Мээрим Таабалдиевой 33 года, и она бизнесвумен. Нет, она не гонит обувной масс-маркет из Поднебесной, чтобы уже в Бишкеке переклеить этикетки и назвать очередные "лабутены" своим именем.
Она рисует дизайн туфель-своей-мечты, отправляет его в Италию и продает черевички в Кыргызстане, Казахстане и России.
— Вы стали делать бизнес. Зачем? Скучно? Ради денег, новых ощущений?
— Бизнес мне всегда был интересен, но я не считала, что у меня есть предпринимательская жилка. Я искала себя в разных сферах, но никогда не чувствовала себя такой удовлетворенной, как сейчас.
Диплом получила, отучившись по специальности "международная и сравнительная политология". Работала с первого курса. Была журналистом, переводчиком. Затем устроилась в Институт омбудсмена.
После учебы и рождения первого ребенка ушла в пиар. Стала работать над проектами ООН. Этим я занималась в течение десяти лет.
Но моя душа хотела творчества, поэтому попутно искала себе отдушину. Например, сама делала украшения. Нет, я не стала получать какое-то образование, а просто в какой-то момент увидела элементы с камушками Swarovski, и мы с подругой стали изготавливать украшения.
Мы даже напрямую договорились со штаб-квартирой Swarovski в Австрии, стали официальными представителями, но тогда это было мало кому интересно. Украшения покупали только близкие мне люди. Я решила, что масштабы слишком маленькие, и отказалась от затеи.
— А как вы пришли к тому, что хотите обувать кыргызстанок?
— Я очень люблю обувь. Раньше мне казалось, что производить обувь самой — это что-то нереальное. Но года три назад я узнала, что есть фабрики, где шьют по индивидуальному заказу.
Впрочем, тогда мне показалось, что для обычного человека это что-то недосягаемое. Однако год назад я вернулась к этой мысли. Мне потребовались Google и полчаса времени, чтобы понять, насколько это реально.
Сыграли роль и социальные сети. Если бы у меня не было Инстаграма с таким количеством подписчиков, я бы не стала соваться в эту сферу.
— Как вы выбирали, где именно будут изготавливаться ваши туфли?
— В моем положении выбирать не приходилось. Я для работников фабрик непонятно кто, девушка без специального образования, которая просто решила шить обувь. Боялась, что они посмеются и скажут: "Девочка, куда ты лезешь?".
Я также писала в Турцию и Китай. Там быстро откликались, но потом отказывались со мной работать: им интересны только большие объемы. А я не могла себе позволить сшить 2 000 пар обуви, так как хотела начать с 80.
Впоследствии оказалось, что маленькие европейские фабрики как раз-таки проще относятся к количеству, и именно с такой я нашла общий язык. Мне повезло — попались итальянцы, которые шьют действительно очень качественно. Не вся итальянская обувь красивая и качественная.
— А как вы им высылали дизайн? Ведь должны быть какие-то чертежи, правила!
— У них нет требования к эскизам. Можно даже просто собрать коллаж из фотографий с пометкой: носик такой, а каблук такой, цвет — этот.
Можно и нарисовать, даже не обязательно делать это профессионально. А вообще, я неплохо рисую.
Задача облегчалась тем, что мои модели очень простые, классические. Это мое понимание красивой обуви. Так что особо мудрить не нужно было.
— Какой была ваша первая обувь?
— Сначала я решила заказать классические лодочки с каблуком 10-12 сантиметров традиционных цветов: черного, бежевого и красного.
Так как мы запустились в декабре, то были еще и ботиночки. Они получились демисезонными, но подходили для тех, кому не надо много ходить по снегу, кто постоянно передвигается на машине. А вот зимнюю обувь, чтобы прям с мехом, я не планировала шить и сейчас не думаю.
— Легко было решиться на это в стране, которая соседствует с торговым гигантом Китаем?
— Как правило, рынок завален товарами, но что-то простое, например, качественную простую белую футболку, найти не так просто. Так же с классическими черными лодочками.
