Михаил Воробьев
Перевозчики стран ЦА расширяют географию полетов. Только в аэропорту Ташкента пассажиропоток за первое полугодие 2023-го составил 3 миллиона человек, что на 39% больше, чем в прошлом году. Бишкекский аэропорт "Манас" по итогам 2022-го обслужил около 2,7 миллиона пассажиров, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года показатель увеличился на 26,8%. В 2022 году аэропорты Таджикистана обслужили свыше 3,1 миллиона пассажиров — почти в два раза больше, чем в 2021-м.
В связи с этим авиакомпании региона закупают новые воздушные судна, а также испытывают потребность в увеличении числа пилотов. С чем связана активизация работы авиакомпаний в ЦА и правда ли, что регион "перекупает" российских специалистов, разбирался Sputnik.
Пилоты в дефиците
Процесс привлечения иностранных пилотов, в том числе российских, в авиакомпаниях республик Центральной Азии идет достаточно давно, поскольку их там всегда не хватает, рассказала корреспонденту Sputnik директор компании "Авиаперсонал" Анастасия Мирошниченко.
"Этот процесс прерывался только на время пандемии, когда остановились все перевозки. Сейчас, при восстановлении спроса после мирового кризиса гражданской авиации, дефицит летного состава будет расти во всем мире, в том числе в ЦА", — пояснила она.
Если считать по паритету покупательской способности, заработная плата пилотов в пяти ключевых российских авиакомпаниях вполне конкурентоспособна, однако из организаций, которые не входят в топ-10, профессионалы нередко уходят, отметила эксперт.
По данным "Авиаперсонала", среднемесячная зарплата командира воздушного судна в РФ в 2022 году составила 314 тысяч рублей, что на 10% меньше показателя 2021-го.
На фоне роста объемов перевозок у некоторых авиакомпаний стран ЦА возникает потребность увеличения квалифицированного летного состава, поэтому обращение к российскому рынку труда в качестве донора для таких пилотов выглядит вполне логичным, уточнил глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
Согласно данным Росавиации, по состоянию на март 2023 года в РФ было свыше 14 280 пилотов.
Рост авиаперевозок
В развитии авиасообщения в Центральной Азии есть два важнейших драйвера, рассказал Олег Пантелеев.
"Первое — это трудовая миграция, которую нужно обслуживать. Граждане из стран ЦА довольно часто направляются в Россию на заработки", — отметил он.
Еще один фактор — теоретическая возможность использования транзитных возможностей государств региона при полетах граждан РФ, ведь напрямую российские авиакомпании не могут летать во многие страны, которые ввели антироссийские санкции.
"Россиянам, которые хотят попасть в недружественные РФ страны, нужно делать пересадку в каких-то третьих государствах. Больше всего в построении таких маршрутов преуспели Турция, ОАЭ и Армения", — сообщил глава аналитической службы агентства "АвиаПорт".
Сейчас, по его словам, в эту "борьбу" вступает Грузия, тогда как ЦА тоже имеет некоторый потенциал.
"У стран региона географически и политически есть хорошие возможности, они могут подхватить какие-то транзитные потоки. Авиакомпании центральноазиатских республик закупают новые воздушные суда. Рынки пока относительно небольшие, речь не идет о сотнях самолетов, но обновление парка продвигается", — рассказал директор по исследованиям и разработкам компании ATO COMM Алексей Синицкий.
Изменения в Узбекистане
Активный рост числа авиаперевозок наблюдается в Узбекистане, что объясняется развитием в стране туристической сферы, подчеркнула Анастасия Мирошниченко.
"Аэропорты там находятся в новой стадии развития", — отметила она.
Так, в апреле в аэропорту Ташкента открыли новую взлетно-посадочную полосу, которая может принимать все типы самолетов. В воздушной гавани Андижана идет реконструкция. Модернизировать также планируют аэропорты в Бухаре, Ургенче и Намангане.
В стране долгое время существовало целое "суперведомство" — структура, объединявшая авиакомпанию, аэропорты и Министерство гражданской авиации, напомнил Алексей Синицкий.
"Сейчас же там избран новый курс. Создается много авиакомпаний, много стартапов. Некоторые смотрят в сторону лоукоста", — сообщил эксперт.
Летный состав России
Уверенно сказать, столкнется ли РФ с дефицитом пилотов, достаточно сложно, отметил Олег Пантелеев.
"Спрос на специалистов будет определяться объемом перевозок. Точно спрогнозировать, будет ли он расти, снижаться, или же будет стабилен, я не могу", — признался он.
По словам эксперта, ситуацию с персоналом определяют три фактора.
"Во-первых, это динамика перевозок в России. Рост перевозок повышает вероятность дефицита. Снижение объемов перевозок устраняет такую вероятность", — объяснил глава аналитической службы агентства "АвиаПорт".
Второй фактор — курс рубля.
"Зарплата номинирована в рублях. Если рубль падает, реальная привлекательность рублевых зарплат тоже снижается. Это создает предпосылки для поиска работы за рубежом", — продолжил Пантелеев.
Третий фактор — переучивание на новые воздушные суда отечественного производства.
"Тут нужно решить все технические, организационные задачи, чтобы переход на новую авиатехнику не сопровождался дефицитом кадров", — сказал эксперт.
Он подчеркнул, что важно иметь достаточное количество тренажеров, чтобы переобучение летного персонала с наиболее распространенных западных типов самолетов на новые российские происходило быстро.