В коридорах Свердловского РУВД царило необычайное напряжение. Несколько суток милиционеры работали в авральном режиме: сотрудники районного УВД и их коллеги из ГУВД Бишкека искали похищенного мальчика. В разговоре со мной сыщики признались, что найти его быстро будет трудно — нет ни одной существенной зацепки, кроме фотографии пропавшего, описания его одежды и двух мобильных номеров.
Чуть позже в кабинете стражей порядка я увидел заплаканную мать. Ее рассказ привел в недоумение не только меня, но и опытных оперативников — поразило беспечное отношение женщины к своему ребенку. По сути, она сама отдала малыша чужой девушке, даже не узнав ее имени.
Выяснилось, что днем молодая мать отправилась за покупками на "Дордой". В маршрутке к ней подсела хорошо одетая незнакомка, завела непринужденный разговор, легко вошла в доверие и попросила дать телефон, чтобы позвонить. Несколько раз извинившись, девушка сказала, что ее мобильник разрядился, а больная мать очень ждет звонка. Сейчас она, дескать, едет на рынок за лекарствами... Просьба была столь убедительной, что женщина, не задумываясь, вытащила из сумочки сотку и протянула попутчице.
Телефонный разговор длился всего несколько секунд, после чего, многократно выразив благодарность, девушка вернула аппарат хозяйке. Когда маршрутка приехала на рынок, незнакомка быстро попрощалась и скрылась. Но не прошло и получаса, как она снова замелькала среди торговых рядов, сознательно попав в поле зрения женщины. А потом подошла к ней опять и уже без лишних предисловий вновь попросила телефон. На этот раз абонент был другой, и говорили они довольно продолжительное время. Из беседы следовало, что на рынке девушку кто-то должен встретить: она не местная и легко может заблудиться в торговом комплексе.
Устав ждать окончания разговора, мать малыша не стала требовать вернуть ей мобильник — она попросила девушку подержать сына и отправилась покупать подгузники. Женщина отсутствовала всего несколько минут, а когда вернулась, незнакомки вместе с ребенком и телефоном уже не было.
Правоохранители возбудили уголовное дело по статьям "Похищение человека" и "Мошенничество".
…Единственной зацепкой был сотовый телефон. Через мобильного оператора установили два последних исходящих номера. Один из них все время был отключен. Второй оказался в зоне доступа, шли гудки, но на звонки никто не отвечал. Сотрудники уголовного розыска отправили на этот номер SMS с одного из своих телефонов, попросив абонента связаться с родственниками пропавшего мальчика.
План сработал через сутки — похитительница позвонила и удивилась, что ей ответила не мать малыша, а неизвестный мужчина. Это был оперативник, которому предстояло сыграть роль отца ребенка. Сотрудники уголовного розыска придумали легенду, согласно которой после случившегося у матери мальчика произошел нервный срыв и она попала в больницу. Дескать, врачи не дают оптимистичных прогнозов и запретили пациентке любую связь с внешним миром... Однако, несмотря на вполне реалистичный рассказ, конструктивного диалога не получилось: подозреваемая заявила мужчине, что не собирается иметь с ним никаких дел. Если мать хочет увидеть сына, пусть готовит деньги и не вздумает сообщать в милицию, иначе ребенка продадут на органы. Похитительница предупредила, что впредь будет общаться только с матерью ребенка. После этого связь оборвалась.
Женщина была для злоумышленницы слишком легкой добычей, появление мужчины явно не входило в ее планы. Милиционерам требовалось заставить похитительницу играть по их правилам. Они были уверены: ради денег она рано или поздно пойдет на риск.
Вторая беседа прошла более продуктивно. "Отец" заверил похитительницу, что в милицию не обращался и согласен на все ее условия. После этого мужчина звонил ей еще несколько раз и сообщал, что ищет требуемую сумму, которую отдаст в ближайшее время. После долгих переговоров он предложил девушке встретиться и передать деньги из рук в руки, но сказал, что прежде должен увидеть ребенка. Та согласилась и назначила встречу в одном из кафе в нескольких кварталах от рынка.
Оперативники заранее взяли заведение под наблюдение. "У нас не было права на ошибку, ведь маленькая оплошность могла вызвать у похитительницы подозрения, она могла отменить все договоренности и просто не прийти за деньгами", — рассказали мне позже сыщики.
Финал операции наступил в тот момент, когда возле кафе притормозило такси. Из салона вышла молодая женщина. Ее сразу узнала мать ребенка, наблюдавшая за происходящим из милицейской машины. После этого была дана команда на захват. Малыша обнаружили в том же такси, похитительница попросила водителя приглядеть за ним. В ходе дальнейшей проверки выяснилось, что мужчина был "не при делах". Мальчика живым и здоровым вернули матери.
Похитительницу доставили в милицию. Выяснилось, что 19-летняя уроженка Таласской области, несмотря на юный возраст, уже имела судимость. Когда завершилось расследование, она получила новый срок.