Полный комментарий эксперта слушайте в аудиоверсии.
В беседе на радио Sputnik он отметил, что на данный момент наблюдается большая путаница в понимании эффективности прививок.
"Этим, кстати, пользуются и разработчики вакцинных препаратов. Есть так называемая иммунологическая эффективность, и это, строго говоря, не эффективность, а иммуногенность. То есть показатель того, у какого количества граждан через месяц-полтора после вакцинации выработались антитела. По ЭпиВакКороне или по КовиВаку они показывали 100 процентов в исследовании, но потом оказалось, что меньше. Но это не та эффективность, которая показана в исследованиях тех же AstraZeneca, Johnson & Johnson, Спутник V, Moderna, Pfizer, ― там показана клиническая эффективность", ― сказал Крючков.
По его словам, при определении клинической эффективности препарата оценивается наступление любого заболевания.
"Не инфекции SARS-COV2, а именно заболевания COVID-19, когда у человека есть какие-то проявления болезни. Заражение не равно заболеванию, потому что людей заражается больше. Поэтому мы и говорим, что, скорее всего, заразиться после вакцинации реально. Да, вероятность заразиться после вакцины заметно снижается, но не на 90 процентов, а значительно меньше", ― пояснил иммунолог.
Он отметил, что показатель 92-94 процента эффективности для "Спутник V" означает, что на столько снижается вероятность заболеть любой формой COVID-19 — легкой, средней или тяжелой.
"Есть еще один вид эффективности вакцин — от тяжелых форм. Например, у AstraZeneca был провал в Южной Африке, где появились свои штаммы. Производители препарата показали, что у них реальная краткосрочная эффективность составляет всего 20 процентов, а не 95. Но при этом было показано, что в отношении тяжелых и среднетяжелых форм, требующих госпитализации, и в отношении смертей эффективность все равно очень высокая. То есть люди заражаются, заболевают и даже с большей вероятностью, но при этом не тяжело", ― рассказал Крючков.
Узнайте, как нужно прививаться пожилым людям.