Иван Зуев, Sputnik
Страны СНГ рассматривают возможность получения статуса коллективного наблюдателя в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Этот вопрос обсуждался на текущей неделе в Минске на заседании Совета постоянных полномочных представителей стран Содружества, сообщил заместитель председателя Исполкома СНГ Леонид Анфимов.
Кто входит в СНГ и ОДКБ
Сегодня в СНГ входят Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина. Последняя фактически свернула участие в проектах Содружества и вышла из целого ряда соглашений, а в августе 2018 года закрыла свое представительство при уставных органах СНГ. Но де-юре Украина все же остается в составе организации. Ассоциированным членом-наблюдателем Содружества с 2005 года стал Туркменистан — особый статус страна попросила, ссылаясь на свой нейтралитет (Туркменистан был среди основателей СНГ в 1991 году).
В ОДКБ состоят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. В свое время ОДКБ покинули Узбекистан и Азербайджан, а также Грузия, которая вышла и из СНГ.
То есть сейчас страны Содружества, которые не входят в военно-политический ОДКБ, — Азербайджан, Молдова, Украина и Узбекистан. Учитывая прозападную ориентацию нынешних властей Молдовы и Украины, да и неопределенный статус последней в СНГ, очевидно, что идея о любом присоединении к ОДКБ — крайне сложный вопрос.
Пока обсуждение инициативы о коллективном статусе наблюдателя в ОДКБ для СНГ проходит в закрытом режиме. И это понятно, поскольку по ряду вопросов позиции стран заметно отличаются, отмечает директор ташкентского Центра исследовательских инициатив Ma`no, политолог Бахтиёр Эргашев.
Как получить статус наблюдателя в ОДКБ и что это даст
Положение о статусе наблюдателя при ОДКБ предполагает, что его могут получить государства или международные организации, заинтересованные в изучении правил функционирования и опыта работы организации без принятия обязательств об участии в ее практических мероприятиях. При этом организация-кандидат должна сама работать исключительно в рамках Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, решений Совета Безопасности ООН, а также выступать за примат международного права и участвовать в разрешении территориальных споров, межэтнических и политических споров исключительно мирным путем. Кроме того, данная работа организации-кандидата не должна противоречить принятым в ОДКБ документам.
Если СНГ отправит заявку на получение статуса наблюдателя, решение будет принимать Совет коллективной безопасности ОДКБ после консультаций с Советом министров обороны, Комитетом секретарей советов безопасности.
Статус наблюдателя даст СНГ право участвовать в мероприятиях ОДКБ, а также консультироваться по различным вопросам с руководящими органами организации и странами-участницами. При этом наблюдатель берет на себя обязательство воздерживаться от любых действий и выступлений, способных нанести ущерб интересам ОДКБ или странам-участницам.
Зачем СНГ нужен статус наблюдателя — экспертная оценка
Активизация диалога на платформах СНГ и ОДКБ — следствие глобальных процессов в мировой политике, считает Бахтиёр Эргашев. По его мнению, в азиатском регионе и на Ближнем Востоке возник вакуум безопасности, который стремительно заполняется. Кризис в Казахстане и Афганистане показал, что старые рецепты однополярного мира неадекватны реальности.
"С уходом США из Афганистана лопнула система взаимных сдержек и противовесов. Можно говорить о дефиците безопасности в макрорегионе, о неком вакууме. Вакуума быть не может, он должен заполняться, и он заполняется. Очень активно идет формирование контуров региональной и макрорегиональной безопасности, когда уже почти нет американского фактора, и проявляется фактор других региональных центров силы, в частности России и Китая", — говорит Эргашев.
Статус наблюдателя в ОДКБ, тем более в качестве члена международной организации, не означает автоматического членства в объединении, напоминает белорусский политолог Алексей Дзермант.
"Коллективное наблюдение — это действительно новая форма взаимодействия организаций. И тут важно, будет ли консенсусное решение стран СНГ, при понимании, что это не означает автоматического членства или кардинальных изменений статуса государств. И второе, нужно оценить, что это дает самим членам СНГ и странам-участникам. Но в целом ничего экстраординарного не было предложено, никто не изобретает велосипед. Мы знаем, что Европейский союз или ОБСЕ, например, присутствуют наблюдателями во многих институциях", — отмечает Дзермант.
Директор Центра политических исследований при президенте Азербайджана Фархад Мамедов полагает, что, хотя республика ценит свой нейтральный статус, она находится в ситуации, когда требуется обновление подходов во внешней политики.
"Азербайджан является членом и председательствует в Движении неприсоединения. Это движение стран, которые не согласны входить в тот или иной военный блок. При этом у Азербайджана есть близкие отношения и военно-техническое сотрудничество с государствами ОДКБ и со странами НАТО. Но тут надо отметить, что после 44-дневной войны сформировались новые реалии. В соответствии с ними Азербайджан может предпринять шаги, которых не могло быть до войны", — подчеркнул Мамедов.