С 14 августа таксисты в Москве и Московской области больше не смогут официально работать без цифрового профиля водителя. Новую систему вводит Департамент транспорта Москвы в сотрудничестве с Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, называется она "Комплексная информационная система "Аналитика работы такси" или сокращенно КИС "АРТ". Заводить профиль нужно через портал госуслуг.
Sputnik разбирался, как нововведение отразится на трудовых мигрантах и не останутся ли они без работы.
Чтобы снизить аварийность
С помощью системы КИС "АРТ" московские власти надеются снизить количество ДТП, в которые попадают водители такси из-за переработок и усталости. Новая система позволит в буквальном смысле следить за таксистами. Авторы нововведения настаивают: это не новые правила, а только система мониторинга.
"Нередки случаи, когда водители такси нарушают Правила дорожного движения, а еще в такси присутствует большой процент официально незарегистрированных водителей. Такие таксисты не несут ответственности, а поездки с ними могут быть небезопасны", — уточнили в Дептрансе Москвы.
Согласно статистике департамента, в 2020 году в Москве произошло 1 667 аварий с участием такси, травмы разной степени тяжести получили 1 956 человек, 60 погибли. За последние полгода случилось 794 аварии.
Как КИС "АРТ" будет контролировать работу такси
С 14 августа система будет проверять водительский стаж (он должен составлять не менее трех лет), неуплаченные штрафы (их придется погасить) и судимости (в такси не смогут работать люди, осужденные ранее за тяжкие преступления, — убийства, кражи, причинение вреда здоровью). Информацию КИС "АРТ" будет получать из баз МВД и Федеральной налоговой службы.
До сих пор агрегаторы видели только часы работы в своей программе, это позволяло таксистам восемь часов отработать, например, в "Яндекс.Такси" и потом еще восемь получать заказы от других агрегаторов — "Ситимобил", Gett, "Везет" и прочих. Цифровой профиль водителя позволит передавать данные о сменах в общую систему, таксопарки и агрегаторы будут видеть, сколько часов таксист находится за рулем, и работать больше установленного лимита не получится.
Кроме того, в системе будет вестись учет медицинских и технических осмотров. Перед выездом водителя на линию сотрудник таксопарка или организация, с которой заключен договор на услуги, должна будет проставить отметку о допуске водителя и автомобиля на линию. Также в КИС "АРТ" будет вестись учет путевых листов.
Что нужно, чтобы получить ID?
"По российскому законодательству, граждане иностранных государств могут работать в такси. Одно из обязательных требований — российское водительское удостоверение и стаж вождения от трех лет. Также разрешено использование прав тех стран, где русский язык используется в качестве официального: Беларусь, Кыргызстан, Казахстан", — сообщили в Департаменте транспорта Москвы.
Цифровой профиль с отсрочкой
"Власти хотят знать, кто находится за рулем такси. Мы со своей стороны информируем партнеров, что такое КИС "АРТ" и как зарегистрироваться в системе таксопаркам и водителям, выполняющим заказы в Москве и Московской области. И внедрили временную регистрацию цифрового профиля водителя через собственную систему "Яндекс.Про", — рассказали в пресс-службе крупнейшего агрегатора — "Яндекс.Такси".
В этом случае водитель регистрируется в "Яндекс.Про", дает согласие сервису на передачу персональных данных в КИС "АРТ", получает временный ID в системе в течение 14 дней. Двухнедельная отсрочка позволит получать заказы и без регистрации через Госуслуги.
Но к сентябрю водитель должен успешно зарегистрироваться в КИС "АРТ" через портал госуслуг и получить постоянный цифровой профиль. Если пройти регистрацию не удастся, доступ к заказам будет автоматически ограничен.
Что говорят таксисты
"Я ухожу, сегодня мой последний рабочий день. За восемь часов в день невозможно не то что заработать — даже "отбить" аренду машины и бензин. Я 20 лет назад работал в такси — вот тогда были заработки. А тут без работы остался, решил вернуться, но нет, не мое. Буду искать что-то другое", — рассказал Sputnik таксист Андрей.
Мужчина — россиянин, у него большой опыт работы в самых разных сферах, поэтому он не переживал, когда понял, что вскоре работа таксистов будет строго контролироваться.
"Я много лет в России работаю, беру патент, плачу налоги. У меня отец учился в Москве и всегда говорил: если приезжаешь куда-то за границу, в первую очередь уважай народ, во-вторую — местный менталитет, в-третьих — закон. Поэтому, раз сказали, что нужно сделать профиль, я его сделал — зарегистрировался на госуслугах и получил. Сейчас постоянно проводятся рейды по таксистам, может, с середины августа их станет меньше, тогда и работать будет проще", — надеется Абдула.
Омат из Кыргызстана тоже подал все документы на регистрацию в КИС "АРТ", но до сих пор не получил уведомления о получении цифрового профиля. СНИЛС и личный кабинет в госуслугах у него есть, но уверенности, что с введением новой системы он сможет заработать на жизнь, не хватает. Омат водит такси класса "Комфорт +", а арендная плата за него и расход бензина выше, чем у автомобилей эконом-класса.
"Аренда, бензин, процент "Яндексу", отчисления таксопарку — чтобы эти расходы "отбить", надо несколько часов работать. Если после 14 августа увижу, что заработка нет, вернусь в повара: я раньше работал, умею готовить. Все законно, оформил все документы. Там зарплата хорошая. Когда домой приезжаю, готовлю маме то, что научился делать здесь, в Москве", — сообщил Омат.
Мнения разделились
Мнения общественников и профсоюзных деятелей разделились. Кто-то уверен, что введение цифровых профилей — не лучшая идея, и система слишком сырая; кто-то, наоборот, считает, что только так удастся ввести контроль за переработками таксистов, которые иной раз печально сказываются именно на клиентах.
"Цифровой профиль — это попытка наладить учет и контроль рабочего времени. Власти Москвы считают, что они так смогут снизить аварийность, число смертельных случаев при ДТП с такси. Введение было назначено на 1 августа, но отложено до 14 августа. До этого времени я не хотел бы давать никаких комментариев. Все сильно меняется", — сказал председатель Московского профсоюза таксистов Николай Кодолов.
Однако, как заверил заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Пронин, несмотря на сомнения и разногласия, в КИС "АРТ" зарегистрировались уже более 97 процентов таксистов, или 60 тысяч. Он отметил, что введение системы мониторинга пришлось перенести на 14 августа "по многочисленным просьбам бизнеса", но приоритет в выдаче заказов уже сегодня отдается тем, кто прошел регистрацию.