Когда-то героиня этого интервью не понимала, почему на каждом тое гостям предлагают каттаму, мол, что в ней такого особенного? Если бы она только знала, что спустя годы ее именную каттаму будут раскупать в качестве национального гостинца при поездках за рубеж!
— Расскажите о себе.
В советские годы мы работали на военном заводе, нам дали квартиру, но, когда Союз распался, предприятие перестало функционировать. Нам пришлось перейти на вольные хлеба: около восьми лет мы торговали на рынке, потом я ушла работать поваром в кафе. Многое перепробовали за это время, даже швейный цех открывали… Так прошли 20 лет. В один момент я осознала, что пора возвращаться.
— Почему? Все-таки 20 лет — это серьезный срок, за это время можно и сродниться с городом.
— Живя в России, мы бывали на родине от силы раз в пять лет. Честно сказать, в то время Кыргызстан был настолько далек от меня, что казалось, я больше сюда не вернусь. Но все изменила смерть мамы. Когда ее не стало, ко мне на поминки практически никто не пришел, потому что в Кыргызстане меня почти никто не знал. Тогда я задалась вопросом: "А если я умру, к моим детям тоже никто не придет?". В России у нас был довольно тесный круг общения.
Еще мне хотелось, чтобы дети не отходили от своих корней. В конце концов тоска по родине взяла свое, и я подумала: "Что мешает мне вернуться, если я скучаю по Кыргызстану?". Мы продали квартиру в Москве и прилетели на родину.
Однако родина есть родина: чистая вода, свежий воздух, натуральные продукты. Именно здесь живут родственники, здесь наши корни. Первое время были в эйфории, будто приехали на курорт. Потом начались рабочие будни, пришла пора занимать свое место под солнцем.
Я открыла кафе, причем на вполне удачном месте. Правда, тогда я не очень понимала специфику местного рынка и потребности бишкекчан. Мы неплохо поработали, но в заведении продавалось спиртное, что все время меня беспокоило. Не прошло и года, как я закрыла кафе и попробовала открыть новое. Не получилось.
Затем я попыталась запустить небольшую кондитерскую, но и эта идея не увенчалась успехом — мы обанкротились.
— Что сподвигло вас попробовать себя в изготовлении каттамы?
— Забавный парадокс. Раньше я не любила эту выпечку: когда на тоях приносили это блюдо, я всегда его игнорировала, но, втянувшись в дело, изменила свое отношение к каттаме. Оказывается, у нее столько вариаций: можно изощряться, насколько позволяет фантазия!
Любая история успеха состоит из неудач, банкротства и прочих трудностей, именно этим она и интересна. Мой случай не стал исключением.
Первые несколько лет я потратила на то, чтобы разобраться в тонкостях приготовления каттамы, совершенствовала рецепты. Ради этого пришлось влезть в страшные долги. Схема была такая — я пеку каттаму, если не получается — раздаю. Снова беру в долг, если получилось — половину продаю, половину раздаю, чтобы люди попробовали мою выпечку. Порой приходилось просить у друзей килограмм муки, масла или лука…
Приготовлю новую партию — опять не вышло, снова раздаю ее и беру в долг уже у других людей. Такое повторялось много раз, но я верила, что если 500 раз не получилось, то в 501-й точно получится.
— Что вы имеете в виду, когда говорите "не получалось"? Не шли продажи?
— Нет, с продажами проблем никогда не было. Например, у меня получилась вкусная каттама: я еду на рынок и ровно за 8 минут распродаю все. Если же результат не нравился, я не продавала неудачную каттаму, хотя, возможно, люди все равно бы купили ее.
Помню, как девушка, возле которой я торговала, всегда спрашивала: "Эже, какая вам выгода раздавать половину выпечки, когда можно всю продать?". Я отвечала, что мне важен не заработок, а имя, потому что деньги всегда меня найдут. Будет ли мой бизнес успешным или нет, я ведь все равно умру — главное, чтобы мне не было стыдно за свое дело.
Кстати, дело пошло в гору, когда я начала получать знания, сейчас их модно называть "трансформационными". В этом отношении мне очень нравится молодежь — наши парни и девушки всегда готовы учиться новому, чего не скажешь о людях моего возраста. Они считают, что и так достаточно умны, поэтому тратят много денег и времени впустую. Новые знания помогают сэкономить много ресурсов, но, к сожалению, не все это понимают.
Сейчас мы вышли на более выгодный уровень. В этом нам помог карантин, который заставил нас "выйти в город", иначе мы продолжали бы торговать на "Дордое". Так получилось, что именно пандемия подтолкнула нас двигаться дальше и продавать продукцию через Instagram.
— Каттама — довольно нетипичный товар для Instagram. Как вам удалось успешно раскрутить профиль?
— Самое главное — грамотный подход. Первое время я совершенно не понимала, как продавать товар в соцсетях. Сын моей подруги помог мне разобраться в Instagram и взялся за раскрутку аккаунта. Мы даже наняли фуд-фотографа, чтобы профиль получился красивым и аппетитным. Результат превзошел себя: мы не ожидали такого шквала заказов!
Тогда я осознала, что большой наплыв клиентов — это не всегда хорошо, ведь нужно быть готовым к взлету спроса и иметь возможность его удовлетворить. В самом начале мы "попались" на этой мине, но сейчас наладили процесс.
Сейчас у нас работают семь-десять человек. Заказы в Instagram я принимаю сама. Мне вообще не нравится казенщина: в любом деле необходимо личное участие. Например, бывает так, что клиент не совсем представляет себе объем выпечки, которая ему требуется: на самом деле ему нужно три килограмма боорсоков, а он просит 10. В таких случаях я отговариваю покупателя, потому что иначе его ждет разочарование, а мои клиенты не должны испытывать это чувство! Порой кажется, что я живу на работе, но как только в директ приходят слова благодарности, усталость как рукой снимает.
— Расскажите о своих планах.
— Хочу сконцентрировать усилия именно на каттаме, ведь я реализовала лишь один процент своих желаний. Сейчас мы предлагаем восемь видов каттамы, и это не предел. Даже пробовали торговать каттама-пиццей, но решили приостановить продажи, потому что не осилим наплыв заказов — к этому моменту надо основательно подготовиться. Еще у нас появится VIP-каттама за тысячу сомов. Знакомые говорят мне: "Да ну, не купят у тебя товар за такие деньги", а я отвечаю, что купят: лексусы же покупают.
В этом году хотим открыть торговую точку в городе, в следующем, возможно, откроем кафе. Планы есть даже на Казахстан, потому что оттуда часто заказывают нашу каттаму. Кстати, мы принципиально не сдаем продукцию в магазины, потому что у нас дорогой продукт. Его не сразу "поймут" и не сразу купят.
— Высокий ценник не отпугивает клиентов?
— Нет, люди готовы платить за качество. Я изначально сделала ставку на том, что буду производить дорогой продукт. Зачастую у людей нет времени, но есть деньги. Например, они сделали на кухне хороший евроремонт и теперь не хотят пачкать ее маслом, почему бы им не заказать готовую выпечку?
Но главное в другом: спрос есть, потому что людям все равно хочется эмоций и маленького праздника. Каттама дарит это чувство, поэтому, думаю, я не прогадала.