Отметим, что в этом году наблюдается не только дефицит питьевой воды, но и проблемы с заполнением Токтогульского водохранилища (одноименная ГЭС — самая крупная в Кыргызстане). Однако в данном материале речь пойдет исключительно о поливной воде и о том, как ее нехватка отразится на урожае, в том числе пшеницы. Из-за засухи в 2021 году пшеницы в стране собрали чуть ли не в два раза меньше, чем даже в "пандемийном 2020-м.
Почему Кыргызстан испытывает проблемы с водой
Директор Службы водных ресурсов Алмазбек Сокеев рассказал, что в мае приточность рек была в четыре раза ниже нормы и два раза ниже, чем в 2021-м. На вопрос, почему сегодня дефицит поливной воды не ощущается сильнее, чем тогда, он ответил, что в последние годы были выделены значительные средства на расчистку каналов и другие необходимые работы: в 2022-м на данные цели перечислили 950 миллионов сомов, в 2023-м — уже 430 миллионов (и будет еще), тогда как обычно перечислялось не более 200 миллионов. В результате удалось подготовиться к засушливому лету: коэффициент полезного действия БЧК на этот раз составил 86 процентов, а два года назад было только 60 процентов.
© Sputnik / Шабдан Абылгазы уулу
"То есть тогда теряли 40 процентов воды, а сейчас — 14. В Большом Чуйском канале увеличились объемы и скорость поступления воды", — пояснил Сокеев.
По его словам, с 8-9 июня водность увеличилась до нормы, но в мае фермеры не успели полить все участки, поэтому сейчас производится массовый полив. Воду подают по очереди, чтобы все крестьяне успели ее получить. Ситуация заметно улучшилась: например, два года назад в Панфиловский район (конец БЧК) поступало максимум 1,5 кубометра воды в секунду, а сегодня — 2,5-3 кубометра. Специалист привел и другие важные данные.
"Всего 25 процентов земель в республике обеспечиваются водой из водохранилищ. У нас 1 миллион гектаров орошаемых земель, и только 250 тысяч из них мы можем гарантированно полить, а остальные зависят от осадков и водности рек, то есть от природы", — отметил глава Службы водных ресурсов.
Чтобы решить проблему, необходимо, по словам Сокеева, принять следующие меры:
строить накопительные бассейны (работа уже ведется);
забетонировать каналы или установить там трубы, чтобы избежать потерь;
в стране есть межхозяйственные каналы (на балансе службы) и внутрихозяйственные (на балансе ассоциаций водопользователей), последние в "ужасном состоянии", поэтому ведомство уже приняло 55 самых "проблемных" на свой баланс (реформа продолжается, но "это дело не одного дня);
один из способов преодоления дефицита — капельное орошение, но это должно быть решение самих фермеров, им уже выдают кредиты на необходимое оборудование.
Отразится ли ситуация на урожае
Отвечая на этот вопрос, Сокеев подчеркнул, что не все зависит от воды.
"Дефицит воды, может, и отразится, но урожай зависит и от качества семян, наличия удобрений, соблюдения агротехнических требований. Кроме того, у нас были заморозки. У тех, кто пересеял, всходы хорошие, а у тех, кто этого не сделал, возможно, будут проблемы", — объяснил он.
Президент Ассоциации мукомольных предприятий Рустам Жунушов в свою очередь напомнил, что весна в этом году была поздней и прохладной, возникли проблемы с поливом.
© Sputnik / Асель Сыдыкова
"Мы выезжали на места и смотрели — ростки пшеницы невысокие. Фермеры прогнозируют плохой урожай: пшеницы практически нет. В некоторых районах даже встает вопрос, собирать ли урожай, оправдаются ли расходы", — рассказал Жунушов.
Глава ассоциации отметил и другие важные факторы.
Во-первых, Кыргызстан традиционно импортирует до 90 процентов необходимого зерна. К примеру, урожай продовольственной пшеницы (она идет на муку, а есть еще фуражная, которая идет на корм скоту) составляет 50-60 тысяч тонн; всего же республике требуется 700-800 тысяч тонн в год.
Во-вторых, страна импортирует пшеницу главным образом из России. Стоимость килограмма российского зерна составляет 18-19 сомов, а казахстанское дороже на 5-6 сомов.
В-третьих, есть опасения, что из-за погодных условий в некоторых регионах РФ, откуда идет импорт в Кыргызстан, урожай будет ниже. Отечественные мукомолы будут планировать дальнейшие шаги после того, как поступит информация о сборе урожая.
В-четвертых, мелькомбинаты хранят минимум двухмесячный запас зерна.
В-пятых, благодаря обнулению НДС на импорт зерна в республике работают 33 мелькомбината (два года назад было всего несколько), мукомольная отрасль практически восстановилась. Необходимо восстанавливать и сырьевую базу, но нужны большие площади под пшеницу. Однако многим фермерам работать с этой агрокультурой невыгодно.
В-шестых, пшеница из России в этом году поступает по более низким ценам, чем в прошлом. Причина в том, что курс рубля практически сравнялся с курсом сома.
Как КР восполняла дефицит продуктов питания
На деле Кыргызстан даже в более благоприятные годы (речь о погодных условиях) регулярно закупал внушительные объемы продовольствия, причем большая часть поступала из государств ЕАЭС. Являясь членом этого интеграционного объединения, страна может получать товары, в том числе продукты, беспошлинно.
На днях в Минсельхозе рассказали, что КР полностью обеспечивает себя картофелем, бахчевыми и на 70-100 процентов — мясом, хлебопродуктами и сахаром. Однако наблюдается серьезная проблема в сфере производства растительного масла.
Информация Нацстаткома об импорте за январь–апрель 2023 года
Пшеница (144,7 тысячи тонн):
Россия — 140 656;
Казахстан — 4 083,7.
Пшеницы страна закупила в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (69,3 тысячи тонн).
Сахар (почти 21 тысяча тонн):
Азербайджан — 8 690,5;
Беларусь — 4 499,3;
Бельгия — 2 575,4;
Германия — 2 429,6;
Индия — 1 802,4;
Иран — 780.
Небольшие объемы сахара поступили еще из нескольких стран. С января по апрель 2022 года Кыргызстан импортировал почти в два раза меньше этого продукта — 10,9 тысячи тонн.
Подсолнечное масло (11,8 тысячи тонн):
Россия — 9 866,7;
Казахстан — 1 847,9.
Небольшие партии поступили из Армении и Азербайджана. За аналогичный период 2022-го было импортировано почти 8,5 тысячи тонн.