Президент России Владимир Путин заявил, что так называемый "золотой миллиард" 500 лет паразитировал на разных народах, западные элиты привыкли набивать карманы, но сегодня "они должны понять, что бал вампиров заканчивается".
В интервью на радио Sputnik Кыргызстан Бактыбек Саипбаев рассказал о возникновении грабительской философии западных элит.
— Только за последние 70 лет Запад развязал более 200 больших и малых конфликтов, в том числе "цветные революции". Откуда такая агрессия?
— Это очень интересный вопрос, особенно с точки зрения истории. Впервые Запад в виде современной Западной Европы вкусил плоды завоеваний в период крестовых походов в XI веке. Именно тогда он начал проводить политику экспансии. Эти войны велись под благовидным предлогом — помочь братьям-христианам освободить Гроб Господень, но, с точки зрения экономики, все сводилось к простому разграблению территорий. Напомню, западная часть бывшей Римской империи тогда приходила в упадок, экономически обнищала, а восточная территория в виде Византийской империи процветала, там можно было поживиться. Поэтому первый удачный крестовый поход стал для Западной Европы сигналом — оказывается, можно и нужно идти на дальние территории. Эту стратегию европейцы успешно претворяли в жизнь.
В XV веке стартовала эпоха великих географических открытий, которая началась с путешествий в дальние страны Васко да Гамы, Христофора Колумба, Америго Веспуччи и других мореплавателей. Страны, которые сейчас составляют ядро Западной Европы, начали осваивать Африку, потом Азию и Латинскую Америку. Наступил большой этап колониального передела мира.
Тогда происходили удивительные вещи. Например, маленькая Португалия сумела захватить огромную территорию современной Бразилии. Испанцы захватили всю Центральную, а потом и Южную Америку. Конкистадоры устроили настоящий геноцид коренного населения, уничтожили великие цивилизации ацтеков, инков и майя. Аборигены были порабощены и насильственно христианизированы. В это же время в Европу шло огромное количество каравелл, набитых золотом. Испания почивала на лаврах и считалась самой богатой страной Старого света. Но, как это часто бывает, из-за неимоверного богатства элита начала жировать, деградировать, и позже инициативу перехватила Англия, которая впоследствии стала Великобританией.
Просто напомню исторический факт — английская корона узаконила пиратство, отчаянные каперы и флибустьеры получили полную поддержку со стороны монархии. По словам знаменитого пирата Фрэнсиса Дрейка, ставшего дворянином и уважаемым членом общества, английский барон и английский бандит не отличались ничем, разве что титулом. Тогда легко можно было присвоить и отобрать титул. Кого-то из пиратов вздернули на рее, а кто-то стал лордом, пэром или адмиралом.
В результате всех этих событий Англия стала великой мировой державой, хотя и испытывала сильную конкуренцию со стороны Франции. Собственно, французам до сих пор обидно, что в столкновениях на Североамериканском континенте верх одержали англичане. Последние с тех пор горделиво говорят, что над Британской империей никогда не заходит солнце, а результаты их колониальной деятельности впечатляют: британская корона имела владения в Африке, Азии, Юго-Восточной Азии, Северной и Центральной Америке, но жемчужиной в этой короне, конечно, была Индия.
То есть, по сути, вся Европа почти 500 лет занималась тем, что выкачивала ресурсы из Азии, Африки и Латинской Америки. Именно тогда появилась первая транснациональная корпорация, имевшая собственную ЧВК, — Британская Ост-Индийская компания. Именно тогда генуэзцы и венецианцы накапливали капиталы, которые послужили основой для развития капитализма и банковской системы.
Сегодня многие соотечественники задаются вопросом, почему в Советском Союзе люди жили довольно скромно, а в Европе — "дорого–богато". Они просто забывают, что основой нынешнего европейского благополучия являются в том числе несколько веков колониального господства и разграбления остального мира.
— Вы перечислили главным образом свободные территории, на которых не было стран. При чем тут войны?
— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, какие жестокости творили, к примеру, голландцы и бельгийцы, да и другие европейцы, когда захватывали огромные территории в Африке, Азии, Америке. Политика национального превосходства, приводящая к геноциду, была для них нормой, а сейчас они стыдливо это замалчивают. Кстати, первые концлагеря создали англичане во время англо-бурской войны в Южной Африке и в Америке, где в резервации загоняли остатки индейского населения.
Именно тогда зародилась теория расизма, провозгласившая превосходство белого человека. Многие европейцы считали себя людьми "высшего сорта", а к остальным относились как к низшим или даже животными. Были и такие ужасные развлечения, как человеческие зоопарки. Кстати, последнюю "выставку людей" провели относительно недавно — в 1958 году в Брюсселе, где на потеху посетителям выставляли жителей конголезской деревни. Многие богатые европейцы заказывали себе, извините, чучела жителей Африки, Папуа — Новой Гвинеи, Азии, Америки. Можно также вспомнить опиумные войны, организованные Великобританией, а затем и другими европейскими странами с целью завоевать и подчинить Китай. После тех событий Поднебесная почти 100 лет не могла выбраться из нищеты, и она этого никогда не забудет.
Таким образом, нацизм, теория расового превосходства и даже современная теория "золотого миллиарда" имеют глубокие исторические корни. Да, сейчас коллективный Запад пытается выглядеть "белым и пушистым", пропагандируя толерантность и терпимость, но если вспомнить его историю, многое становится понятным.
— Все эти события были давно, а сегодня что-то изменилось, на ваш взгляд?
— Риторика изменилась, а принципы — нет. Современная политика Запада в отношении целых государств является продолжением колониализма, хитро прикрытого благовидными целями. Например, мы все помним, как под видом борьбы за демократию были разграблены и уничтожены Югославия, Ирак, Ливия, да и в других странах произошли перевороты, которые привели не к процветанию, а к упадку и нищете.
