает снижения цен на бензин — только умеренный рост. Стоимость топлива не растет выше годового уровня инфляции (в 2020 году рост составил 2,5 процента — почти вдвое ниже инфляции), но и не снижается при падении мировых цен. Таким образом, внутренний рынок оказывается защищенным от резких ценовых колебаний.
Сам демпфер подсчитывается с учетом индикативной и актуальных цен на внешнем рынке. Грядущее снижение действующей индикативной цены (56,3 тысячи рублей за тонну) означает, что при поставках топлива на внутренний рынок в условиях высоких мировых цен нефтяники получат больше возвратных выплат. Такой шаг, по мнению опрошенных Sputnik экспертов, позволит остановить рост цен на бензин внутри России.
"Правительство повышает налог на добычу природных ископаемых. Вместе с тем рубль дешевеет, а нефть дорожает. Если бы индикативную цену не снизили, то поставки внутрь страны стали бы невыгодными даже при демпфере. Поэтому его привели к реалиям рынка. Бензин точно не подешевеет, но рост цен на него, вероятно, остановится в ближайшее время", — прогнозирует заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Вслед за российским рынком
С начала нынешнего года бензин дорожает во всех странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
За текущий месяц средняя цена одного литра АИ-92 в Армении выросла на 2,64 процента, в Кыргызстане — на 4,3, в Казахстане — на 6,5, в Беларуси — на 1,4 процента.
Ситуация на топливных рынках в Армении и Кыргызстане обусловлена тем, что эти страны не перерабатывают нефть самостоятельно, а закупают нефтепродукты в России. Следовательно, стоимость топлива полностью зависит от отпускных цен на российских НПЗ.
Корректировка демпфера должна насытить рынок в России топливом. Это создаст благоприятные условия для снижения отпускных цен, по которым российский бензин поставляется в Кыргызстан, считает исполнительный директор НКО "Международный деловой совет" Аскар Сыдыков.
"Дорогой бензин в Кыргызстане стал следствием его дефицита на российском рынке. Как только в России ощущается нехватка нефтепродуктов и немного повышаются цены, у нас происходит то же самое, только в больших масштабах, ведь у нас нет демпфера. Нефтетрейдеры в Кыргызстане небольшие, они не могут делать большие запасы топлива и регулировать цены. Мы очень надеемся, что новые параметры демпфера скажутся на нас положительно. Когда в России не будет дефицита, Кыргызстан начнет получать бензин по более низким ценам", — объясняет он.
Такую точку зрения разделяет исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Канат Эшатов. По его словам, рынок топлива в республике идет вслед за российским.
"Наш рынок полностью зависит от России, потому что это наш единственный поставщик нефтепродуктов. Если там рост цен на бензин остановится, то и у нас ситуация стабилизируется с разницей в несколько недель. Российские заводы платят большие налоги на добычу (НДПИ), поэтому с начала года отпускные цены на бензин выросли на 4-6 процентов. Если налоговики станут возвращать больше денег, то НПЗ смогут продавать топливо чуть дешевле", — предполагает собеседник.
Аналогичным образом ситуация обстоит в Армении. Ценообразование на топливном рынке республики определяют те же факторы, что и в Кыргызстане: зависимость от российских поставок из-за отсутствия возможностей для переработки нефти.
Казахстан, напротив, покрывает почти все свои потребности в топливе за счет местных мощностей. Если до 2018 года поставки светлых нефтепродуктов (бензин, керосин и дизельное топливо. — Sputnik) из России были значительными — от 500 тысяч до 1 миллиона тонн, то в последующие годы они значительно сократились (в 2019-м около 20 тысяч тонн, в 2020-м — 2 тысячи), замечает экономический обозреватель Сергей Домнин.
"Несмотря на общую границу и взаимозависимость экономик, рынки нефтепродуктов РК и РФ действуют вполне обособленно: в странах разные схемы организации рынка нефтепродуктов, себестоимость переработки, ставки акцизов и розничная цена на бензин. Стоимость бензина в Казахстане растет из-за внутренних факторов (увеличение экспорта нефтепродуктов и нефти, повышение налогов. — Sputnik), поэтому ситуация на российском рынке на нас не повлияет", — считает он.
Маловероятным выглядит и сценарий, при котором демпфер в России остановит повышение цен на бензин в Беларуси. Республика перерабатывает нефть на двух НПЗ и производит топливо в объемах, достаточных для удовлетворения внутреннего спроса и даже экспорта.
Подорожание бензина в Беларуси, как отмечает эксперт Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин, объясняется общемировым повышением стоимости нефти. Корректировка демпфера в России повлиять на эту тенденцию не сможет.
Новая выгода
Осторожный оптимизм партнерам России по ЕАЭС должно внушить заявление российского вице-премьера Александра Новака, который не исключил введения запрета на экспорт бензина в периоды пикового спроса.
"Мы обсудим этот вопрос в ближайшее время. Послушаем рекомендации Министерства энергетики, Федеральной антимонопольной службы, Министерства экономического развития. Совместно примем решение, ведь вероятны и отрицательные последствия — компании могут снизить объемы производства", — цитирует его слова одно из СМИ.
Будет ли такой запрет распространяться на страны-участницы ЕАЭС, вице-премьер России не уточнил.
По мнению опрошенных Sputnik экспертов, любые экспортные ограничения, как показывает практика последнего года, не затрагивают государства, входящие в Таможенный союз.
В таком случае поставки бензина в Армению и Кыргызстан не только не уменьшатся, но могут и возрасти. В совокупности с обновленным демпфером это даст двойной положительный эффект — топливный рынок стран насытится, что неизбежно отразится на стоимости бензина для конечных потребителей.