БИШКЕК, 24 июл — Sputnik. Психологи Мария Зиновьева и Сергей Розанов рассказали порталу "Доктор Питер", как магазины активно используют психологические приемы, чтобы подвести покупателей к совершению покупки или ускорить принятие решение о ней.
1. Музыкальное сопровождение
Неспешная, расслабляющая мелодия в середине дня или, наоборот, подбадривающая вечером создают определенный ритм, под который подстраивается мозг. Это вводит нас в некое подобие транса и уменьшает уровень критического мышления.
2. Приятный запах
Магазины используют специальные ароматизаторы, которые, по результатам исследований, повышают потребность приобретать товар — то есть "забрать частичку" атмосферы магазина. Аромат может зависеть от специализации торговой точки. Например, сладкие запахи — для детских магазинов, кожа и кофе — для мужских, запах выпечки — для продуктовых.
3. Расположение товаров на уровне глаз
Цель продавцов-маркетологов — приглушить ваш голос разума, затуманить мозг, не давая ему лишний раз работать. Неудивительно, что и товары, которые хотят распродать первыми, располагают на уровне глаз, чтобы вам не надо было даже делать лишние телодвижения.
4. Яркий ценник/акции/розыгрыши
Здесь у маркетологов раздолье для манипуляций нашим сознанием. Обещание призов, использование узнаваемых личностей, заманивание статусными вещами — все это обращается напрямую к нашим неудовлетворенным потребностям. Некоторые из них, конечно, из детства: "если у меня появится эта вещь — со мной будут дружить!".
По словам психолога Сергея Розанова, многие психологические уловки магазины берут, как правило, из нейролингвистической психотерапии (НЛП).
5. Принцип контраста
Вам сначала предлагают самые дорогие вещи, на фоне которых в дальнейшем остальные будут казаться дешевыми. Если вы купили дорогой костюм, покупка дорогого галстука на его фоне будет выглядеть не так расточительно.
6. Взаимный обмен
Вам предлагают что-то бесплатно (подарок от фирмы, ручку или что-то другое), и вы чувствуете себя обязанным. Поэтому скорее согласитесь приобрести ненужный товар или закроете глаза на завышенную цену.
7. Уступки
Вам предлагают заранее завышенную цену и озвучивают скидки, акции от этой цены.
8. Подстройка
Вам задают личные вопросы и подстраиваются под вас. Оказывается, что продавец вдруг служил в тех же войсках, жил в том же городе, учился в том же заведении и так далее. После этого "он же не обманет" и происходит покупка более дорогих вещей.
9. Правило малого
Вас убеждают, что этот товар заканчивается и будет дефицитным, сроки акции ограничены и тому подобное.