Я понимаю, что наш рынок переполнен, и исходила из того, что есть потребитель, который смотрит на меня и где-то видит ориентир. Наверное, он и приобретет ту обувь, которую я предлагаю.
Но я не ожидала такого интереса к своей обуви! Запустилась неплохо: воистину классика будет востребована всегда!
— Чего вы больше всего опасались?
— Самый большой страх был, что меня вообще не воспримут. В Кыргызстане распространена схема "купи-продай", и когда кто-то предлагает товар под местным брендом, это вызывает неуверенность. И цена… Она для нашего рынка достаточно высокая.
— Ну да, продавать туфли по 250 долларов в стране, где их можно купить за 1 000 сомов, — предприятие рискованное.
Может, это громко звучит, но для меня туфли — это философия. Мне хотелось, чтобы люди, которые надевают мои туфли, понимали, что это не ширпотреб.
Мне важно, чтобы мои туфли были особенными. А особенное не может быть слишком доступным. Хотя для итальянской обуви эта цена не особо высокая. У нас качественный продукт, качественные материалы.
— Мне всегда казалось, что кыргызстанки предпочитают туфли на коротком толстом каблуке: и за хлебом сходить, и на юбилей к соседке. А у вас такая шпилька, что в туфлях только сидеть удобно!
— Любая красивая обувь на каблуке всегда не очень удобная. Это дело привычки. Например, я хожу на каблуках с 15 лет, могу на двенадцатисантиметровой шпильке перепрыгивать через арык.
Кристиан Лубутен как-то сказал: "Если кто-то посмотрит на мою обувь и скажет: "Кажется, это удобные туфли", я оскорблюсь!".
Красивые туфли не могут выглядеть удобными. Они должны быть изысканными, сексуальными. Тем не менее у меня есть и будет обувь и на толстом каблуке, тем более сейчас это модно.
— Кто покупает вашу обувь?
— Сначала я думала, что это будут молодые девушки, которые часто ходят на вечеринки. Но потом поняла, что мою обувь предпочитают состоявшиеся, уверенные в себе женщины, которые либо сами чего-то добились, либо это супруги состоявшихся мужчин, у которых есть свои цели и взгляд на жизнь.
— Где вы черпаете вдохновение?
— Иногда кажется, что все, что можно было изобрести, уже изобрели. Дизайнеры изощряются до ужаса! В моде и тараканы на туфлях, и огромное количество драгоценных камней, и шторка какая-то.
Но я слежу за трендами и выбираю только то, что мне по душе. Так что пытаюсь совместить и моду, и классику.
— Вы также стали продавать свои туфли за рубежом: в Казахстане и России. Сложно было?
А летом на меня вышли интересные дистрибьюторы, которые были заинтересованы в больших партиях. Они хотели выставлять мою обувь в европейских странах. Но тогда у меня не было возможности производить такое количество. Сейчас я набираю обороты с новой фабрикой, надеюсь, что мне еще удастся с ними поработать!
— А вкусы московских и бишкекских модниц как-то отличаются? Когда вы смотрите на партию, думаете: "О, это подойдет для России, а эту линейку, пожалуй, отправлю в Казахстан"?
— Я смотрю по размерам. По моделям — нет. Классические черные или бежевые лодочки в любом случае купят.
Все равно в любой коллекции какая-та пара будет всегда популярнее остальных. Например, была парочка бордовых туфель с Т-образной застежкой — ее полюбили везде.
— У нас какой-то стереотип, направленный против женщин: если молодая и симпатичная девушка открывает свой бизнес, значит, ей кто-то помог — папа, муж…
— В лицо мне никто это не говорит, но, наверное, да, за спиной шепчутся. Смотрите, у всех в окружении есть парни и девушки, у которых море возможностей. У них есть состоятельные родственники, но они просто живут в свое удовольствие. Это выбор каждого, конечно. Уметь использовать свои возможности — это тоже важно!
