В кыргызских эпосах и других произведениях отечественной литературы часто упоминаются богатства людей, а также их расходы на различные мероприятия. Мы решили пересчитать все эти активы и траты на современные деньги.
Нынешние цены на скот
При высчитывании состояния в сомах есть несколько нюансов, поэтому все расчеты приблизительные. Например, не всегда полностью перечислялись богатства, а также не всегда говорилось, сколько, например, золота было в килограммах. Другой момент: основа богатства кочевников — это не золото, драгметаллы и земельные участки, а скот. Именно больше основываясь на ценах на скот, и будем подсчитывать богатства наших героев. При этом в литературе и источниках не указывалось, насколько были породистыми лошади, бараны и КРС, поэтому скот оцениваем по средней стоимости. В пересчете на современные деньги речь может идти о гораздо больших суммах.
Средние цены на скот (по данным продавцов живности):
Даже приблизительные расчеты показывают, что герои эпосов были весьма небедными людьми и в нынешнее время могли бы смело претендовать на попадание в список Forbes.
Калым за Каныкей
С ним связана целая история. Когда сваты пришли просить бухарского хана отдать его дочь Санирабигу (это настоящее имя Каныкей) за Манаса, то владетель Бухары решил отказать. Но отказать не прямо, чтобы не обидеть, а попросить небывало огромный калым, который отпугнет кыргызского батыра.
Однако кыргызов это не смутило, и они отдали в три раза больше скота, чтобы показать богатства Манаса. Помимо этого, отец батыра Жакып еще при сватовстве подарил большое количество золота и серебра. Также надо учитывать, что в качестве калыма отдавали хороший скот, а он соответственно и стоит дороже.
Иллюстрация из издания эпоса "Манас"
© Фото / Теодор Герцен
В результате калым оказался следующим:
Возвращаясь к калыму за Каныкей, надо помнить, что, несмотря на его гигантский размер, выкуп собирали всем народом. В эпосе говорится, что многие кыргызы, в том числе Жакып, были далеко не бедными людьми.
Богатства персонажей эпоса "Манас". Сопоставимы с нынешними мультимиллионерами.
Например, Жакып перед тоем в честь рождения первенца Манаса перечислял свои богатства:
То есть состояние Жакыпа в пересчете на нынешние цены превышало 5 миллиардов сомов. Но это по самым скромным оценкам. На этом его богатства не заканчивались: у него были земли, большое количество драгметаллов. Но так как точных цифр нет, сложно подсчитать все активы Жакыпа.
Еще больше оказалось состояние хана Кокотоя:
Соответственно, располагая такими богатствами, по силам было проводить очень пышные мероприятия, в том числе аш (годовщина смерти).
Призы на аше Кокотоя
Один из ключевых эпизодов эпоса "Манас" — это аш (годовщина смерти) Кокотоя. Именно там произошел раздор между кыргызами, который привел к походу на Бейджин (Пекин). На многих годовщинах организовывали соревнования с большими призами (байге). На аше Кокотоя награды победителям соревнований были не просто большими, а феноменально огромными. Ниже рассмотрим призы на скачках.
Первое место — 80 тысяч лошадей, тысяча верблюдов, 100 тысяч баранов, 9 тысяч коров и 90 юрт (вариант Сагымбая Орозбакова). Все это можно оценить почти в 8,3 миллиарда сомов, или немногим меньше 100 миллионов долларов. Победитель в современное время автоматически стал бы мультимиллионером.
Иллюстрация из издания эпоса "Манас"
© Фото / Теодор Герцен
Другие призы были, разумеется, меньше, но и скромными их назвать язык не повернется. Так, шестидесятая награда на скачках — 9 голов скота (скорее всего, речь идет о крупном рогатом скоте) и 9 лошадей, то есть 1 миллион 260 тысяч сомов.
А ведь были еще и другие соревнования. Так что аш обошелся очень недешево.
Откуп за убийство Домбу
В известном произведении Тологона Касымбекова "Сынган кылыч" ("Сломанный меч") повествуется о кыргызах и об их взаимоотношениях с Кокандским ханством в XIX веке.
В частности, там описано убийство кыргыза по имени Домбу (дальний родственник кокандского хана по женской линии). В результате наследник хана Насреддин потребовал у кыргызов 1 тысячу лошадей и 1 000 дилде (монета тилла, за которую можно было приобрести трех баранов). То есть возмещение составило по современным меркам 116 миллионов сомов.
Откуп (кун) выплатили местные жители. Нюанс в том, что Домбу был им ближе родственником, чем хану. Также кокандцы забрали дочь Сарыбая — Кундуз, которая позже стала одной из жен Насреддина.
Но в литературе гипербола — обыденное дело, нам же интересно узнать об имущественном положении людей в реальности. Приведем для сравнения данные по средневековым европейским королям.