Сегодня многие государства начали все это понимать и выступают против. Так, президент Аргентины на встрече с европейскими политиками в ответ на красивые жесты и улыбки сказал (в мягкой форме): дескать, всё, ребята, хватит, мы больше не являемся вашей колонией и сырьевым придатком, давайте работать на принципах равноправия, обмениваться технологиями.
Аргентина, Бразилия, Мексика и другие страны Латинской Америки долгое время страдали от колониальной зависимости. Даже когда де-юре была провозглашена их независимость, де-факто они оставались сырьевыми придатками европейских государств.
В XX веке в результате двух мировых войн глобальная гегемония перешла к США. Но политика колониализма никуда не исчезла. Да, сейчас мы видим другие процессы: Штаты превращают страны Европы в вассалов и подчиняют их своей воле. Однако западная солидарность крепка, западные элиты до сих пор относятся ко всем остальным как к людям низшего сорта. Именно поэтому Франция так недовольна тем, что ее выталкивают из Центральной Африки и она теряет влияние в бывших колониях — Алжире, Нигере, Мали.
Африканцы говорят: хватит высасывать у нас ресурсы, мы хотим порядка, мы устали от этих "цветных революций", переворотов... Они также видят, что Россия работает с ними как с равноправными партнерами, очень справедливо к ним относится, что русские хотят помочь им установить нормальную власть и поднять экономику. Именно поэтому для решения своих проблем африканские страны все чаще обращаются к РФ. Россия и Китай очень активны сейчас в Африке и создали некий симбиоз: русские обеспечивают военно-политическую стабильность, а китайцы вливают инвестиции в экономику.
То есть сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда бывшие колонии не хотят жить по-прежнему, хотят равноправия и развития, поэтому объединяются со странами, которые идут наперекор воле США и Западной Европы. Люди не желают, чтобы их обманывали, как аборигенов, выменивая золото на стеклянные бусы.
Есть и еще один важный момент: почти все государства на планете существуют в рамках капиталистической системы, пределы роста которой исчерпаны, — капиталу некуда расширяться. Поэтому капитал "обнуляет" некоторые территории, чтобы затем сформировать спрос и точки роста. Примеры тому — Первая и Вторая мировые войны, когда Европа была "обнулена" и восстановлена по плану Маршалла. А любое строительство, тем более в больших масштабах, — это рабочие места, покупка материалов и прочее, что в итоге является катализатором роста. То есть принцип простой: как только в экономике начинается стагнация, организуется война, за счет которой мировой капитализм спасается от финансового и экономического кризиса.
Нынешний конфликт на Украине — по сути, попытка спровоцировать третью мировую войну. США выгодно продолжать этот конфликт, так как идут инвестиции в военно-промышленный комплекс, оживает реальное производство.
— Вы хотите сказать, что кризис заставляет Запад начинать войну?
— Именно так. Сегодняшний финансовый кризис начался еще в 1980-х годах, но после распада СССР мировой капитал получил новые рынки и много дешевых ресурсов, которые он выкачивал из всех постсоветских стран. На обломках социалистической системы, поглощая богатства, накопленные Советским Союзом и всеми государствами соцлагеря, они продержались 30 лет, но конструктивно перестроить свою систему так и не смогли.
После победы в "холодной войне" Запад, по сути, превратил Россию и другие постсоветские страны в колонии. В конституции и политическое устройство были заложены основы, позволяющие разграблять их как посредством финансовых институтов, так и напрямую. Например, некоторые центральные банки не подчиняются президенту или правительству, а работают по указке МВФ и Всемирного банка. Сегодня многие страны мира сидят на "финансовой игле", это тоже инструмент грабежа.
Кроме того, коллективный Запад, делая ставку на свое финансовое и технологическое превосходство, хочет сохранить привилегированное положение и по-прежнему качать ресурсы из других государств. Западные элиты считают, что нельзя делиться передовыми достижениями научно-технического прогресса со всякими "аборигенами" из Африки, Азии, Латинской Америки.
Такая ситуация вынуждает страны обособляться, формировать собственные региональные союзы, макрозоны. Чтобы защититься от влияния извне и не отставать в развитии, этим странам придется не только строить новую экономику, но и создавать собственные системы кибербезопасности, технологические платформы и технические регламенты производства, инновационные продукты. Нам всем надо избавляться от финансового неоколониализма и обретать реальный суверенитет.
Именно поэтому сегодня мы видим процесс переформатирования мирового порядка. Однако, предчувствуя свой неизбежный крах, капитализм пытается сохраниться в новых формах. Недаром на Давосском форуме обсуждают теории инклюзивного капитализма, введение мировой цифровой валюты и даже такие бесчеловечные вещи, как появление новых биологических видов — "служебного человека", который должен работать за миску еды, и элиты "золотого миллиарда", которая будет жить до 200 лет. Все это напоминает действия фашистов, отсюда и попытки возродить фашизм в разных странах.
Мы наблюдаем конфликт философий. Половина человечества, особенно западная, всегда исповедовала идеи обогащения, получения прибыли. Другая половина — восточные цивилизации — была озабочена справедливым распределением ресурсов, так как в суровых условиях невозможно выжить в одиночку. Но обе стороны постепенно начинают осознавать, что они находятся на одной платформе, в одной лодке. И решение этого конфликта очень красиво, емко сформулировали китайцы через идею единой судьбы человечества. Концепция, озвученная главой КНР Си Цзиньпином, предполагает отказ от войны и политики силы. А если человечество не придет к единому мнению, цивилизация погибнет.