У меня же есть эгоистичное желание ощущать полную самодостаточность. Я открывала бизнес на свои отложенные деньги, организовывала все сама. После университета не просила папу или кого-то еще устроить меня на работу.
— Было ли такое, что привозят вашу обувь, а вы смотрите на нее, и в голове появляется мысль: "Боже, какой кошмар!".
— Кошмара не было, но я как-то подумала: "Я б такое не надела!". Получилась очень аккуратная, красивенькая, качественная пара, но мне она не понравилась — я очень не люблю обувь на маленьком каблуке. Все, что ниже 10 сантиметров, мне кажется странным, каким-то недоразумением, недокаблуком.
— А было такое, чтобы вам возвращали обувь?
Мы без проблем забрали их, несмотря на немного поцарапанную кожаную подошву. Я могу себе позволить вернуть деньги. Не хочу, чтобы кто-то чувствовал себя обязанным держать у себя в шкафу мою обувь.
— Я как-то совершенно случайно на выставке наткнулась на обувь местных производителей. У них были туфли очень хорошего качества и за смешные деньги. Вы бы не хотели поработать и с кыргызстанскими обувщиками?
— Я знаю, что у нас есть производители. В долгосрочной перспективе было бы замечательно делать обувь у нас. Но для этого нужно обучить технологиям, закупить соответствующее оборудование и качественные материалы. Но у меня есть надежда, что когда-нибудь я этим займусь.
— Давайте поговорим о способах продвижения. У вас 54 тысячи подписчиков в Инстаграм, и еще 23 тысячи человек читают страничку, где только ваша обувь. Как вам удалось столько заполучить?
— Я зарегистрировалась в 2011 году. Постила достаточно активно, но даже мысль не приходила, что можно как-то там себя продвигать.
А потом я увидела, как люди становятся влиятельными в Инстаграме. Как-то сказала братишке: "Смотри, у нее лишь недавно было 5 тысяч подписчиков, а сейчас 20 тысяч!". Он ответил: "Прикольно! Вам тоже надо!". И мы поставили для себя цель набрать 10 тысяч подписчиков.
Разработали небольшую тактику: делать качественные фото и регулярно их выкладывать. Меня часто спрашивают, кто меня фотографирует. Это братишка!
— Что насчет прибыли?
— Все деньги, которые я получаю от обуви, не трогаю, а вкладываю в дело. Есть у меня планы и задумки, которые потребуют хороших вложений.
В Америке есть крупная сеть магазинов. Ее основали муж с женой. Обычно в бизнесе принято вкладывать 10 процентов своего заработка в развитие. Эта пара жила на 10 процентов, потому что им очень хотелось развить свое дело как можно скорее.
Первые несколько лет они едва сводили концы с концами, а теперь могут на эти же 10 процентов покупать целые компании.
— Сколько пар обуви не раскупается?
— Как правило, остаются большие размеры и наименее успешные модели — процентов 20-30.
— Что самое любимое в вашей работе?
— Я обожаю видеть девушек и женщин в своей обуви! Когда бываю на мероприятиях, где много людей, и вижу свою обувь, то это непередаваемо приятно!
А еще я очень люблю нашу упаковку. Она такая с ленточкой, в конверте. Всегда прошу продавщиц, чтобы бантик завязывали ровно, а не как попало.
— Какая обувь, которую вы видите на ножках бишкекчанок, вам категорически не нравится?
Кроки терпеть не могу! Ненавижу! Это такие резиновые большие штуки. Детям классно, а взрослые-то их зачем носят?! Хотя в трендах на весну-лето 2017 года есть кроки со стразами. Надеюсь, до Бишкека это не дойдет.
— Платья каких дизайнеров подошли бы к вашим туфлям лучше всего?
— Кроя Dolce Gabanna. Только не вот эти в цветочек и мозаику, а классические платья-футляр — черные, красные.
Из наших кыргызстанских дизайнеров… Мне очень нравится Айкин Арипова.
— Каким будет ваш бренд через пять лет?
— Я еще не привыкла вот так громко говорить "бренд", но надеюсь, что буду им гордиться.