Сколько король завещал младшему сыну, и какова "стоимость" английского монарха
Если у кочевников богатством считался скот, то в средневековой Европе ценилась земля. Поэтому достаточно сложно подсчитать активы, но интересен случай с английским королем Генрихом I в бытность его принцем. В XI веке (почти на столетие после предполагаемого появления эпоса "Манас") нормандский герцог Вильгельм, вошедший в историю под прозвищем Завоеватель, в результате похода захватил Англию. На момент смерти у него было, как в сказке, три сына: старшему он завещал Нормандию (одна из крупнейших областей Франции), второму — английскую корону. А вот третьему, Генриху, отец не дал земель, но завещал 5 тысяч фунтов серебра. В Англии в то время один фунт был равен примерно 350-370 граммам. Возьмем для ориентира эти цифры. Если смотреть на нынешние мировые цены на этот драгметалл (более 23 доллара за тройскую унцию), то сумма составит примерно 1,3-1,4 миллиона долларов.
Но покупательская способность в то время была выше. Так, за 3 тысячи фунтов серебра Генрих приобрел, по разным сведениям, часть полуострова Котантен (по другой версии, весь полуостров). То есть эти владения он купил менее чем за миллион долларов. Отметим, что продавцом выступил его старший брат — нормандский герцог. Генрих позже стал королем, воспользовавшись смертью среднего брата и тем, что старший находился в крестовом походе. У последнего он позже отобрал еще и Нормандию и тем самым объединил все владения отца.
Интересная история связана с правнуком Генриха — знаменитым королем Ричардом Львиное Сердце. Ричарда, который возвращался из Третьего крестового похода, захватил в плен его недруг — австрийский герцог, передавший английского монарха императору Священной Римской империи. За свое освобождение знаменитый король-крестоносец заплатил 113 тысяч кельнских марок, или более 26,3 тонны серебра, что в пересчете на современные деньги почти 20 миллионов долларов. Для сравнения это значительно больше поступлений в казну в то время. Так, годовой королевский доход из Англии и Нормандии составлял примерно по 30 тысяч марок, правда, не указано, каких именно, разница между видами марок доходила примерно до 50 граммов. Но казна Ричарда сильно не пострадала, так как для выплаты такого выкупа был введен новый налог — по одним источникам, речь шла о четверти движимого налога, по другим — о четверти доходов, причем платила в том числе церковь. Поэтому после плена Ричард сразу же начал войну против короля Франции Филиппа-Августа.
Средневековье, или Подарок на 400 миллионов
В VI-VII веках у кыргызов на Енисее калымы иногда достигали тысячи голов скота, однако не указано, какого именно. Так что разброс может быть внушительным — от 1,2 миллиона сомов, если считать в баранах, до 80 миллионов, если речь идет о лошадях. Разумеется, такой калым могли дать только богатые люди.
Вообще, те богатеи явно не затерялись бы и среди нынешних толстосумов. Так, в одном из тайников, обнаруженных на территории, где жили енисейские кыргызы, было найдено 4 золотых сосуда и по одному золотому и серебряному блюду. Общий вес находки — 3 килограмма. Точно, конечно, сложно подсчитать, но явно, что эта посуда стоила недешево и люди вряд ли покупали ее на последние деньги.
На территории современной Монголии найдена эпитафия от имени судьи кыргыза, который, предположительно, жил во времена Кыргызского великодержавия. В частности, он рассказывал, что был богат, имел 10 загонов для скота, и "скота у меня было без числа". Из-за отсутствия цифр невозможно подсчитать его имущество.
На территории современного Кыргызстана в те далекие времена суммы тоже были немаленькие. Так, тюркская знать владела громадными табунами. Например, глава Западно-Тюркского каганата (VII век) Тон-джабгу в качестве дипломатического дара мог отослать 5 тысяч лошадей (400 миллионов сомов). А один из тюргешских вождей, попав в плен, за свою свободу предложил тысячу лошадей и столько же верблюдов. За это количество скота можно сейчас выручить 180 миллионов сомов.
Данные за XIX век: налоги и разница между имуществом манапа и бедняка
Этот блок больше и обзорнее, так как больше источников по этому времени.
Кыргызская юрта, XIX век
© Фото / SLUB Dresden / Deutsche Fotothek / Gottfried Merzbacher
Насколько манапы были богаче простых людей
Как писал казахский ученый Чокан Валиханов, племя бугу, состоявшее из 10 тысяч хозяйств совокупно, имело до полумиллиона баранов, по 100 тысяч лошадей и верблюдов, 50 тысяч коров. Указано, что самый богатый манап имел более 3 тысяч лошадей, около 3 тысяч баранов, 50-100 голов крупного рогатого скота, то есть не менее 279 миллионов сомов в современном эквиваленте. Бедняки имели лишь по несколько баранов, каждый из них сейчас стоит примерно 12 тысяч, так что разница была огромная.
