О том, каких успехов достиг проект за последнее время, какие товарные группы будут маркироваться в будущем и как система функционирует с, казалось бы, противоречащей ее работе легализацией параллельного импорта, Sputnik в кулуарах ПМЭФ-2022 рассказал председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий Михаил Дубин.
Председатель совета директоров "Центра развития перспективных технологий" Михаил Дубин
© Sputnik / Алексей Майшев
/ — Что вы "привезли" на ПМЭФ? Что планируете представить? Может, запланировано подписание каких-либо соглашений?
— Ровно три года назад на этой площадке было подписано соглашение о государственно-частном партнерстве, которое дало начало созданию системы в России. В этом году мы активно участвуем в деловой программе и представляем как достигнутые эффекты в области борьбы с нелегальной продукцией в России, других странах ЕАЭС и Узбекистане, так и возможности системы для властей и бизнеса, которые доступны уже сейчас.
В дни форума планируем подписать несколько соглашений с лидерами российского рынка, с которыми либо уже работаем, либо планируем начать сотрудничество по запланированным экспериментам. Так, мы поможем одному из крупнейших производителей продукции "Чистая линия" оптимизировать процесс производства и логистики с помощью данных из системы "Честный знак". С лидером рынка биологически активных добавок "Эвалар" вместе будем вырабатывать инструменты противодействия обороту нелегальных товаров. С холдингом "Росэлектроника" договорились о сотрудничестве в ходе готовящегося эксперимента по маркировке радиоэлектронной продукции. Подписываем соглашение об участии коллег в эксперименте, о дальнейшем сотрудничестве и развитии маркировки в отрасли.
— Расскажите о достигнутых за год успехах во внедрении маркировки в странах ЕАЭС и Узбекистане.
— Год был активным: запущен целый ряд "пилотов", и целый ряд товаров сейчас подлежит обязательной маркировке. В России это молочная продукция, вода минеральная и обычная. Отрадно, что запуски происходят без существенного влияния на конечную цену. Изначально были некоторые фобии компаний, но сейчас мы видим практические результаты. Влияние, например, в молочной продукции меньше, чем однопроцентный пункт в розничной цене, а изначально оценки и опасения рынка были существенно выше. Также запущен ряд экспериментов. Как я уже упомянул, есть биологически активные добавки, пиво, медицинские изделия, антисептики, электронные средства доставки никотина. Это те группы, на которых мы в ближайшее время в России будем фокусироваться. Также планируются к запуску "пилоты" по электронике и, возможно, по икре — мы получаем запросы от регуляторов и регионов. Это то, что касается России.
В других странах ЕАЭС проект активно развивается и двигается. Мы видим, что в Кыргызстане активный старт, у коллег уже целый ряд товарных групп запущен. Примечательно, что там в пилотном режиме уже внедрен цифровой акциз, когда система используется как ядро для расчета акцизного налога. Аналогичный проект цифрового акциза развивается в Узбекистане. Там в целом внедрение идет весьма оперативно: за 1,5 года удалось успешно запустить 4 проекта. В прошлом году были запущены маркировка табака, пива и алкогольных напитков. За это время на 20 процентов выросли сборы акцизов на сигареты. По алкоголю появилось 2 новых легальных производства, выросло число импортеров на 50 процентов. Еще одна категория, которая стартовала недавно – с 15 апреля, – это бытовая техника. Узбекистан стал первой на пространстве СНГ страной, запустившей маркировку этой группы товаров.
Возвращаясь к странам ЕАЭС, отмечу, что в уже упомянутом Кыргызстане успешно запущена маркировка табака и алкоголя. В Казахстане маркировке подлежат обувь и табак, включая так называемую альтернативную табачную продукцию. В Беларуси маркировка введена в категориях молочной продукции, обуви, одежды и автомобильных шин.
В Армении тоже планируется запуск уже в этом году маркировки табака. Ожидается, что это произойдет в сентябре. А в начале следующего года — и алкогольной продукции.
— Какие дальнейшие планы реализации данного проекта: какие товары далее будут маркироваться, какие результаты это должно принести? Придем ли мы в итоге к тому, что будет маркироваться вообще все? И если придем, то когда?
— Про развитие лучше спрашивать регуляторов, потому что мы частный партнер и создаем инструмент. В наши задачи входят разработка, поддержка, эксплуатация информационной системы, клиентское обслуживание, комфортное и быстрое внедрение по всей товаропроводящей цепочке и дальше — предоставление данных регуляторам. В чем регуляторы увидят ценность, мы готовы в те товарные группы развиваться. А главный эффект для государства заключается в защите граждан от нелегальной или опасной продукции и в том, чтобы была реализована фискальная функция системы.
В России на примере сигарет мы видим, что это успешно достигается: десятки миллиардов рублей каждый год собираются, то есть это дополнительные налоги и сборы. С другой стороны, для государства мы создаем цифровую модель отрасли, что позволяет принимать оптимальные управленческие решения. На примере фармы было видно, как вакцины распределялись на основании данных системы. Мы помним, как в марте был активный всплеск, скупка всего прозападного из-за опасения дефицита лекарств, но нам было четко видно, что дефицита нет. При этом регуляторам, которые отвечают за антимонопольное регулирование, доступны данные о "чемпионах" по наценкам. Мы не контрольное ведомство, как дальше ведомства используют эти данные — вопрос к ним, мы видим, что используют. И вскоре будет формализован kpi для ведомств по использованию системы.
Возвращаясь к планам в ЕАЭС, могу сказать, что проект развивается динамично во всех странах. Власти Казахстана в мае успешно завершили эксперимент по маркировке упакованной воды и анонсировали планы уже в следующем году ввести в этой категории маркировку в обязательном режиме. Также в Казахстане планируется уже в июле этого года начать поэтапный запуск маркировки лекарств.
В Кыргызстане в этом году запланирован запуск маркировки альтернативной табачной продукции, пива, энергетиков, сахаросодержащих напитков и упакованной воды. В следующем году в республике по плану запуск лекарств.
В Узбекистане в активной стадии запуска находятся две категории. Во-первых, лекарства. Они уже маркируются в добровольном режиме, а в обязательном порядке начнут с 1 сентября. Вторая категория — остальные виды табачной продукции.
Следующие отрасли для маркировки, которые прорабатываются сейчас в Узбекистане, — это газобаллонное оборудование и растительные масла. Также прорабатывается вопрос маркировки ковров, которые являются гордостью Узбекистана, но, к сожалению, тоже часто подделываются.
— Нет ли сегодня других стран в ближнем зарубежье, желающих подключиться к данному проекту?
— Интерес есть. Я не буду называть в силу чувствительности информации конкретные страны, их несколько. Причем какие-то в ближнем зарубежье, какие-то в более дальнем.
Мы видим, что технологии, которые в России используются, эффективны и в определенных вещах не имеют аналогов. Маркировка в России основана и на успешно проведенной реформе онлайн-касс. Благодаря этому мы имеем возможность оценивать объем потребления, все кассы в стране передают информацию в систему. Другие страны, когда в этом разбираются, приходят к нам с вопросами, за советами и идеями по внедрению системы, в чем, собственно, мы готовы участвовать.
— Расскажите о проекте внедрения маркировки в сложившихся сегодня условиях: многие товары перестали поступать в Россию и Беларусь, легализован параллельный импорт. Как сегодня функционирует система "Честный знак"?
— Правительство отмечало, что сейчас только маркировка позволяет сохранить учетную систему в стране, когда настолько снижены вся регуляторика и контроль. Почему-то появилось устойчивое мнение, что параллельный импорт — это сразу поток контрафакта. Да, риски есть, но по отношению к этой продукции действуют те же требования и механизмы контроля — как при пересечении границы, так и при обороте на территории нашей страны. Именно маркировка в тех группах, где она введена, будет инструментом отсечения этого самого контрафакта и поможет покупателям выбрать качественный товар. Государству в условиях параллельного импорта маркировка даст понимание состояния рынка, а потребителю — уверенность, что он тратит деньги на настоящий бренд. Параллельный импорт должен вызвать у потребителя всплеск интереса к проверке подлинности.
— Но разве легализация параллельного импорта и требование маркировки, по сути, не противоречат друг другу? Ведь промаркировать товар должен официальный поставщик, однако завезти многие товары официально теперь нельзя.
— Не совсем так. Промаркировать может как производитель, так и импортер — на территории другого государства или на таможенном складе. У импортера должны быть все необходимые документы, подтверждающие оригинальность товара при прохождении таможенного контроля. Иначе товар не попадет в страну. Мы работаем в рамках правового поля, и если власти решили, что эта продукция может попасть на рынок, то мы будем с ней работать.