В интервью Sputnik Кыргызстан девушка рассказала, в чем секрет ее работы.
— Расскажите о себе, о своем детстве.
— Я родилась в Бишкеке. Папа — профессиональный футболист, мама училась в Ленинграде, ее профессия связана с искусством. Я была у них первым ребенком, поэтому получила щедрую порцию внимания с обеих сторон. Дедушка мечтал, чтобы его внучка стала балериной, поэтому в детстве меня отдали на художественную гимнастику. Школу окончила с одной "четверкой" — по химии. Свое детство могу назвать безоблачным и счастливым.
— Когда вы поняли, что хотите стать дизайнером одежды?
— Сколько себя помню, меня всегда притягивала эта профессия. Мама хранит мои детские рисунки, где я изображала себя дизайнером: рисовала подиумы, моделей в безумных платьях… Иногда рассматриваю эти "эскизы" и даже подумываю воплотить в жизнь какой-нибудь из них.
— Вы побеждали в конкурсе "Мисс Кыргызстан". Не хотели остаться в модельном бизнесе?
— Впервые я попала на подиум в пять лет: бабушка отвела меня на детский модный показ. В десять лет выиграла первый детский конкурс красоты. В юности тоже участвовала в бьюти-состязаниях — "Мисс Бишкек" и университетских конкурсах. После победы на "Мисс Кыргызстан" представляла республику на "Мисс туризм мира".
Знаете, если бы мне предложили стоящий вариант развития модельной карьеры, возможно, даже за пределами нашей страны, я бы с удовольствием продолжила этим заниматься. Однако таких предложений не поступало, я снималась в клипах и участвовала в фотосессиях, сосредоточившись на получении образования. Впрочем, я и сегодня иногда принимаю приглашения на съемки, могу даже побыть моделью для коллег-дизайнеров.
— Как молодому дизайнеру раскрутить свой бренд в Кыргызстане? Со стороны это кажется почти непосильной задачей, требующих больших финансовых вложений…
Нужно понимать, какую цель вы преследуете. Если вы четко видите будущий результат, все структурируется само собой. Скажу очевидную вещь, но в основе любого успеха — огромный труд. Этого не нужно бояться, ведь когда любишь свое дело, работа в радость.
Дизайнерам, которые хотят развивать собственный бренд в Кыргызстане, необходимо понимать свою аудиторию, то есть четко ответить себе на вопрос: "Какую одежду и для кого я хочу делать?". Главное — помнить, что все более чем реально. Я, например, пришла в эту сферу без инвестиций.
— Сколько стоили ваши первые работы и какова нынешняя стоимость нарядов от Айкин Ариповой?
Я хочу, чтобы люди понимали, из чего складывается цена на дизайнерскую одежду. У нашего бренда любые ткани проходят обработку, например, стирку для первичной усадки. На готовой вещи работа не заканчивается: после примерки ее нужно продвигать, а это фотографы, фотостудии, модели, макияж… В общем, внутренних затрат очень много. Любой дизайнер, который не учитывает эти расходы, быстро разорится.
Конечно, на старте карьеры стоимость одежды была одной, а сейчас расценки совсем другие, но конкретных цифр я назвать не могу, потому что мы выпускаем как повседневную одежду, так и наряды для вечера, например, платья для свадеб или кыз-узаттуу. Также мы создаем одежду для звезд. Разные линии — разная стоимость.
— Для кого из отечественных знаменитостей вы создавали образы?
— Мне легче перечислить тех, с кем я не работала, потому что Бишкек достаточно маленький город: многие работали друг с другом, знакомы или дружат. Сложно выделить из знаменитостей кого-то одного. Более того, я не делю своих клиентов на звезд и "не звезд".
— В одном из интервью вы заявили, что все ваши наряды — это оды женщине. Расскажите подробнее.
— Если бы меня спросили, кем бы я хотела стать в следующей жизни — женщиной или мужчиной, — я бы выбрала первое. Мне нравится быть женщиной. Я хочу вдохновлять и поддерживать кыргызстанок своим творчеством. Мне важно, чтобы каждая женщина, надев мой наряд, чувствовала гармонию и уверенность. За годы работы клиентки не раз писали мне, что именно в моей одежде познакомились с будущими мужьями. Думаю, тут дело даже не в самих нарядах, а в том, что они пробуждают в женщинах.
— Есть ли в работе дизайнера сторона, о которой никто подозревает или не задумывается?
Без организаторских способностей здесь никуда. Допустим, если речь о костюмах для звезд эстрады или съемок фильма, нужно разработать план, постоянно находиться на связи с сотрудниками и клиентами. Сложностей достаточно, но со временем решение рутинных задач входит в привычку.
— Сколько человек трудится в вашей команде?
— Если не считать тех, с кем мы периодически сотрудничаем, в моей команде 10 человек, включая, например, SMM-специалиста, финансового менеджера, менеджеров по продажам.
— Как ваше дело пережило год пандемии, когда количество торжеств сократилось, а многие кыргызстанцы остались без работы?
— На самом деле для нас 2020 год был достаточно успешным. Дело в том, что накануне карантина мы планировали открыть новую оффлайн-точку продаж — даже место нашли и договорились с хозяевами помещений. Однако объявили карантин, и планы пришлось изменить, тем более что по этой причине у меня сорвался крупный московский заказ.
Я решила сконцентрировать усилия на онлайн-продажах в Instagram. Продумав размерные сетки, лекала и ткани, вплотную занялась производством готовых вещей. Было понятно, что из-за пандемии у людей возникнут проблемы с работой и деньгами, поэтому я постаралась установить максимально доступные цены. Это дало результат! Я не ожидала, что у нас настолько поднимутся продажи, причем как в Кыргызстане, так и за его пределами.
— Именно вы создали два наряда для Мерьем Узерли, в которых она предстала перед кыргызстанцами. Расскажите об этом подробнее.
— 29 августа со мной связалась главный стилист проекта Чолпон Чаргынова. Она рассказала, что в Кыргызстан приезжает Мерьем Узерли, для нее нужно подготовить наряды на пресс-конференцию и вечернюю часть, которые соответствовали бы светским мероприятиям международного уровня. Я досконально изучила Instagram-страницу актрисы, пересмотрела все ее выходы в свет. Создавая наряды, учитывала все — цвет ее волос, глаз, рост… За двое суток я разработала два образа и отправила эскизы для согласования. Мерьем ответила: "Вау, здорово, давайте приступать!".
Безумно приятно, что актриса, фанатом которой я являюсь, забрала все наряды с собой. Счастлива, что звезде мирового уровня пришлись по духу мои идеи. В будущем я хотела бы выйти на международный рынок. Для любого творческого человека это здоровое желание, и я стремлюсь его исполнить.