Но богачи владели не только скотом. Известно, что у манапа племени бугу Боромбая в собственности были хлебные склады и фруктовый сад. Алымбек датка, помимо других активов, имел в Ферганской долине пахотные участки, которые закрепил за своим медресе.
Какие были штрафы?
В середине позапрошлого века была сделана попытка объединения кыргызов. В 1842 году на курултае (съезд) ханом был избран манап племени сарыбагыш — Ормон. Тогда были утверждены символы ханства, в частности, знамя, печать и другие атрибуты. Ормон хан издал "декрет", в котором установил следующие откупы (кун):
Сколько платили за работу
Манап сарыбагышей Джантай нанял в Туркестане мастеров, чтобы они построили гумбез (сооружение над могилой).
Так, Валиханов пишет, что Джантай заплатил "четыре девятки" скота и сто баранов. Он перечислил, из чего состояли "девятки":
Разумеется, по морально-этическим соображениям в расчет не берем стоимость невольника, но и без него манап заплатил приличную сумму — больше 2,6 миллиона сомов.
Стоимость товаров
Родоначальники и богачи носили особенный сорт материи — тик, который, по словам Валиханова, назывался "кара-каска". За два отреза ткани кыргызы платили купцам по пять баранов (60 тысяч сомов), хотя в Намангане она стоила в три раза дешевле.
12 бараньих кож оценивались в одного барана, столько же стоила лисья шкура, а вот рысья оценивалась в пять раз больше. Один бык стоил шесть баранов. На баранов выменивали многие товары, в том числе халаты, котлы, ружья и украшения.
Налоги на современный пересчет
Есть ряд сведений о налоговой системе Кокандского ханства. Налог исчислялся в трех формах (натуральная, денежная и трудовая повинность). Основным налогом, который выплачивали кыргызы, был зякет со скота. Это часто вызывало восстания, поэтому кокандские власти нередко передавали функции сбора налогов верхушке племен, устанавливая определенный размер (ульпан), который нужно было сдать в казну. При сборе налогов родоправители о себе тоже не забывали, пишут в учебнике истории.
Сведения же о размере налогов достаточно обрывочны. Так, Валиханов в одном месте пишет, что кыргызы платили зякет (налог) — одну лошадь со ста. В другом он пишет про крепость Куртку и что ее построили для сбора налогов: с 40 голов скота забирали одну голову или со 100 голов — две. Также кыргызы должны были снабжать гарнизон хлебом.
"Раз в год, а иногда и два раза берут салык (налог) в неопределенном количестве. В нынешнем году на бугу наложили этой подати 60 лошадей (4,8 миллиона сомов)", — пишет путешественник.
В 1860 году наместник кокандского хана Атабек датка с большим войском вступил на территорию Чуйской области, чтобы собрать налоги. В результате забрали по два барана с каждой сотни, а иногда три. Хотел чиновник собрать и дополнительный налог: на военные нужды — по золотому тилла (цена трех баранов/ныне около 36 тысяч сомов) с каждой юрты, однако решил не рисковать.
Отметим, что в учебнике истории приведен отрывок из архивного документа с налогами в ханстве, сборы с зерновых (20 процентов от урожая), зякет с торговли и скота (1/40 часть). Также указано, что один из последних кокандских ханов Худояр ввел еще шесть платежей, в том числе за воду и топливо, а также со сделок. Последний, видимо, аналог налога с продаж. Так что все сборы были придуманы до нас.
Как отмечается в учебнике, натуральный налог подрывал материальное состояние населения. Большинство хозяйств было на грани разорения. Также возлагались трудовые повинности, такие как строительство крепостей и прочее.
В среде оседлых кыргызов была и так называемая издольщина, то есть часть урожая необходимо было отдавать родоправителю.
Однако были и налоговые преференции, правда, не всем. Например, ханы освобождали от налогов крупных феодалов, в том числе Байзака датку и Сарымсака датку.
И немного выводов
У многих семей в Кыргызстане есть предания, насколько были богаты их семьи в прежние времена. Задача материала не только показать богатства предков, но и рассказать в таком формате об истории нашей страны.
Когда-то главной валютой был скот, и долгое время бартер по формуле "один баран в обмен на N товара" не сдавал позиции перед золотыми и серебряными монетами. Сейчас, конечно, царят бумажные и безналичные деньги, но за ними нужен не менее чуткий надзор, чем над стадом баранов в окружении волков. Поэтому еще более актуальной становится финансовая грамотность. Подробнее о ней можно узнать в образовательном мультике Sputnik Кыргызстан. Кстати, там есть очень интересные параллели между скотом и деньгами.
Использованные источники: